![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малые фольклорные жанры как средство повышения
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ
Масойть А.С., учащаяся 3 курса (г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Богатырева А.Э., магистр педагогики
Одной из стратегических задач современного образования является формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Поскольку начальная школа – это отправная точка в мир познания, то именно в младших классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача учителя состоит не только в том, как научить ребенка правильно держать ручку, писать, считать, но и научить умению общаться, дружить, думать, творить. Иначе говоря, пробудить в нем интерес к познанию. Проблема познавательного интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического развития педагогической мысли и школы (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, и др.). В наши дни тема не перестает быть актуальной. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Поддержать интерес ребенка к учебе, в частности к одному из сложнейших предметов – математике, задача не из легких. Поэтому современный учитель должен найти те пути, те методы, приемы и средства, которые способствовали бы созданию положительной эмоциональной окраски в освоении математики младшими школьниками. Одним из векторов решения данной проблемы является включение в структуру урока математики малых фольклорных жанров: загадок, стихотворной речи, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок. Причем важен правильный отбор их использования. Следует отметить, что вышеуказанные фольклорные элементы должны подбираться в соответствии с возрастными особенностями учащихся, сочетать в себе образность и увлекательность в соответствии с познавательной ценностью математического содержания, включать в себя соответствующие понятия и задания, быть посильными для учащихся и представлять собой достаточно высокие образцы народной мудрости [1].
Функциональное назначение фольклорных форм может быть разнообразным: - может служить средством создания у учащихся положительного эмоционального настроя и интереса к предстоящей учебной деятельности; - способствовать возбуждению познавательной активности детей; - акцентировать внимание на некоторых математических понятиях и их свойствах; - использоваться для закрепления, уточнения и конкретизации знаний о конкретных математических объектах и др. Одним из древнейших жанров фольклора являются загадки, которые иносказательно и образно изображают предметы и явления окружающей действительности. По своей структуре различают загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Они носят обучающий и развивающий характер и представляют великолепный учебный материал. Например, урок ознакомления с числом и цифрой «четыре» уместно начать с загадок: 1. Ножек четыре, Шляпок одна, Нужен, коль станет Обедать семья (стол). 2. Четыре синих солнца у бабушки на кухне, Четыре синих солнца горели и потухли. Поспели щи, шипят блины, До завтра солнца не нужны (газовая плита). Учащиеся должны выявить одинаковое число – «четыре», что и привлечет их внимание к изучаемой теме. Кроме того, дети могут предложить свои варианты загадок с числом четыре. При обучении приемам классификации, сравнения и определения характеристических свойств предметов или событий также будут уместны загадки. Отгадывая их, ребенок по общим признакам выделяет класс объектов и исключает те, которые этими признаками не обладают. Для закрепления ранее полученных знаний о числах, величинах, арифметических операциях, временных отношениях и других математических объектах в упражнения для устного счета рекомендуется включать задачи в стихах. Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо – совсем позабыла. Две штучки – для внучки, Две штучки – для деда, Две штучки – для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки. Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок – коротких рифмованных стишков, применяемых для определения, ведущего или распределения ролей в игре. Этот фольклорный элемент целесообразно применять на уроке в тогда, когда учащиеся нуждаются в снятии эмоционального напряжения, разрядке и отдыхе. Вместе с тем, считалки должны содержать математические термины или понятия: Раз, два, три, четыре, пять Я хочу с тобой играть. Заходи скорее в круг, Будем веселиться друг. Шесть, семь, восемь, У ребят мы спросим: «Кто быстрее и ловчее, Тот и выйдет поскорее». Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Девять, восемь, семь, шесть, Пять, четыре, три, два, один. В прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать. Для этой же цели служат скороговорки – специально придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, соревновательное и игровое начало которых привлекательно для детей. Кроме того, велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Математическое содержание скороговорок приветствуется: 1) Шли сорок мышей, несли сорок грошей; Две мыши поплоше несли по два гроша. 2) У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. 3) В семеро саней по семеро в сани уселись сами (для закрепления таблицы умножения) Учителю следует контролировать «временн о е увлечение» детей этим занимательным материалом, поскольку есть риск отвлечься от учебной деятельности. В связи с этим у учащихся может создаться впечатление того, что все задания должны быть представлены в игровой или занимательной форме. Наряду с другими жанрами фольклора в структуре уроков математики одно из центральных мест занимают пословицы и поговорки, содержащие математические понятия. По определению Я.А. Коменского, «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается [2, с.52]. Эти малые формы устного народного творчества косвенно несут в себе информацию об истории происхождения понятий, об использовании математических понятий в отношениях между людьми. Они обогащают смысловое содержание соответствующих терминов и объектов, являясь связующим звеном между математическим содержанием понятия и его лексическим значением. Использование пословиц и поговорок при обучении математике – мощное средство «очеловечивания» математического знания. Побуждая учащихся к активной познавательной деятельности, в начале урока в качестве девиза рекомендуется использовать пословицы и поговорки об уме, учении, знаниях: «Без ума голова – что фонарь без свечи», «От добрых дум крепчает ум», «Красота приглядится, а ум всегда пригодится», «Ум любит простор» [3]. Цитируя, например, поговорку «Чужой ум до порога», детская аудитория под руководством учителя приходит к выводу: нельзя надеяться, что другой человек может всё понять и решить за тебя, надо соображать и действовать самостоятельно.
Пословицы об учении содержат яркие сравнения: ученье – свет, неученье – тьма; знания не кошель – за плечами не носить, учить – ум точить. Систематическая работа над грамматическим содержанием подобных пословиц укрепляет мотивацию младших школьников к овладению знаниями. При изучении новой темы урок можно начать с чтения пословиц и поговорок, содержащих информацию, о которой речь пойдет далее. Пословицы и поговорки предлагаются учащимся в виде задания на расстановку пропущенных числовых данных или математических понятий. Например: 1) Душа …, а желаний … (одна, тысяча) 2) … человека знают – узнают все … (три, тридцать) 3) На … опоздаешь – …не наверстаешь (час, годом) 4) … живи, …учись (век, век) 5) … говори, да … делай (меньше, больше) [4]. Таким образом, малые фольклорные жанры могут использоваться для повторения, актуализации знаний, постановки темы нового урока. Они позволяют закрепить математические термины и понятия, связать этапы урока и, что самое главное – реализовать свою воспитательную функцию. Несомненно, применение фольклорных элементов на уроках математики можно рассматривать как мощное средство развития познавательной активности младших школьников, которое способствует снижению перегрузок и переутомления, формированию самостоятельности мышления, совершенствованию творческого воображения и математических способностей детей. Мотивация и интерес к предмету в данном случае увеличиваются и несут познавательную нагрузку, что способствует повышению качества начального математического образования в целом.
Список цитированных источников: 1. Куликова, И.В. Использование загадок, пословиц и стихотворений в ходе обучения математике / И. В. Куликова // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 32–33 2. Тришина Е.С. Пословицы и поговорки как средство нравственного воспитания младших школьников / Е.С. Тришина // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №3. – С.51–55. 3. Пословица – всем делам помощница: Пособие для учащихся начальных классов / Серия «Библиотечка учащихся» вып. 2 / Составители Худенко Л.А., Гаврусев В.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 12 с. 4. Всех скороговорок не перескороговоришь: школьнику младших классов / Серия «Библиотечка учащихся» вып. 3 / Составители Худенко Л.А., гаврусев В.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 16 с. 5. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / Т.А. Александрова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/520691/
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.226.71 (0.015 с.) |