Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малые фольклорные жанры как средство повышенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ
Масойть А.С., учащаяся 3 курса (г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Богатырева А.Э., магистр педагогики
Одной из стратегических задач современного образования является формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Поскольку начальная школа – это отправная точка в мир познания, то именно в младших классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача учителя состоит не только в том, как научить ребенка правильно держать ручку, писать, считать, но и научить умению общаться, дружить, думать, творить. Иначе говоря, пробудить в нем интерес к познанию. Проблема познавательного интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического развития педагогической мысли и школы (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, и др.). В наши дни тема не перестает быть актуальной. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Поддержать интерес ребенка к учебе, в частности к одному из сложнейших предметов – математике, задача не из легких. Поэтому современный учитель должен найти те пути, те методы, приемы и средства, которые способствовали бы созданию положительной эмоциональной окраски в освоении математики младшими школьниками. Одним из векторов решения данной проблемы является включение в структуру урока математики малых фольклорных жанров: загадок, стихотворной речи, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок. Причем важен правильный отбор их использования. Следует отметить, что вышеуказанные фольклорные элементы должны подбираться в соответствии с возрастными особенностями учащихся, сочетать в себе образность и увлекательность в соответствии с познавательной ценностью математического содержания, включать в себя соответствующие понятия и задания, быть посильными для учащихся и представлять собой достаточно высокие образцы народной мудрости [1]. Функциональное назначение фольклорных форм может быть разнообразным: - может служить средством создания у учащихся положительного эмоционального настроя и интереса к предстоящей учебной деятельности; - способствовать возбуждению познавательной активности детей; - акцентировать внимание на некоторых математических понятиях и их свойствах; - использоваться для закрепления, уточнения и конкретизации знаний о конкретных математических объектах и др. Одним из древнейших жанров фольклора являются загадки, которые иносказательно и образно изображают предметы и явления окружающей действительности. По своей структуре различают загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Они носят обучающий и развивающий характер и представляют великолепный учебный материал. Например, урок ознакомления с числом и цифрой «четыре» уместно начать с загадок: 1. Ножек четыре, Шляпок одна, Нужен, коль станет Обедать семья (стол). 2. Четыре синих солнца у бабушки на кухне, Четыре синих солнца горели и потухли. Поспели щи, шипят блины, До завтра солнца не нужны (газовая плита). Учащиеся должны выявить одинаковое число – «четыре», что и привлечет их внимание к изучаемой теме. Кроме того, дети могут предложить свои варианты загадок с числом четыре. При обучении приемам классификации, сравнения и определения характеристических свойств предметов или событий также будут уместны загадки. Отгадывая их, ребенок по общим признакам выделяет класс объектов и исключает те, которые этими признаками не обладают. Для закрепления ранее полученных знаний о числах, величинах, арифметических операциях, временных отношениях и других математических объектах в упражнения для устного счета рекомендуется включать задачи в стихах. Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо – совсем позабыла. Две штучки – для внучки, Две штучки – для деда, Две штучки – для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки. Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок – коротких рифмованных стишков, применяемых для определения, ведущего или распределения ролей в игре. Этот фольклорный элемент целесообразно применять на уроке в тогда, когда учащиеся нуждаются в снятии эмоционального напряжения, разрядке и отдыхе. Вместе с тем, считалки должны содержать математические термины или понятия: Раз, два, три, четыре, пять Я хочу с тобой играть. Заходи скорее в круг, Будем веселиться друг. Шесть, семь, восемь, У ребят мы спросим: «Кто быстрее и ловчее, Тот и выйдет поскорее». Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. Девять, восемь, семь, шесть, Пять, четыре, три, два, один. В прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать. Для этой же цели служат скороговорки – специально придуманные фразы с труднопроизносимым подбором звуков, соревновательное и игровое начало которых привлекательно для детей. Кроме того, велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Математическое содержание скороговорок приветствуется: 1) Шли сорок мышей, несли сорок грошей; Две мыши поплоше несли по два гроша. 2) У тридцати трех полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. 3) В семеро саней по семеро в сани уселись сами (для закрепления таблицы умножения) Учителю следует контролировать «временн о е увлечение» детей этим занимательным материалом, поскольку есть риск отвлечься от учебной деятельности. В связи с этим у учащихся может создаться впечатление того, что все задания должны быть представлены в игровой или занимательной форме. Наряду с другими жанрами фольклора в структуре уроков математики одно из центральных мест занимают пословицы и поговорки, содержащие математические понятия. По определению Я.А. Коменского, «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается [2, с.52]. Эти малые формы устного народного творчества косвенно несут в себе информацию об истории происхождения понятий, об использовании математических понятий в отношениях между людьми. Они обогащают смысловое содержание соответствующих терминов и объектов, являясь связующим звеном между математическим содержанием понятия и его лексическим значением. Использование пословиц и поговорок при обучении математике – мощное средство «очеловечивания» математического знания. Побуждая учащихся к активной познавательной деятельности, в начале урока в качестве девиза рекомендуется использовать пословицы и поговорки об уме, учении, знаниях: «Без ума голова – что фонарь без свечи», «От добрых дум крепчает ум», «Красота приглядится, а ум всегда пригодится», «Ум любит простор» [3]. Цитируя, например, поговорку «Чужой ум до порога», детская аудитория под руководством учителя приходит к выводу: нельзя надеяться, что другой человек может всё понять и решить за тебя, надо соображать и действовать самостоятельно. Пословицы об учении содержат яркие сравнения: ученье – свет, неученье – тьма; знания не кошель – за плечами не носить, учить – ум точить. Систематическая работа над грамматическим содержанием подобных пословиц укрепляет мотивацию младших школьников к овладению знаниями. При изучении новой темы урок можно начать с чтения пословиц и поговорок, содержащих информацию, о которой речь пойдет далее. Пословицы и поговорки предлагаются учащимся в виде задания на расстановку пропущенных числовых данных или математических понятий. Например: 1) Душа …, а желаний … (одна, тысяча) 2) … человека знают – узнают все … (три, тридцать) 3) На … опоздаешь – …не наверстаешь (час, годом) 4) … живи, …учись (век, век) 5) … говори, да … делай (меньше, больше) [4]. Таким образом, малые фольклорные жанры могут использоваться для повторения, актуализации знаний, постановки темы нового урока. Они позволяют закрепить математические термины и понятия, связать этапы урока и, что самое главное – реализовать свою воспитательную функцию. Несомненно, применение фольклорных элементов на уроках математики можно рассматривать как мощное средство развития познавательной активности младших школьников, которое способствует снижению перегрузок и переутомления, формированию самостоятельности мышления, совершенствованию творческого воображения и математических способностей детей. Мотивация и интерес к предмету в данном случае увеличиваются и несут познавательную нагрузку, что способствует повышению качества начального математического образования в целом.
Список цитированных источников: 1. Куликова, И.В. Использование загадок, пословиц и стихотворений в ходе обучения математике / И. В. Куликова // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 32–33 2. Тришина Е.С. Пословицы и поговорки как средство нравственного воспитания младших школьников / Е.С. Тришина // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №3. – С.51–55. 3. Пословица – всем делам помощница: Пособие для учащихся начальных классов / Серия «Библиотечка учащихся» вып. 2 / Составители Худенко Л.А., Гаврусев В.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 12 с. 4. Всех скороговорок не перескороговоришь: школьнику младших классов / Серия «Библиотечка учащихся» вып. 3 / Составители Худенко Л.А., гаврусев В.А. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 16 с. 5. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / Т.А. Александрова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/520691/
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.009 с.) |