ТОП 10:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОПОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



 

Краузе С.Д.,учащаяся 4 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Юржиц С.Л., преподаватель

 

Происходящие сегодня информационные перемены настолько стремительны и всеобъемлющи, что очевидна необходимость пересмотра подходов к образованию детей, которые будут жить в совершенно иной системе знаний и деятельностей, чем та, которая называется сегодня традиционной школой. В связи с развитием информационных технологий: локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительной бытовой компьютеризацией, ‒ образование, будучи само по себе мощной информационной сферой, и владея опытом использования различных классических (не компьютерных) инфор­мационных систем, быстро откликнулось на возможности современной техники. На наших глазах возникают нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением; такие системы естественно называть информационно-обучающими [1].

Включение компьютерных обучающих программ в процесс обучения школьников позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерные обучающие программы, обеспечивая управление учебной деятельностью, могут служить инструментом познавательного развития детей.

Каковы же преимущества использования информационных технологий при обучении детей в школе? А они состоят в том, что использование информационно-обучающих систем:

ü позволяет представить учебный материал более доступно и понятно;

ü способствует реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность;

ü позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Организация теста обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Вместе с тем электронные средства обучения не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Современные дети по уровню любознательности достаточно отличаются от детей «прошлого века». Поэтому старшее поколение старается как можно больше содействовать умственному и познавательному развитию своих детей, покупая различные энциклопедии, а в настоящее время все чаще различные развивающие программы и методики. Детям все интересно. Они любят наблюдать результаты своего могущественного влияния на силы природы. Процесс познания окружающего мира в большей степени, чем все другие учебные дисциплины, способствует развитию детской эрудиции.

Важной стороной личности растущего ребенка является воспитание экологической культуры. Дети познают азбуку законов жизни природы, узнают о взаимодействии растительных и животных организмов, о необходимости бережного, рачительного и разумного отношения к природной среде [2]. В процессе обучения формируется опыт оценки поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными, растениями, оказания им необходимой помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания.

В основе эстетического воспитания детей лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием развития эстетических чувств [2].

Уроки окружающего мира при правильной их организации дают возможность развивать важнейшие интеллектуальные качества ученика: умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.

 

 

Рисунок 1 – Основные разделы комплекса по основам миропознания

 

Электронные средства обучения при изучении основ миропознания можно использовать несколькими способами: во-первых, учитель может вести урок на основе, предоставленной в электронном виде, текстовой информации в соответствии с тематическим планом по данному предмету, при этом на экране будут отображаться все необходимые элементы, описанные в методических рекомендациях. При работе в компьютерном классе учитель организует работу учеников с интерактивными объектами, изображениями, аудио- и видеоматериалами. На рисунке 2 отражена информация, которая выводится, если выбрать тему «Что такое география?». Для детей особенно младшего возраста такое представление изучаемого материала более наглядно. Нельзя не учитывать заинтересованность ребят работой с компьютером. Всё это вызывает активизацию познавательной деятельности учащихся. Аналогично представлена информация по каждой теме курса основ начального миропознания.

 

 

Рисунок 2 – Тема «Что такое география?»

 

Во-вторых, учитель может систематически провести проверку полученных знаний по изученному материалу одновременно всех учеников и получить объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся. Использование такого рода приложений учителю предоставляет возможность самому составлять тесты по любой теме, определять количество вопросов и ответов на каждый вопрос с последующим использованием созданных тестовых заданий для контроля знаний по определенной теме, разделу обучаемых. Например, на рисунке 3 показан фрагмент прохождения теста по разделу «Литосфера».

 

 

Рисунок 3 – Фрагмент теста по разделу «Литосфера»

 

При изучении «Основ миропознания» таким способом ученики осваивают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, обществоведения и др. в более интересной форме. Изучение природы, общества и человека способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя, управлять своим поведением.

Уроки основ миропознания не должны превращаться в уроки объяснительного чтения. Преобладающими методами должны быть наблюдения, опыты, практические работы. Чтение эффективно только при сочетании его с другими средствами обучения и должно сопровождаться вопросами, заданиями, демонстрацией наглядного материала, последующей самостоятельной работой, а в этом могут помочь различные видео уроки, включенные в электронные средства обучения. Таким способом электронные средства обучения должны разбудить у детей интерес к изучению природы и вооружить их элементарными навыками исследования природных явлений.

Применение интерактивных информационно-обучающих средств при изучении основ миропознания делают урок еще более нагляднее и интереснее. С его помощью можно добиваться более высоких учебных результатов, решать такие учебные задачи, которые невозможно решить традиционными средствами. Их использование целесообразно для мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, закреплении пройденного материала, развитии творческих способностей учащихся по предмету. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

 

Список цитированных источников:

1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Москва, 1998. – 118 с.

2. Виноградова, Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2005. – 187 с.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.59 (0.007 с.)