ТОП 10:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ



БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Рыбакова О.Н.,магистрант

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук, доцент

 

Проблема развития личности, путей её формирования, как известно, является не новой и в то же время необходимой. Актуальность проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена тем, что выпускники интернатных учреждений – «необходимая для нормального функционирования общества социальная группа» [1].

В последние годы особенно усилился интерес исследователей к научному осмыслению социализации детей-сирот в условиях переходного периода, в котором закладываются основы и частично формируются долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации. К изучению личностных и характерологических особенностей детей-сирот обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: И.А.Арямов, И.Е.Байтингер, Дж.Боулби, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых и др. Они установили, что у детей-сирот проявляются: затрудненность и поверхностность общения, выражающиеся в несформированности умения контактировать с людьми при наличии стремления к общению; агрессивность – мгновенно возникающая враждебность; иждевенческая позиция; недостаточная инициативность; неразвитость эмоциональной сферы.

Юность и, как правило, совпадающая с ней пора студенчества есть тот особый сензитивный период, когда наиболее полно, ценностно-ориентированно идет процесс социализации. На основе гуманистических принципов, общенравственных приоритетов личность выстраивает взаимоотношения качественно нового типа, как с внутренним миром, так и внешним, что способствует её полноценному личностному росту. Именно поэтому период обучения в колледже мы считаем важнейшим этапом в процессе социализации выпускников интернатных учреждений.

Социализация детей-сирот в условиях колледжа представляет собой процесс вхождения молодых людей в жизнь общества, сущность которого составляет триединство: социальная адаптация – социальная идентификация – индивидуализация.

Существенным в данном случае нам представляется становление личности в социуме – усвоение индивидом определенной системы ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, что позволяет функционировать в нем. Выход на уровень осмысления проблемы социализации позволяет вполне объективно обосновать естественную необходимость сознательного, планомерного управления процессом социализации детей-сирот, что, в конечном счете, обеспечит устойчивое их развитие без катаклизмов и потрясений [2].

Сложность влияния образовательного учреждения на процесс социализации детей-сирот в современном обществе заключается ещё и в том, что для молодого поколения XXI века значимыми оказываются индивидуализм, сверхмобильность и риск. Выпускник интернатного учреждения сталкивается с рядом трудностей: все возрастающая скорость жизненных ритмов и многообразие социальных связей усложняют возможность целостного понимания окружающего мира. Духовные жизненные цели подменяются «средствами жизни», борьбой за материальные блага и социальный статус, меркантилизацией содержания жизни, стремлением к получению удовольствий. Именно поэтому система социализации детей-сирот в колледже направлена на социокультурное становление молодого поколения с учетом его особенностей, интересов и смысложизненных целей, а также освоения традиций, ценностей и норм, присущих белорусской ментальности.

В ходе социализации личности надо овладеть способами и средствами понимания сущности вещей реальной действительности, без чего ей будет весьма трудно определиться в выборе субъективной жизненной позиции, гармонично сочетающейся с интересами социума. Важен не объем знаний, а умение применять их на практике. Необходимым условием для этого является способность молодого человека к рефлексии. Учащемуся нельзя дать «всю картину мира», её причинно-следственные связи готовыми, так как целостность мира и себя он может ощутить и осознать только путем духовных усилий. Следовательно, важным составляющим направлением образования является личностно-ориентированное, способствующее успешной социализации молодого поколения в современном обществе.

Развитие рефлексии учащегося-сироты происходит посредством его критического отношения к окружающему миру и самому себе в ходе анализа, оценки, поиска смысла жизнедеятельности. Рефлексия молодого человека – это обсуждение с самим собой и обществом возникающих проблем, внутренних сомнений и трудностей. Она должна развиваться у индивида в образовательном процессе как необходимая для его совершенствования и как составляющая компетенции социализации, определяющей позицию и место субъекта в социуме.

Динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как становление социальной сущности человека, включение его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни. Воспитательные воздействия в образовательном процессе рассматриваются не как автономные и изолированные социальные действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодёжи. Под влиянием этого подхода современная образовательная практика учитывает социальные условия, в которых проходит воспитание.

Социализация проявляется сначала в стихийной неоформленной деятельности, готовящей учащихся-сирот к жизни в данном сообществе. Это происходит путем передачи моделей действий и деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании, которое требует совместной коммуникации представителей различных поколений, действий на общий результат.

Молодые люди осваивают не только трудовые и коммуникационные навыки, но и статусно-ролевые позиции, постепенно замещая взрослых в том или ином фрагменте жизни.

Заканчивается процесс социализации полным усвоением данных видов деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления. Это комплекс не только знаний и умений, но и понимания, зачем, в каких случаях необходимо их применять, как это влияет на жизнь общества.

Деятельность участников образовательного процесса колледжа направляется на «создание людей», способных оригинально мыслить, выдвигать новые идеи. Творчество должно стать уделом каждого человека. Так, при решении любой проблемы в сознании индивида сталкиваются стереотипы, принятые законы её разрешения, с одной стороны, и новый творческий подход к её решению – с другой, который определяется знаниями, опытом, внутренним миром личности, её морально-нравственными состояниями. Поэтому каждый индивид решает проблему по-своему. Но очень важно сформировать понимание того факта, что, делая жизненный выбор, молодой человек обязан ориентироваться на пробуждение положительных, жизнеутверждающих творческих сил.

В связи с вышеизложенным критериями успешной социализации учащегося, имеющего статус сироты, мы определяем следующие:

· успешность в решении социальных и личностных задач;

· вариативность мышления;

· способность к адаптации в новых социально-экономических условиях;

· способность понимания стратегических ориентиров развития общества (ориентация в будущее);

· социальная мобильность;

· духовность: осознание ценностей и смысла жизни;

· готовность к выполнению различных социальных ролей: семейных, профессиональных, гражданских;

· национальная идентичность (самосознание).

Таким образом, в системе среднего специального образования для успешного протекания процесса социализации детей-сирот выполняется целенаправленная работа. Она предусматривает учет индивидуальных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения и воспитания, определение критериев для диагностирования и прогнозирования успешной социализации выпускников учреждений образования интернатного типа.

 

Список цитированных источников:

1. Шилова, М.И. Многофакторный анализ деформаций характера детей-сирот / Педагогика. – 2010. – №2.

2. Прохоров, Ю.М. Социализация как социально-педагогическая категория и её процессуально-содержательные характеристики / Социально-педагогическая работа. – 2006. – №2.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.005 с.)