Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У девушек из полной и неполной семейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Суздалева М.В., студентка 5 курса (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка») Научный руководитель – Овсяник Н.В., кандидат психологических наук, доцент Материнство как феномен человеческой истории и культуры имеет давнюю историю, тогда как изучение его как научной проблемы началось сравнительно недавно. Многие исследователи неоднократно постулировали важность исследований материнства. Так, Б. Берне в предисловии к книге «Разные лики материнства» пишет: «Если мы хотим понять детское развитие и убеждены, что ранние годы важны в жизни ребенка, тогда, вероятно, важно исследовать наши собственные представления о матерях. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство, конечно, - важная область исследований». Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Но на сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет. В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми". В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого. В своей работе мы будем опираться на концепцию Филипповой Г.Г., которая выделяет шесть этапов развития материнской сферы в онтогенезе: 1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. 2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками (сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери). 3. Этап няньчания. На этом этапе происходит формирование и развитие значения ребенка как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы третьей потребности – «потребности в материнстве. 4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае - материнской) сферы поведения. 5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Включает: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, 6-ому этапу развития материнской сферы. 6. Завершающий этап развития материнской сферы. характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка и к его развитию и изменению [4]. Исследования. Проведенные в рамках гуманистической и психологии и психоанализа позволили выделить в гештальте младенчества три компонента: физические (внешний вид, запах, звуки и т.п.), поведенческие (инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность. Мы разделяем мнение Г.Г. Филипповой, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. При сравнительном изучении переживания беременности у «благополучных» беременных и женщин, отказавшихся от ребенка, показано, что отсутствие или сильное снижение выраженности симптоматики беременности характерно для отказниц [2]. Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагополучного отношения к беременности и материнству [4]. При анализе отношения к беременности обращается внимание на переживание женщиной шевеления ребенка. Готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми. Если родители были ласковы, общение с ними оставило яркие положительные воспоминания, имелась глубокая привязанность к матери, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения. Это ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. Отечественные авторы также все чаще обращаются к факторам, влияющим на формирование материнского отношения. А.И. Захаров выделяет целый ряд условий адекватного формирования материнского отношения: «прообраз матери» (выраженности инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей женщины), желание иметь детей, установка на них до беременности, положительный отклик на беременность, нежность к ребенку, чувство жалости и сострадания, близости с ребенком, а также эмоциональная отзывчивость матери [4]. Мать транслирует своему ребенку модель материнства и шире — родительства. После освоения “базы материнско-детского взаимодействия” в раннем возрасте дети начинают “примеривать” роль матери на себя в игре в дочки-матери. Поэтому очень важно участие взрослых (особенно мамы) в этих играх. Их отношение к игре в куклы – первый опыт отношений моей мамы ко мне, как будущей матери, и к моим будущим детям. Исследования девиантного материнства показывают, что отказ матери от своего новорожденного ребенка тесно связан с ее взаимоотношениями с собственной матерью [3]. Будущая отказница отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская депривация не дала ей возможности осуществить естественный процесс идентификации с матерью при формировании материнской роли. В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова выделяют следующие факторы влияющие на дивиантное материнство: неполная собственная семья, отношения с отцом, отношения в родительской семье, отношения бабушки и матери, «размытые» детско-родительские границы, характеристика матери, отношения в семье бабушки, наличие разводов у роженицы, наличие разводов у бабушки роженицы [2]. Материнская депривация блокирует личностный рост женщины и формирует эмоциональную зависимость от матери. Причина этого — вовремя не удовлетворенная ведущая потребность отказницы — получить материнскую любовь и признание. Эта потребность не позволяет отказнице самой стать матерью. Неоднозначно и влияние отцов. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей. Если у девочки был принимающий отец, то ее взаимодействие с сыном, вероятно, будет носить принимающий характер и до подросткового возраста оно имеет шанс быть успешным. В подростковом возрасте, если мать не будет учитывать, что для сына «принятие» соответствует ее «согласию» с ним, взаимодействие может оказаться совсем не таким успешным, как у нее с отцом, несмотря на ее старание. Если у матери был строгий и авторитарный отец, и если при воспитании сына она будет подражать отцу, то она скорее запугает сына-подростка, чем станет для него авторитетом. Недооценка роли отца в семейной системе приводит к формированию «несчастливых» семейных сценариев у молодых людей обоего пола. У девушек это проявляется в пренебрежительном отношении к мужу. Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» - ред.), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей - строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. На это указывал еще З. Фрейд описывая комплексом Электры. Данный комплекс играет ключевое, первостепенное значение в формировании личности ребенка. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей. Из четырех ролей, которые попеременно играют женщины - дочь, жена, мать, бабушка, - "Электры" пожизненно фиксируются на роли дочки. Психиатр Р.Кэмпбелл [3] отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола [1]. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше [2]. Однако ряд исследователей считают, что дети, растущие без отца, в условиях патернальной депривации могут благополучно развиваться, ни в чем не уступая в развитии своим сверстникам из полных семей. «Несгибаемые дети» – называет А. Шутценбергер [3] таких детей, не имеющих отца или матери, выросших без поддержки и семьи и достигших при этом семейных и профессиональных успехов. «Возможно, – пишет автор, – этим детям удается выжить потому, что у них есть врожденный или скрытый стержень, связанный с огромной жизненной энергией. Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально-экономические, медицинские и психолого-педагогические. По данным педиатров дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме [5]. Наиболее часто встречающаяся причина возникновения неполной семьи в наше время – развод, который, по мнению В.А. Сысенко, является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному [2]. Особенно остро на себе последствий развода ощущают дети. Причем у половины из обследованных детей при повторном исследовании через год закрепились модели неблагополучного и противоречивого поведения, в которых важную часть составляли низкая самооценка, депрессия и нарушенные отношения со сверстниками [3]. Детям из неполных семей присуще неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем. Кроме того, самооценка детей, переживших развод, носит менее дифференцированный характер по сравнению с детьми из полных семей. Было также обнаружено, что вещественные желания таких детей преобладают над социальными. Таким образом, развитие материнского отношения зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью, личные ценности и установки, отношения с отцом. Воспитание в семье одни родителем то же оказывает влияние на формирование ценностного отношению к материнству у девушек, только не прямое, а опосредованное. В первую очередь воспитание ребенка в неполной семье влияет на формирование у него определенных брачных отношений. Ситуация неполной семьи откладывает свой отпечаток на формирование личности ребенка. Девушка, воспитываемая в такой семье, зачастую, имеет такие характеристики личности как: тревожность, конфликтность, пониженный уровень притязаний и т.д. Такие характеристики личности и оказываю влияние на формирование ценностного отношения к материнству.
Список цитированных источников: 1. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С.122-127. 2. Брутман, В.И., Варга, А.Я., Хамитова, И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения/В.И Брутман А.Я Варга И.Ю. Хамитова // Психол. журн. 2000. – Т. 21. – № 2. – С. 79–87. 3. Валлерштейн, Дж.В., Келли, Дж. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности. / Дж. В. Валлерштайн Дж. Келли // Покровский Н.Е. (под ред.) Лабиринты одиночества. М. — 198 с. 4. Филиппова, Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе / Г.Г Филиппова // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. Т. 2, — вып. З. — М.—1996, С. 133. 5. Эволюция структуры материнского поведения // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва, т. 2, вып. 3. - М., 1996. - С. 126-127.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.34 (0.011 с.) |