Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические аспекты концертмейстерскойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Ананченко Г.В., кандидат педагогических наук, профессор Щербакова С.С., магистрантка, 6 курс (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Концертмейстерский класс занимает важное место в цикле музыкально-исполнительских дисциплин на педагогическом факультете. Это обусловлено высокими требованиями, предъявляемыми современной общеобразовательной школой к концертмейстерской подготовке будущего учителя музыки. Хорошее владение музыкальным инструментом, уверенное чтение с листа и транспонирование, умение играть по слуху и петь под собственный аккомпанемент, развитое чувство ансамбля и увеличенный объем внимания – эти профессиональные качества и умения лежат в основе исполнительской деятельности учителя-музыканта. Специфика концертмейстерской деятельности учителя заключается в необходимости сочетать аккомпанирование с наблюдением за классом, исполнение партии сопровождения – с элементами дирижирования и пением отдельных голосов хоровой партитуры, а также с творческим преобразованием фактуры аккомпанемента. Реализация задач концертмейстерского класса предполагает использование следующих видов музыкально-исполнительской деятельности студентов: аккомпанирование солисту и собственному пению, игра в ансамбле, применение дирижерского жеста при аккомпанировании, чтение нот с листа, транспонирование, подбор по слуху. На занятиях концертмейстерского класса отчетливо проявляется комплексность исполнительской подготовки учителя музыки, которая обусловливает тесную взаимосвязь знаний, умений и навыков, приобретаемых на других музыкально-исполнительских и музыкально-теоретических дисциплинах. Аккомпанемент, как часть музыкального произведения, является сложным комплексом выразительных средств, в котором содержится выразительность гармонической опоры, её ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д. Все виды сопровождения, в том числе простейшая метроритмическая основа ударного характера, различные танцевальные формулы, аккордовая пульсация, гармоническая фигурация, разнообразные формы мелодизации сопровождения имеют не только конструктивное значение, но всегда – хотя и в разной степени – являются носителями эмоционального, изобразительного, смыслового содержания. Исполнение аккомпанемента является, в первую очередь, художественно-эстетической проблемой. Эстетическая оценка – своего рода эмоционально-образное отражение услышанного. Большое значение имеет музыкальное восприятие, через которое происходит эмоциональная реакция на звучащую музыку. Именно эстетическая оценка музыкального сочинения поможет концертмейстеру продвинуться к следующей задаче – созданию исполнительской трактовки. В содержание учебных занятий по концертмейстерскому классу включается изучение школьно-песенного репертуара. Работа над ним способствует осуществлению профессионально-педагогической направленности обучения, накоплению репертуарного запаса, используемого на уроках музыки в школе, формированию навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением, развитию и закреплению необходимых учителю концертмейстерских умений и навыков. Работа над школьно-песенным репертуаром чрезвычайно важна для профессионального становления учителя-музыканта, расширения его музыкального кругозора. Наличие поэтического текста создает благоприятные условия для раскрытия эмоционального содержания произведения, обогащает музыкальный опыт студентов, позволяет лучше понять закономерности использования средств музыкальной выразительности. Школьные песни воплощают яркую образность тем и настроения детской и юношеской музыки. Их форма обычно проста и лаконична. Ярко выраженная жанровая основа лирических, маршевых, танцевальных, шуточных песен позволяет сформировать у студентов обобщенные знания и умения в области типов аккомпанементов, педализации, звуковедения. В зависимости от целевой установки музыкальный репертуар изучается в следующих формах: - разучивание для исполнения в аудитории или на концертах; - эскизное прохождение и чтение с листа; - подбор по слуху и транспонирование; - пение под собственный аккомпанемент; - аккомпанирование иллюстратору (вокалисту, инструменталисту); - выполнение творческих заданий. Формирование навыков аккомпанирования осуществляется в процессе разучивания вокальных и инструментальных произведений различных стилей. Совместная работа с иллюстратором-вокалистом при исполнении романсов, народных и школьных песен, аккомпанирование вокальным ансамблям, хоровым коллективам, инструменталистам, исполнение пьес в четырехручном изложении способствует развитию ансамблевого чувства, умению передавать музыкальный образ в одном исполнительском плане, выбирать необходимые динамические оттенки, синхронно отзываться на агогические отступления солиста. При исполнении песни под собственный аккомпанемент необходимо умение сочетать вокальные и аккомпаниаторские функции в процессе исполнения. Верно скоординированное звучание голоса и фортепиано оказывает прямое воздействие на повышение качественного уровня исполнения песни. Яркое и выразительное звучание вокальной партии способно эмоционально воздействовать на школьную аудиторию, вовлечь детей в творческий процесс разучивания песни. Эффективность обучения приемам работы над вокальным репертуаром обеспечивается определенной последовательностью изучения учебного материала, в основе которого лежит принцип постепенного усложнения фактуры музыкального сопровождения. Реализация этого принципа осуществляется в соответствии со следующей классификацией типов аккомпанемента: - аккомпанемент «Чередование баса и аккорда»; - аккомпанемент «Гармоническая поддержка»; - аккомпанемент «Аккордовая пульсация»; - аккомпанемент «Гармонические фигурации»; - аккомпанемент смешанного типа. На начальном этапе овладения концертмейстерскими навыками целесообразно использовать вокальные произведения с одним типом несложной фактуры. После ознакомления с разными инструментальными фактурами логично перейти к изучению аккомпанемента смешанного типа. Необходимость владения навыками пения под собственный аккомпанемент с использованием приемов управления пением обучающихся обусловлена содержанием работы учителя на уроках музыки в школе. Освоение навыков совмещения музыкально-исполнительских действий осуществляется поэтапно: сначала отрабатывается каждое исполнительское действие по - отдельности, второй этап – закрепление умения использовать их в ограниченном сочетании, третий – студенты переходят к пению под собственный аккомпанемент с использованием дирижерских приемов. Условием успешного овладения навыками совмещения музыкально-исполнительских действий является знакомство с каждым из них. При формировании навыков пения под собственный аккомпанемент усложнение педагогического репертуара осуществляется по двум направлениям: усложняется фактура сопровождения и увеличивается самостоятельность вокальной партии. Для каждого типа сопровождения подбираются песни в следующей последовательности: - аккомпанемент дублирует вокальную партию. - аккомпанемент удерживает небольшие отклонения от вокальной партии. - аккомпанемент включает отдельные звуки вокальной партии. - мелодия вокальной партии не входит в аккомпанемент. Совмещение игры и дирижирования требует использования следующих приемов: показ вступления и взятия дыхания; снятие звука движением головы; дирижирование одной рукой, свободной от исполнения аккомпанемента. Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность «читать с листа». Прежде чем начать играть с листа, студенту необходимо мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором. Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального мышления, аналитических способностей. Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании, внутреннюю линию раскрытия музыкального образа. Тогда открывается возможность читать текст не «нота за нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, так же, как протекает и процесс чтения словесного текста. Кроме того необходимо быстро группировать ноты по их смысловой принадлежности (мелодической, гармонической) и в такой связи их воспринимать. Введение в действие этих способностей в процессе восприятия нотного текста является одним из факторов образования музыкально-внутренних представлений. Свободное владение этим видом концертмейстерской деятельности сокращает период разбора вокального произведения, благодаря чему ознакомление с репертуаром происходит в более сжатые сроки. Умение транспонировать входит в число непременных условий, определяющих профессиональную пригодность будущего учителя музыки. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. Иногда приходится играть аккомпанемент не в той тональности, в которой напечатаны ноты. Это объясняется тесситурными возможностями голосов, а также состоянием голосового аппарата детей на данный момент. Кроме традиционно предусматриваемых исполнительских умений и навыков, которые формируются в концертмейстерском классе, у студентов необходимо формировать опыт творческой деятельности. Этому могут способствовать следующие творческие задания: сочинение различных мелодий и подбор аккомпанемента к ним, сочинение подголосков, вступлений, проигрышей, заключений, варьирование музыкального сопровождения (подбор аккомпанемента в форме вариаций, разных по характеру, ритму, фактуре изложения). Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если студент не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. Гармонизация мелодий по слуху, в отличии гармонизации, как способа решения задач по курсу гармонии, - практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения. В этом случае студент создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально-творческих действий. Осознание принципов построения музыки также предусматривает выполнение творческих заданий. Импровизация, сочинение мелодий с различным типом аккомпанемента предполагает создание одночастных, двухчастных, трехчастных построений. Интонационный путь освоения содержания музыкального произведения (выявление характерных интонаций в процессе сочинения, наблюдение за их развитием), постижение музыки музыкой способствует раскрытию творческого потенциала студентов. Отдельные произведения школьного репертуара, которые исполняются студентами в концертмейстерском классе, предусматривают их «педагогическое осмысление». Методическая интерпретация предполагает определение функции отдельно взятого музыкального произведения в контексте темы четверти, его назначения в системе формирования музыкальной культуры школьников. Высокая степень целесообразности системы обучения в университете может быть достигнута при условии должной организации всех компонентов обучения на конечную цель – подготовку высококвалифицированных специалистов. Достижение этой цели находится в прямой зависимости от того, насколько каждый студент на том или ином этапе обучения подготовлен к дальнейшей учебе и практической творческой деятельности.
БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ Жавнерко Н.И., преподаватель, магистр педагогических наук (г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Посвящается Петренко Николаю Макаровичу… I будуць вольна плыць над зямлёю мелодыi… будуць цешыць людскiя душы, нагадваць усiм пра нашага славутага земляка, пра выдатнага сына Беларусi. Н. Гальпяровiч Цель данной работы – систематизировать материал о жизни и творчестве Николая Макаровича Петренко, белорусского композитора и педагога, много сделавшего для становления музыкальной культуры Беларуси и популяризации белорусской музыки. С 1960 года Н.М.Петренко работал преподавателем и заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Полоцком педагогическом училище. Он был подвижником белорусского языка, боролся за его сохранение, учил понимать белорусское поэтическое слово, ценить народную культуру. Николай Макарович неоднократно выступал с докладами о родном языке, был участником республиканских педагогических чтений, а также являлся одним из организаторов курсов по изучению белорусского языка. Совместно с преподавателем училища Б.В. Петровичем Н.М. Петренко сталавтором учебной программы по белорусскому языку для педагогических училищ, перевода на белорусский язык «Теоретических основ начального курса математики». Он составил практическое пособие «Упражнения с выборочными ответами» в 2-х частях, которым и сегодня пользуются преподаватели учреждений среднего специального педагогического образования республики. Интерес к музыке у будущего композитора возник в детстве.Много песен знала мать. От отца Николай научился играть на домре. Сам подбирал мотивы. Когда учился в школе в Юровичах, что на Мозырщине, играл в оркестре народных инструментов. Активно участвовал в художественной самодеятельности во время учебы на Мозырском педагогическом рабфаке и в пединституте в Минске. Самостоятельно освоил ноты и играл в духовом оркестре на баритоне. В 1937 году был принят в оркестр народных инструментов Белорусского радио. А когда началась служба в армии, играл в ансамбле народных инструментов в полковом клубе. После войны Н.М. Петренко шесть лет работал завучем Петриковского педучилища и обучал первокурсников игре по нотам на домре. Самостоятельно начал осваивать баян. Здесь впервые сочинил для детей польку, потом – мазурку, которые исполнял секстет домp. Первую песню Н.М. Петренко написал в 1956 году. Эта была «Мяцелiца» на стихи А. Ставера. Но настоящее признание к молодому композитору пришло с песней «Ой, старонка ты мая лясная» на стихи А. Острейки. Николай Макарович сотрудничал с такими известными поэтами, как П. Бровко, П. Глебко, П. Панченко, Н. Гилевич, Г. Буравкин, а также написал множество песен на стихи Н.П. Ермак и В.Н. Глушкова, преподавателей училища. Композитор Н.М.Петренко создал более 300 песен. Лучшие из них собраны в книге «Беларусi мiлай», изданной в Полоцке в 1997 году. Она состоит из 4-х разделов: «Край мой беларускi», «Горад мой над Дзвіной», «Перамога. Былое i роздум», «Лiрыка». Самой известной, ставшей поистине народной, является песня Н.М.Петренки «Ручнікі» на текст В. Вербы. О ее создании композитор вспоминал: «Это была моя 27-я песня. В 1959 году в Ветринской школе-интернате я работал заместителем директора, преподавателем пения и руководителем хора учителей и учеников. Однажды в журнале "Полымя" прочитал стихотворение молодой поэтессы Веры Вербы "Ручнікі". Оно взволновало своим лиризмом, легкостью, юмором, народностью и запало мне в душу. Взялся писать музыку. Кажется, получился у меня вальс. Начали разучивать с хором учителей, но мое произведение им не понравилось. Смирился с неудачей и начал работать по-новому. Три месяца мучила меня это песня. Уже и мелодия, можно сказать, сложилась, а чего-то всё не хватало. Однажды осенило меня сменить музыкальный размер с трех четвертей на две четверти. И тогда я почувствовал – нашел, что искал» [6]. "Ручнікі" были отмечены на республиканском конкурсе агитбригад, на котором прозвучали в исполнении участников художественной самодеятельности из Лиозно. Вскоре песня появилась в репертуаре и других самодеятельных коллективов.Она исполнялась как народная песня женской группой Государственного народного хора БССР под руководством народного артиста СССР Геннадия Титовича и ансамблем "Песняры" в обработке Владимира Мулявина. «Ручнікі» включены в «Антологию белорусской народной песни» и «Антологию белорусской советской песни». Мелодия песни использована в инструментальном произведении "Белорусский сувенир", которое исполнялось Государственным народным оркестром БССР. Песню «Ручнікі» поют на Украине, в России, Польше, Болгарии, Канаде, США. С 1980 года Н.М.Петренко руководил клубом самодеятельных композиторов, члены которого создавали и распространяли новые песни, участвовали в конкурсах, выступали перед населением с концертами. В настоящее время в Полоцком колледже УО «ВГУ им. П.М.Машерова» ежегодно в апреле проходит фестиваль-конкурс имени Н.М.Петренко, направленный на выявление способных детей для дальнейшей профориентационной работы в русле преемственности музыкально-педагогического образования. Профессия педагога-музыканта требует разностороннего развития личности и поддержки людей с высоким исполнительским и музыкально-педагогическим потенциалом, что является актуальным для современной социокультурной ситуации в Республике Беларусь. Конкурс проводится среди учащихся учреждений общего среднего образования с музыкально-хоровым уклоном, школ искусств, районных музыкальных школ. Цель – стимулировать интерес к исполнительству, пропагандировать музыкальное искусство как одно из средств решения проблемы одухотворения нового поколения, ориентации на сохранение духовных ценностей. Педагоги видят в конкурсе возможность сравнить свои достижения с достижениями коллег, обменяться опытом и на практике проверить эффективность различных методов обучения. Фестиваль-конкурс имени Н.М.Петренко ежегодно привлекает десятки юных исполнителей и вызывает большой интерес у аудитории. Н.М.Петренко активно участвовал в общественной жизни города и республики. Увлечение музыкой сделало его известным не только в Беларуси, но и далеко за её пределами. Николай Макарович награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями, Почётными грамотами Верховного Совета БССР, за большие заслуги в деле подготовки педагогических кадров удостоен почётного звания «Заслуженный учитель БССР», а за большую общественную работу – звания Почётного Гражданина г. Полоцка.
Список использованных источников: 1. Барэйша, М., Філімонава, Т. Дзiўная, родная мова… / М.Барэйша, Т.Філімонава. // Сцяг камунiзму. – 1989. – 21красавіка. 2. Булдык, Н., Філімонава, Т. У суботу Янка… / Н.Булдык, Т.Філімонава // Звязда. – 1981. – 8 сакавіка. 3. Бураўкін, Г., Гальпяровіч, Н., Жарнасек, Ф., Кірылаў Г., Панізнік, С., Тарасаў С., Неўдах, Л., Аркуш, А. А славутыя землякi будуць жыць / Г.Бураўкін // ЛIМ. – 1997. – 10 студзеня. 4. Гавяйновіч, В. «Ручнiкi» - народная песня Мікалая Пятрэнкі / В.Гавяйновіч // Полацкі веснік. – 2003. – 5-7 верасня. 5. Кондрацкя, Т. А. Бесценное наследие: научно-исследовательская работа / Т.А.Кондрацкая (научный руководитель Н.И.Жавнерко). – Полоцк, 2010. 6. Материалы музея Полоцкого колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.28.200 (0.01 с.) |