Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малые фольклорные жанры как средство повышения

Поиск

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ

 

Масойть А.С., учащаяся 3 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Богатырева А.Э., магистр педагогики

 

Одной из стратегических задач современного образования является формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.

Поскольку начальная школа – это отправная точка в мир познания, то именно в младших классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача учителя состоит не только в том, как научить ребенка правильно держать ручку, писать, считать, но и научить умению общаться, дружить, думать, творить. Иначе говоря, пробудить в нем интерес к познанию.

Проблема познавательного интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического развития педагогической мысли и школы (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, и др.). В наши дни тема не перестает быть актуальной. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Поддержать интерес ребенка к учебе, в частности к одному из сложнейших предметов – математике, задача не из легких. Поэтому современный учитель должен найти те пути, те методы, приемы и средства, которые способствовали бы созданию положительной эмоциональной окраски в освоении математики младшими школьниками.

Одним из векторов решения данной проблемы является включение в структуру урока математики малых фольклорных жанров: загадок, стихотворной речи, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок. Причем важен правильный отбор их использования.

Следует отметить, что вышеуказанные фольклорные элементы должны подбираться в соответствии с возрастными особенностями учащихся, сочетать в себе образность и увлекательность в соответствии с познавательной ценностью математического содержания, включать в себя соответствующие понятия и задания, быть посильными для учащихся и представлять собой достаточно высокие образцы народной мудрости [1].

Функциональное назначение фольклорных форм может быть разнообразным:

- может служить средством создания у учащихся положительного эмоционального настроя и интереса к предстоящей учебной деятельности;

- способствовать возбуждению познавательной активности детей;

- акцентировать внимание на некоторых математических понятиях и их свойствах;

- использоваться для закрепления, уточнения и конкретизации знаний о конкретных математических объектах и др.

Одним из древнейших жанров фольклора являются загадки, которые иносказательно и образно изображают предметы и явления окружающей действительности. По своей структуре различают загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Они носят обучающий и развивающий характер и представляют великолепный учебный материал. Например, урок ознакомления с числом и цифрой «четыре» уместно начать с загадок:

1. Ножек четыре,

Шляпок одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья (стол).

2. Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины,

До завтра солнца не нужны (газовая плита).

Учащиеся должны выявить одинаковое число – «четыре», что и привлечет их внимание к изучаемой теме. Кроме того, дети могут предложить свои варианты загадок с числом четыре. При обучении приемам классификации, сравнения и определения характеристических свойств предметов или событий также будут уместны загадки. Отгадывая их, ребенок по общим признакам выделяет класс объектов и исключает те, которые этими признаками не обладают.

Для закрепления ранее полученных знаний о числах, величинах, арифметических операциях, временных отношениях и других математических объектах в упражнения для устного счета рекомендуется включать задачи в стихах.

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо – совсем позабыла.

Две штучки – для внучки,

Две штучки – для деда,

Две штучки – для Тани,

Дочурки соседа...

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок – коротких рифмованных стишков, применяемых для определения, ведущего или распределения ролей в игре. Этот фольклорный элемент целесообразно применять на уроке в тогда, когда учащиеся нуждаются в снятии эмоционального напряжения, разрядке и отдыхе. Вместе с тем, считалки должны содержать математические термины или понятия:

Раз, два, три, четыре, пять

Я хочу с тобой играть.

Заходи скорее в круг,

Будем веселиться друг.

Шесть, семь, восемь,

У ребят мы спросим:

«Кто быстрее и ловчее,

Тот и выйдет поскорее».

Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Для этой же цели служат скороговорки – специально придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, соревновательное и игровое начало которых привлекательно для детей. Кроме того, велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Математическое содержание скороговорок приветствуется:

1) Шли сорок мышей, несли сорок грошей;

Две мыши поплоше несли по два гроша.

2) У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

3) В семеро саней по семеро в сани уселись сами (для закрепления таблицы умножения)

Учителю следует контролировать «временн о е увлечение» детей этим занимательным материалом, поскольку есть риск отвлечься от учебной деятельности. В связи с этим у учащихся может создаться впечатление того, что все задания должны быть представлены в игровой или занимательной форме.

Наряду с другими жанрами фольклора в структуре уроков математики одно из центральных мест занимают пословицы и поговорки, содержащие математические понятия. По определению Я.А. Коменского, «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается [2, с.52]. Эти малые формы устного народного творчества косвенно несут в себе информацию об истории происхождения понятий, об использовании математических понятий в отношениях между людьми. Они обогащают смысловое содержание соответствующих терминов и объектов, являясь связующим звеном между математическим содержанием понятия и его лексическим значением. Использование пословиц и поговорок при обучении математике – мощное средство «очеловечивания» математического знания.

Побуждая учащихся к активной познавательной деятельности, в начале урока в качестве девиза рекомендуется использовать пословицы и поговорки об уме, учении, знаниях: «Без ума голова – что фонарь без свечи», «От добрых дум крепчает ум», «Красота приглядится, а ум всегда пригодится», «Ум любит простор» [3]. Цитируя, например, поговорку «Чужой ум до порога», детская аудитория под руководством учителя приходит к выводу: нельзя надеяться, что другой человек может всё понять и решить за тебя, надо соображать и действовать самостоятельно.

Пословицы об учении содержат яркие сравнения: ученье – свет, неученье – тьма; знания не кошель – за плечами не носить, учить – ум точить. Систематическая работа над грамматическим содержанием подобных пословиц укрепляет мотивацию младших школьников к овладению знаниями.

При изучении новой темы урок можно начать с чтения пословиц и поговорок, содержащих информацию, о которой речь пойдет далее.
Это может быть знакомство с конкретным числом, математическим объектом, величиной и т.д. Приведем несколько примеров таких фольклорных элементов: «Из семи печей хлеб едал», «Минута час бережет», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и др. После краткой беседы о смысле этих пословиц и поговорок учитель просит сказать, что общего во всех пословицах и поговорках, какие математические понятия положены в их основу. После ответов детей сообщается тема урока.

Пословицы и поговорки предлагаются учащимся в виде задания на расстановку пропущенных числовых данных или математических понятий. Например:

1) Душа …, а желаний … (одна, тысяча)

2) … человека знают – узнают все … (три, тридцать)

3) На … опоздаешь – …не наверстаешь (час, годом)

4) … живи, …учись (век, век)

5) … говори, да … делай (меньше, больше) [4].

Таким образом, малые фольклорные жанры могут использоваться для повторения, актуализации знаний, постановки темы нового урока. Они позволяют закрепить математические термины и понятия, связать этапы урока и, что самое главное – реализовать свою воспитательную функцию.

Несомненно, применение фольклорных элементов на уроках математики можно рассматривать как мощное средство развития познавательной активности младших школьников, которое способствует снижению перегрузок и переутомления, формированию самостоятельности мышления, совершенствованию творческого воображения и математических способностей детей. Мотивация и интерес к предмету в данном случае увеличиваются и несут познавательную нагрузку, что способствует повышению качества начального математического образования в целом.

 

Список цитированных источников:

1. Куликова, И.В. Использование загадок, пословиц и стихотворений в ходе обучения математике / И. В. Куликова // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 32–33

2. Тришина Е.С. Пословицы и поговорки как средство нравственного воспитания младших школьников / Е.С. Тришина // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №3. – С.51–55.

3. Пословица – всем делам помощница: Пособие для учащихся начальных классов / Серия «Библиотечка учащихся» вып. 2 / Составители Худенко Л.А., Гаврусев В.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 12 с.

4. Всех скороговорок не перескороговоришь: школьнику младших классов / Серия «Библиотечка учащихся» вып. 3 / Составители Худенко Л.А., гаврусев В.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 16 с.

5. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / Т.А. Александрова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/520691/

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.009 с.)