ТОП 10:

ПОЗИТИВНЫЙ АСПЕКТ ИГРОВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В СТРУКТУРЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Богатырева Я.В., учащаяся 3 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Богатырева А.Э., магистр педагогики

 

В практикоориентированной подготовке будущих учителей в области методики начального обучения математике уделяется немаловажное значение вопросам организации учебного процесса в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики, главным из которых является принцип ненанесения вреда.

Поскольку в начальной школе урокам математики в расписании учебных занятий отведено одно из центральных мест (18–20%), то, несомненно, на этих уроках учитель имеет немалые возможности для выработки у младших школьников сильной и осознанной мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

В ходе подготовки и проведения пробных уроков, преддипломной педагогической практики авторским коллективом учащихся и преподавателей разработана и введена в действие система мероприятий по формированию осознанной мотивации к ЗОЖ, сохранению и укреплению здоровья детей, которая включает:

- применение интерактивных методов и приёмов обучения, адаптированных к содержанию предмета;

- использование мультимедийных средств обучения, способных рационализировать детский труд и оптимизировать процессы запоминания учебного материала;

- организация и проведение предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных игр.

- развитие интереса младших школьников к вопросам здоровья через решение задач валеологического содержания;

- малые литературные формы, занимательный материал: пословицы и поговорки, задачи-шутки, задачи в стихотворной форме и со сказочным сюжетом, кроссворды, головоломки и т.д.

- проведение электронных зарядок для глаз, физических и динамических пауз для рук, головы, туловища, шеи, ног и «подвижных» учебных заданий (частые выходы к доске, групповые упражнения в нахождении подходящей пары по карточкам и т.д.) [1, с.414].

Особого внимания требует проблема предупреждения вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с проведением урока (ограниченное пространство, напряжение органов зрения, нарушение кровоснабжения, недостаток двигательной активности и т.д.). Её решение предполагает применение специальных упражнений, приемов снятия физического и психического напряжения, физических и динамических пауз достаточно широко предлагаемых отечественной периодикой. Вместе с тем, все эти упражнения должны проводиться в комплексе и иметь игровую направленность, поскольку в младшем школьном возрасте игровая деятельность является преобладающей.

В результате опроса 45 учителей начальной школы, среди которых большинство выпускников Оршанского колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова», было выявлено:

- 54% педагогов в своем арсенале имеют около 10-12 динамопауз и убеждены в том, что важно не разнообразие специальных упражнений (в т.ч. их текстовое содержание), а оздоровительный эффект, который они должны принести детям.

- 20% респондентов смогли назвать только по 2-3 физминутки, наиболее часто проводимые на уроках.

- 9% считают, что «всякого рода упражнения – это зря потраченное время, которого в ряде случаев не хватает на изучение сложных тем». Безусловно, такая позиция не отвечает требованиям квалификационной характеристики современного учителя, который должен использовать в своей практической деятельности здоровьесберегающие технологии, методы и приемы, способствующие укреплению здоровья учащихся.

- 17% опрошенных нами учителей не испытывают затруднения в выборе динамических пауз к конкретным учебным дисциплинам и темам отдельных уроков. Причем затруднений не возникает по той причине, что педагоги сами являются авторами смыслового содержания «ненайденных» игровых комплексных упражнений. Таким образом, решая проблему «дефицита текстового содержания» для приемовснятия физического и психического напряжения детей, ряд учителей творчески подходят к решению данной проблемы.

Рассмотрим более детально специфику применения на уроках математики игровых комплексных упражнений творческого характера, самыми популярными из которых являются динамические паузы.

Динамическая пауза – это пауза в учебной деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности и предназначенная для предупреждения утомления и снижения работоспособности младших школьников. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике и пр. Вместе с тем, динамопаузы выполняют следующие функции:

§ развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

§ релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками нервной системы, мозга;

§ коммуникативную – объединяют детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

§ воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

§ обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их;

§ развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление;

§ коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

§ профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний [2].

В свою очередь, динамические паузы включают физкультминутки, микропаузы, последние из которых, по мнению ряда ученых, должны проводиться на 10-ой и 30-ой минутах урока. Их длительность – 10-20 секунд. При проведении первой микропаузы обычно используют гимнастику для глаз, речевую разминку, пальчиковую и дыхательную гимнастику, что способствует развитию мелкой моторики, артикуляции, навыков правильного дыхания, укреплению мышц глаза. Во время второй микропаузы целесообразно провести зрительную гимнастику, психологическую паузу (для нормализации эмоционального тонуса у учащихся, развития воображения), релаксацию (для снятия эмоционального напряжения у детей) [3, с.169].

Физкультминутка – кратковременная серия (1–1,5 мин.) физических упражнений, используемых для активного отдыха на уроке, которая проводится на 20–25 мин. урока и позволяет активизировать внимание учащихся, повысить способность к восприятию учебного материала, уменьшить отрицательное воздействие однообразной рабочей позы и т.д.

Грамотно подобранная физминутка, соответствующая не только предмету, но и теме урока, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Например, при ознакомлении учащихся с понятиями «справа», «слева», можно рекомендовать такое упражнение:

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река...

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река...

Неужели стала правой

Моя левая рука?

Во время проведения пальчиковой гимнастики на уроках математики рекомендуется перейти от разминки пальцев и ладоней на их массаж, т.е. выбрать упражнения на растирание и на статическое напряжение, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стихи, помогут ученикам снять моральное напряжение.

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки).

Наибольшая эффективность от динамических пауз достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Особенно дети любят танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку известных детских песен. Интерес к выполнению таких упражнений возрастает в несколько раз, если они будут представлены с помощью компьютерных средств в виде интерактивных презентаций или видеороликов, которые можно как позаимствовать в глобальной сети Интернет, так и создать самому на основе использования программного приложения Microsoft PowerPoint, графического редактора Macromedia Flash и пр. Главное в мультимедийных проектах, на наш взгляд, – красочность, музыкальность, интерактивность и, безусловно, качественные характеристики.

Младшим школьникам очень нравится подражать тому, «кто» или «что» им симпатизирует. Поэтому герои детских мультфильмов или песен весьма востребованы детской аудиторией в качестве участников виртуального танцпола, копируя которых учащиеся выполняют различные упражнения. Причем, совсем не обязательно, чтобы это были какие-то зверушки, птицы или человечки, т.е. «одушевленные существа». Так, например, знаменитая «ёлочка» из известной новогодней песенки может выполнять с учащимися комплекс развивающих упражнений с помощью умело и грамотно созданной анимированной презентации.

В настоящее время учителями активно применяются электронные зарядки для глаз. Опять же при помощи мультимедийных средств (не более 2-3 минут). Под музыкальное сопровождение необходимо глазами следить за движущимися объектами (вправо, влево, вверх, вниз, вращать в стороны).

Применение средств мультимедиа усиливает мотивацию школьников к выполнению специальных упражнений, а демонстрация через проектор (если это возможно) на большом экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, вместе с тем, исключая вред здоровью детей от мониторов компьютеров.

Таким образом, умелый подбор и неоднократное включение структуру урока соответствующих игровых движений, сопровождаемых речью, способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу, оказывает на них позитивное комплексное воздействие, помогает сохранить и укрепить здоровье [4, с. 22]. Более того, знание и применение методов и приемов, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учёбы в школе, – одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности современного педагога.

 

Список цитированных источников:

1. Богатырёва, А.Э. Здоровьесберегающий потенциал уроков математики в начальной школе / А.Э. Богатырева // Наука – образованию, производству, экономике: материалы XV(63) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. – С. 414–415.

2. Фомина, Е.И. Применение динамических пауз в течение дня /Е.И. Фомина //[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/538602/

3. Овечкина, М.В. Совершенствование динамических пауз – необходимое условие оптимизации двигательной активности учащихся /М.В. Овечкина // Школа – территория здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции ,25 декабря 2010. – М., Издательский дом Паганель, 2010. – С. 169–170.

4. Малюкова, И.Б. Динамическая пауза на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе /И. Б. Малюкова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №2. – С. 18–22.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.3.146 (0.006 с.)