Деятельности в курсе «окружающий мир» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельности в курсе «окружающий мир»



Мухина С.А., г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ,

доцент, кандидат биологических наук

Жданова Е.Н., студентка 5 курса

(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)

 

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. В психолого-педагогических исследованиях показано, что общение является одной из ведущих деятельностей учащихся любого возраста, т.е. «процесс взаимодействия и взаимосвязи субъектов, в котором происходит обмен информацией, деятельностью и ее результатами, опытом, умениями, навыками, эмоциональными состояниями». Общение выступает своего рода источником развития. И от того, в какой мере человек с детства подготовлен к взаимодействию с другими людьми, зависит его приспособленность к новым социально-экономическим условиям, общественной и личной жизни. Поэтому очень важно уже в школе обучать работе «в команде», создавать условия для приобретения школьником опыта взаимодействия с коллективом, важно также обучать школьников отстаивать свою позицию. Наиболее благоприятным условием для включения учащихся в общение является групповое обучение.

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Известно, что умение учиться — это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» [1].

Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Групповая форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся. Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения окружающему миру, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива. Нами была проведена диагностика уровня коммуникативных и организаторских умений, сформированности навыков учебной деятельности учащихся третьих классов, (42 человека).

Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах коммуникативные умения находятся на уровне ниже среднего, и средний балл составляет 11 и 10 соответственно. Организаторские умения также находятся на уровне ниже среднего, средний балл класса – 13 и 12. Коммуникативные и организаторские умения в экспериментальном и контрольном классах находятся примерно на одинаковом уровне, но уровень организаторских умений преобладает над коммуникативным. Диагностика сформированности навыков учебной деятельности в экспериментальном классе выявила средний уровень – 3,6 балла. Показатель осознания учебной задачи составляет 4,75, что говорит о достаточно хорошем уровне умения детей выполнять задания вида: исправь ошибки и напиши правильный ответ, подчеркни разными цветами производителей, потребителей и разрушителей, умение сравнивать задания между собой. Показатель анализа условий учебной задачи составляет 3,38. не все дети могут назвать известные и неизвестные данные в задании. На среднем уровне находятся показатели принятия учебной задачи - 3,75. планирования учебной деятельности - 3 балла. Следовательно, дети не в достаточной мере владеют умением определять последовательность своих действий при выполнении определённого задания, и часто само задание выполняют неверно. Уровень показателей самоконтроля и самооценки учебной деятельности составляют соответственно 3,6 и 3,96 баллов.

В ходе проведения уроков окружающего мира, наблюдали недостаточное развитие коммуникативных и организаторских умений учащихся. При работе в группах ученики затруднялись в обсуждении вопросов, так как не каждый мог донести свои мысли до товарищей. Дети не смогли чётко разделить обязанности в группе. Проблема развития коммуникативных умений учащихся в современной школе очень актуальна. Коммуникативные умения помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. Несформированность коммуникативных умений является одной из главных трудностей в обучении и воспитании детей. Наблюдения показывают, что неумение общаться (даже если оно проявляется вне урока) часто отрицательно сказывается на успешности учащихся. Недостаточность развития коммуникативных умений в дальнейшем может привести к тому, что использование группового обучения на уроках не даст положительного результата. Так как дети не умеют слушать друг друга, считаться с мнением товарища и уважать его мнение, отстаивать свою точку зрения. А ведь только за счет качественной коммуникации идет усвоение учебного материала и формирование перечисленных навыков.

Следовательно, на уроках должное внимание нужно обращать на развитие коммуникативных умений обучающихся. Задача учителя развивать организаторские умения учащихся для того, чтобы они смело брали на себя функции организатора при групповой работе и научились нести ответственность за работу других товарищей.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности.

 

Список цитированных источников:

1. Цукерман, Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г.А. Цукерман // Пси­хологическая наука и образование. 1996. № 2. – С. 27- 40.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Никитина Е.Р., студентка 4 курса

(г. Саранск, Россия УО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева»)

Научный руководитель – Буянова И.Б., кандидат педагогических наук, доцент

 

Демократические преобразования в России привели к стремительному пробуждению национального самосознания населяющих ее народов, развитию патриотизма. Значительно актуализировалось стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры; возросла потребность в приобщении к этнокультурным ценностям других национальных общностей [1].

За последние два десятилетия произошли кардинальные изменения в политической жизни страны. Усилилась волна экстремизма, внутреннего и внешнего терроризма, локальных войн, что актуализирует необходимость обеспечения школьной молодежи соответствующими знаниями и убеждениями, воспитания патриотизма.

В этих условиях необходима новая образовательно-воспитательная стратегия, основанная на освоении общечеловеческих ценностей, национально-культурных традиций народов России, воссоздании и развитии прогрессивных традиций национального воспитания. Школа призвана формировать у учащихся чувства принадлежности к человечеству, осознания себя частью единого целого – «малой» и «большой» Родины – это самое ценное в каждой культуре.

Таким образом, одной из центральных задач современной общеобразовательной школы является патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества государства.

Патриотизм – это наравственное свойство личности, которое выражается в стремлении узнать больше о культуре своего народа, желании следовать его традициям; потребности в изучении и говорении на родном языке; любви и преданности своей малой и большой Родине; осознании ее величия и славы, в силе эмоциональных переживаний, связанных с жизнью рода, семьи, класса, школы, страны; в стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, посильными практическими делами укреплять могущество и независимость Родины [2].

В формировании патриотизма у школьников важная роль принадлежит начальной школе. Именно в первые школьные годы под влиянием учителя в сознание ученика входят священные для каждого человека понятия, определяющие духовную жизнь человека, нации: Родина, Отечество, семья, родной язык, родная культура, народ, патриот.

Во все времена у различных народов основными задачами воспитания являлись: сохранение, укрепление и развитие национальных обычаев и традиций; передача подрастающим поколениям житейского, производственного и духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями [3].

Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.

Патриотические чувства заложены в генах человека. Задача начальной школы в том, чтобы разбудить эти чувства, научить детей понимать, ценить и беречь окружающий мир, Родину. Такое воспитание начинается еще дома, в семье. А школа должна развить, сформировать все эти понятия в определенную систему, воспитать каждого школьника настоящим патриотом.

Важнейшим средством патриотического воспитания младших школьников выступает традиционная педагогическая культура – народная педагогика. Народная педагогика – естественное явление, неотъемлемая часть жизни народа. Она представляет собой «педагогическое бытие» народа как единство его педагогического сознания и повседневной воспитательной практики. Нормативные требования народной педагогики преимущественно извлекаются из устного народного творчества.

Устное народное творчество несет в себе все черты русского патриотизма: эмоциональность, духовность, действенность, соборность, державность и гуманизм.Приобщение детей к сокровищам устной, художественной, прикладной, фольклорной культуры происходит в естественных условиях, без «насильственных» мер, используемых нередко научной педагогикой.

Школьная программа позволяет младшим школьникам с интересом знакомиться с жизнью и бытом и традициями прадедов, погружаться в атмосферу той или иной эпохи. Именно через сказки, мифы, былины, пословицы и поговорки младшие школьники приобщаются к глубинной мудрости и гармоничному мировоззрению наших предков.

Средства народной педагогики направлены на воспитание нравственных качеств (любви к родине, трудолюбия, доброты, честности и т. д.). Однако их системообразующей целью является воспитание патриотизма как главного нравственного качества человека, без которого невозможно существование нации и государства. Все нравственные качества не только связаны, но и обусловлены идеей патриотизма. Патриотизм невозможен без трудолюбия, доброты, честности и др. нравственных качеств, но и совокупность нравственных качеств без какой-либо цели является бессмысленной. Благодаря патриотизму нравственные качества и образуют систему.

Чтобы повысить интерес учащихся к своему краю, стране необходимо организовать музейно-экскурсионную деятельность, проводить классные часы, которые способствуют:

- углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Необходимо также знакомить младших школьников со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков через уроки литературного чтения.

Важным условием успешности формирования патриотизма является также вовлечение учащихся в посильную добротворческую деятельность. Участие в неделях добра, акциях милосердия и др. помогает формированию у учащихся гуманистических черт характера, созданию высокого нравственного психологического климата в классе.

Другое педагогическое условие – интеграция воспитательных сил школы, семьи, руководителей детских коллективов по интересам – может реализоваться в системе деятельности учителя по следующим направлениям:

- взаимодействие с родителями учащихся (изучение возможностей семьи и родителей в патриотическом воспитании детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные походы, экскурсии, дни здоровья, праздники; организация дня открытых дверей);

- повышение психолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев.

Таким образом, только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Возможность формирования такой личности предоставляет в процессе освоения учебных дисциплин, в том числе устного народного творчества, в учебной и во внеучебной работе.

 

Список цитированных источников:

1. Черкезова, М.В. Воспитание патриотических ценностей средствами русской и родной литературы в национальных школах / М.В. Черкезова // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 41–45.

2. Швецова, Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов): монография / Е.В. Швецова. – Йошкар-Ола: ООО «СТРИНГ», 2009. – 128 с.

3. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе / И.С. Агапова. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 224 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.028 с.)