Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологический потенциал учебного содержанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Сайковская Л.В., студентка 4 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук, профессор
Экологические проблемы современности носят глобальный характер и касаются всего человечества. В связи с этим вопросы экологического воспитания приобретают особую остроту. Поэтому в современной школе необходимо больше уделять внимания воспитанию бережного отношения к природе младших школьников. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного и бережного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание направлено на понимание детьми себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно их учить правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Основу для становления и развития ответственного и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут определенную информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о ее ценностях и свойствах. Содержание таких предметов как музыка и изобразительное искусство, позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Немаловажную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, требующий постоянного внимания, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Основная задача учителя – использовать экологический материал на этих уроках. Анализ программ и учебников по русскому языку и литературе показывает, что данные предметы имеют экологическую направленность. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных и ними творческих заданий формирует у детей бережное отношение и любовь к природе. А также на уроках русского языка следует использовать дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему [6]. Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. Развитию бережного отношение детей к природе и воспитанию чувства ответственности за будущее нашей планеты на уроках математики призваны задачи с экологическим содержанием, имеющиеся в учебниках по данному предмету. Но это не говорит о том, что этого материала вполне достаточно для экологического воспитания младших школьников. Содержание уроков «Человек и мир» обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. Программа по этому предмету дает возможность осуществлять экологическое воспитание с первых дней обучения [5]. С самых первых уроков «Человек и мир» человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека. На уроках «Человек и мир» в первомклассе учащиеся узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в важности охраны природы, получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учеников уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, возникших по вине людей. В процессе обучения первоклассники расширяют и углубляют свое знания о здоровом образе жизни, о трудовой деятельности людей, о правилах дорожного движения и др. [1,6]. Во втором классе в начале учебного года изучаются темы «Разнообразие растений», «Многообразие животных», «Связи, существующие между растениями и животными», которые дают возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека, живой и неживой природы [2,4,6]. На уроках «Человек и мир» в третьем классе учащиеся знакомятся с растительным и животным миром Республики Беларусь, с ее водным богатством и природоохранной работой, которая проводится в нашей стране. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются [3,6]. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явлений, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д. Воспитанию бережного отношения к природе способствует сосредоточение внимания учителя на сочетании учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его. Четко организованная, целенаправленная внеклассная работа позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует знания учащихся [5]. Таким образом, содержание школьных учебных предметов способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого потенциальные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творчеству и инициативе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, иметь чуткую душу и быть очень внимательным, чтобы увидеть прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, заслушаться звонким пением птиц. Экологическое воспитание является одним из самых важных в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережно и ответственно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в Республике Беларусь. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Список цитированных источников: 1. Вдовиченко, В.М.Человек и мир: учеб. пособие для 1-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. - Минск: Нар. асвета, 2006. – 95 с.: ил. 2. Вдовиченко, В.М.Человек и мир: учеб. пособие для 2-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Т.А.Ковальчук, В.А. Папкович. - Минск: Нац. ин-т образования, 2011. -144 с.: ил. 3. Вдовиченко, В.М.Человек и мир: учеб. пособие для 3-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А.Ковальчук. - Минск: Нар. асвета, 2006. - 135с.: ил. 4. Вдовиченко, В.М. Человек и мир во втором классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А.Ковальчук. - 2-е изд. - Минск: Нар. асвеа,2007. - 142с. 5. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя.- Мн.: Нар. асвета,1987. - 112с. 6. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с рус. языком обучения 1-4 классы.2010. - Минск. Национальный институт образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.006 с.) |