Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведением к здоровому образу жизниСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
чабурко о.о., студентка 5 курса (г. Брест, УО «БрГУ им. А.С. Пушкина») Научный руководитель – Казаручик Г.Н., кандидат педагогических наук, доцент
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что «в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности» [1, с. 92]. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается «сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания» [2, с. 215]. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. В своем исследовании мы поставили цель: изучить отношение к здоровому образу жизни старших подростков с девиантным поведением и определить способы социально-педагогического сопровождения этих подростков в условиях учреждений образования и семьи. В исследовании приняли участие 19 старших подростков средних общеобразовательных школ г. Бреста с девиантным поведением. В качестве методов исследования использовались: 1) анкетирование, посредством которого мы выясняли отношение школьников к своему здоровью, его место среди других жизненных ценностей, отношение учащихся к курению, алкоголю, наркотическим и токсическим веществам; 2) беседа со специалистами учреждений образования (социальными педагогами, психологами, учителями). Опрос показал, что 100% респондентов курят и с разной периодичностью употребляют спиртные напитки; 21% пробовали употреблять наркотики и токсические средства. Из числа детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 41,2% детей впервые встретились с наркотическим средством в возрастном периоде от 11 до 14 лет (в том числе дома, на дискотеках и клубах – 32%; в компаниях – 52,3%; в учебных заведениях – 5,8%.; в одиночестве – менее 4%). Только 44% опрошенных рассматривают здоровье как ценность. Специалисты учреждений образования, где учатся эти дети, выделили следующие типы девиантного поведения старших подростков: 1) агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, садистские действия, направленные, в основном, против сверстников; 2) корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду. Девиантное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. Социальные педагоги отмечали, что большинство старших подростков из неблагополучных семей, где один или оба родителя ведут аморальный и паразитический образ жизни, игнорируют базовые потребности ребенка в пище, одежде, медицинских услугах, образовании, санитарно-гигиенических условиях жизни, ограничивают возможности личностного развития подростков, вовлекают в потребление алкоголя, токсических веществ, принуждают к непосильному труду. Таким образом, нездоровый аморальный образ жизни родителей не содействует формированию умений здорового образа жизни у детей. В свою очередь употребление алкоголя, наркотических, токсических веществ провоцирует отклонения в поведении старших подростков от общепринятых норм морали и права. Вышеизложенное дает нам основание предположить, что формирование у старших подростков с девиантным поведением умений здорового образа жизни будет выступать одним из важнейших средств их успешной социализации, регулирования их поведения в социуме, профилактики отклоняющегося поведения. Выражение «В здоровом теле – здоровый дух» актуально и в наши дни. Проведенное нами исследование позволило определить наиболее эффективные способы формирования умений здорового образа жизни и профилактики отклоняющегося поведения у старших подростков. Данная работа должна включать в себя следующие компоненты: а) образовательный компонент – углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни; б) психологический компонент – углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной концепции самосознания у ребенка; в) социальный компонент – активное формирование навыков коммуникабельности и общения, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни. Но старания учреждений образований не всегда принесут желаемый результат, если не будет задействована семья. В ситуации с подростками с девиантным поведением из неблагополучных семей работа с родителями крайне затруднена. Однако развитие социальной и психологических служб как в учебных заведениях, так и в территориальных центрах социального обслуживания населения позволяет реализовать и это направление деятельности. Во-первых, следует выявлять родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание из таких, действенно настроенных, родителей групп родительской поддержки для «трудных» семей данного класса, данной школы; во-вторых, налаживание через работу групп родительской поддержки постоянных контактов со взрослыми членами дисфункциональных семей, выявление родителей с «риском» алкоголизации и наркотизации, эмоционально пренебрежительного или жестокого отношения к детям. Для них через помощь групп родительской поддержки может быть организована соответствующая социально-психологическая помощь или консультирование по специальным наркологическим проблемам у специалистов наркологической службы. Практически это направление первичной профилактики связано с оказанием медико-консультативной и в некоторых случаях психокоррекционной помощи родителям, которые находятся в условиях внутрисемейного дистресса. Проведенное исследование позволило определить педагогические условия формирования умений здорового образа жизни старших подростков с девиантным поведением: а) совершенствование физического и духовного развития детей; б) формирование позитивного и ответственного отношения учащихся к собственному здоровью и образу жизни; в) развитие самооценки и стремления к адекватным формам самоактуализации; г) выработка отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методам избавления от них; формирование представлений о последствиях вредных привычек на организм учащихся; д) укрепление физического, психического и морального здоровья семьи.
Список цитированных источников: 1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками / М.А. Алемаскин. – М.: Просвещение, 1979. – 142 с. 2. Социальная педагогика: учеб. пособие / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 286 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.007 с.) |