ТОП 10:

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



ВЫПОЛНЯТЬ И СОСТАВЛЯТЬ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТРУДУ

 

 

Солодкова А.Ф., доцент

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

 

Приоритетным направлениям современной педагогической теории и практики является формирование творческого потенциала учащихся. Особая роль в формировании творческой личности принадлежит трудовому обучению. Здесь учащиеся включаются в разные виды деятельности, вооружаются специфическими «технологическими» знаниями и умениями, учатся применять их в нестандартных ситуациях, выполняют учебные и творческие задания, приобретают трудовой творческий опыт.

Творческое задание, как правило, включает в себя постановку одной или нескольких задач, содержит основные требования к изделию.

Процесс решения творческой задачи складываются из нескольких этапов: 1. Понимание условия задачи. Понять – раскрыть существенное в предмете, явлении. Осознание проблемы. 2. Поиск решения задачи, возникновение замысла ее решения, составление плана действий по созданию новой конструкции. 3. Практическая работа над задачей. Создание объекта. 4. Использование объекта в действии. Анализ решения творческой задачи. Возникновение новых идей.

За урок, как правило, школьники справляются с решением 1-2 задач. Иногда при изготовлении некоторых изделий можно сформулировать несколько задач. В таком случае распределить их между учащимися нужно так, чтобы каждый из детей думал над решением предложенной ему задачи.

В содержании творческих задач чаще всего заключено противоречие. Постановка задания или вопроса к задаче ведет к возникновению проблемной ситуации. Осознание ее, постановка проблемы является началом творческого поиска, осуществляемого в процессе мышления, а решение проблемы – содержанием творчества. Проблема – центр, ось, стержень, вокруг которого развертываются, вращаются, пульсируют все мыслительные процессы. [1, 41]

В начальных классах на уроках труда имеют место разные типы заданий (конструкторские, технологические, организационно-технические). Учащиеся овладевают методами решения творческих задач.

Выполнение творческого задания всегда связано с осуществлением тех или иных процедур творческой деятельности: перенос ранее приобретенных знаний и умений в новую ситуацию; видение новой функции объекта; видение других проблем в знакомых ситуациях; понимание и обоснование структуры объекта; нахождение альтернативных способов решения; актуализация прежних знаний.

Существенным для организации творческой деятельности учащихся является четкое представление этапов творческого процесса, чтобы знать, на каком э тапе чего можно достигнуть, какие творческие качества сформулировать у детей, при изготовлении какого изделия целесообразно предложить задачу того или иного типа, или побудить учеников самим сформулировать ее.

Формировать у учащихся начальных классов умения выполнять и составлять творческие задания можно в следующей последовательности:

I этап. Учить учащихся анализировать устройство объекта. Четкое представление конструкции изделия, его назначения способствует пониманию проблемы, вытекающей из уяснения условия задачи. В дальнейшем ученик самостоятельно может сформулировать условие задачи, поставить вопросы, наметить пути ее решения.

Анализ объектов труда можно проводит в вопросно-ответной форме, используя комментированное чтение графических изображений, памятки, под руководством учителя или самостоятельно. Памятка по анализу объекта труда может быть использована при самостоятельном изучении учащимися конструкции изделия, при конструировании по образцу, рисунку, по собственному замыслу и др.

II этап. Демонстрация и анализ нескольких вариантов одного и того же изделия, отличающихся друг от друга рядом признаков, способствуют формированию у учащихся умения сравнивать объекты между собой, устанавливать между ними сходство и различия, обращаться к прошлому опыту конструирования, опираться на прежние ассоциации и вновь образованные. Учащиеся в процессе анализа образца могут предложить новые варианты изделия того же назначения при сохранении главных признаков.

III этап. После того, как школьники научатся точно воспроизводить объекты труда, сравнивать их между собой, можно предложить им задания творческого характера. Практический опыт учащихся небогат, поэтому лучшие сконцентрировать внимание на решении одной задачи.

Весьма существенным в формировании у учащихся умений выполнять задания творческого характера является критический анализ выполненных вариантов изделий.

IV этап. Научить учащихся составлять собственные варианты заданий творческого характера. В этом случае не учитель предлагает задания, а учащиеся их формируют на основе предварительного анализа образца изделия. [Например: III класс. Объект труда – прихватка. Задания, составленные школьниками: изменить форму прихватки; выбрать другой шов для соединения деталей изделия; увеличить количество деталей в прихватке; сделать подвеску; украсить прихватку тесьмой; сделать прихватку из гладкокрашеной ткани и украсить вышивкой.]

Задания, сформулированные учениками, анализируются в классе, отмечается их целесообразность. Можно выбрать наиболее интересное из них и предложить учащимся его выполнить. Дети могут выполнить по желанию понравившееся им задание.

Таким образом, системное выполнение школьниками творческих заданий разного типа, приобретение умения самостоятельно составлять творческие задачи обогащают творческий опыт учеников. Творчество – уникальный процесс, в результате которого школьники могут раскрыться во всем своем многообразии и неповторимости.

 

Список цитированных источников:

1. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества: Моногр. – М.: Высш. шк., 1989. – с. 41

 

 

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Соломаненко Е.И., учащаяся 4 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Григорович Н.П., преподаватель

 

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Включение в практику школы новых педагогических технологий направлено как раз на развитие у учащихся стремлений к самостоятельному открытию знаний, на развитие творческих способностей, логического мышления, коммуникативных умений, необходимых каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в стремительно меняющейся действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет [1, с. 17].

Основной сущностью исследовательской деятельности является то, что у учащихся развиваются поисковые и исследовательские способности, что очень важно для современной начальной школы, которая ориентирована на развивающее обучение. Как подчёркивают Савенков В.И., Белкин А.С. (Россия), Коломинский Я.Н. (Беларусь), стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благоприятную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

Следует сделать акцент на особенностях исследовательской деятельности учащихся начальной школы:

- направлена, как уже отмечалось, на получение новых знаний;

- способствует формированию системы знаний;

- развивает познавательную активность;

- оказывает положительное влияние на развитие мыслительных процессов и операций, речи.

Важно также и то, что для младших школьников характерны наблюдательность, умение замечать незначительные детали, логические нестыковки, даже оговорки в словах старших, учителя [2, с. 42]. Другой особенностью маленьких исследователей является их необычная скрупулёзность, аккуратность и исполнительность. При постановке учебного эксперимента они не признают никаких погрешностей, не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов эксперимента. И, наконец, младшие школьники, на что указали в процессе данного исследования 100 % опрошенных учителей начальных классов, в ходе выполнения своих работ проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Следовательно, формирование данных качеств у ребят способствует их дальнейшей адаптации в базовой и средней школе, способствует успешной учебной работе.

Вместе с тем, по мнению Кравей Т.Н., Иголкиной Т.В, Баушева Т.А. и др., для деятельности учеников младших классов характерны недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. Поэтому без помощи учителей, родителей здесь не обойтись. Необходимо заметить, что в младшем школьном возрасте работы учеников, конечно же, имеют реферативный, описательный характер. Однако пребывание в роли исследователя, первооткрывателя способствует развитию необходимых для исследовательской деятельности качеств, выявлению и развитию у школьников исследовательских способностей.

Как известно, общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и заключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Уроки русского языка и литературного чтения позволяют, на наш взгляд, органично «вплетать» в ткань урочной и внеурочной деятельности по данным дисциплинам задания исследовательского плана. Отсюда целью данной работы мы рассматриваем выявление наиболее эффективных методических приёмов, помогающих формировать у ребёнка основы культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Мы опирались на сравнительный анализ уроков разных видов и типов нескольких учителей начальных классов, собеседование с администрацией школ и учителями-практиками со стажем не менее 10 лет, анализ ученических работ, результаты пробных уроков.

Одним из важных умений, как считает большинство психологов, является умение видеть проблему, это интегральное свойство мышления. Проблема – это затруднение, сложный опрос, задача, которые требуют разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблемы – дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить её. Для того чтобы научиться выявлять проблемы, ученикам необходимо смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогут, на наш взгляд, следующие несложные упражнения.

Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Читается неоконченный рассказ: «С утра небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Необходимо продолжить рассказ, представив себя в разных ролях: представь себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; лётчиком, отправляющимся в полёт; вороной, сидящей на дереве; мэром города…

Уроки чтения дают возможность практиковать задания «Составь рассказ от имени другого персонажа»: представь, что ты на какое-то время стал столом в той комнате; камешком на дороге; человеком определённой профессии – опиши один день этой воображаемой жизни, вплети своего героя с сюжет произведения.

При выполнении таких заданий надо поощрять самые интересные, самые оригинальные детские ответы.

Весьма эффективны задания по выдвижению гипотез: они могут быть использованы как на уроках чтения, так и языка. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Так, перед чтением произведения можно спросить: «Прочитайте название, выдвиньте гипотезы о содержании текста». При этом важно научить использовать выражения «может быть», «предполагал», «наверное», «возможно» и т.д. … После первичного восприятия текста учитель проверяет, оправдались ли прогнозы школьников.

Не менее полезны и упражнения на обстоятельства: при каких условиях названные предметы будут полезными? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (предметы из читаемых текстов: охотничья собака, букет ромашек, арбуз, папина шляпа и т.д.).

Как показало наблюдение, многие ребята с удовольствием выполняют задания такого типа: найди возможную причину события, составь «тонкие» и «толстые» вопросы, найди загадочное слово; угадай, о чём спросили. Они заставляют внимательно исследовать читаемый текст, анализировать поступки персонажей, вдумываться в смысл изобразительных средств языка, замечать детали сюжетной линии.

На уроках русского языка ученики допускают большое количество орфографических ошибок, особенно в непроверяемых написаниях.

Традиционные приёмы, как правило, запоминанию словарных слов мало способствуют. И тогда на помощь приходят те приёмы, которые заставляют ученика самого искать материал, способствуют более прочному запоминанию трудных слов. Посильная поисковая деятельность направлена на саморазвитие младших школьников. Так, исследование словарного слова может осуществляться по следующему плану:

- работа над зрительным образом слова, подбор ассоциаций;

- выявление лексического значения (словари, контекст);

- обращение к истокам (этимологическая справка);

- подбор однокоренных слов;

- сочетаемость слов;

- пословицы, поговорки с данным словом;

- синонимы, антонимы;

- поиск предложений, стихотворений.

Интерес к исследованию рождается под влиянием задачи, удивляющей своей необычностью: ученики анализируют слова, работая в одной из творческих групп (толкователи, мыслители, фольклористы, этимологи, писатели, языковеды). Исследовательская практика урока не ограничивается его временем. Поиск продолжается и дома, часто вместе с родителями. В результате поисковой деятельности по данному направлению повышается орфографическая грамотность учащихся, растёт интерес к урокам русского языка.

В начальной школе начинается приобщение учеников к исследовательскому процессу на доступном для младшего школьного возраста уровне. Это позволяет формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность школьников, делать уроки более увлекательными, творческими, высокоэффективными.

 

Список цитированных источников:

1. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – М.: Изд. дом «Федоров», 2006. – 216 с.

2. Калмыкова, З.И. Понимание школьниками учебного материала / З.И. Калмыкова // Вопросы психологии. – 1986. - № 1. – с. 42-43.

3. Кравей, Т.Н. и др. Младшие школьники проводят исследование / Т.Н. Кравей и др. // Начальное образование. – 2005. - № 6. – с. 59 – 64.

 

 

МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.008 с.)