Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И Результат обучения младших школьников письмуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Леонова-Кирдик Л.В., студентка 5 курса (г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы») Научный руководитель – Шинтарь З.Л., кандидат педагогических наук, доцент
Целью школьного образования является творческая организация учебного процесса, направленного на личностное развитие учащихся. В начальном обучении важное место занимает система языковых знаний, умений и навыков, в которой особое место отводится письму, как наиболее сложной, осознанной форме речевой деятельности [7]. Разработке проблемы обучения детей письму посвящены исследования М.М.Безруких [2], Л.С. Выготского [4], А.Р. Лурия [7]. Вместе с тем в методических трудах основное внимание уделяется обучению письму как системе отношений между звуками и буквами при обучении грамоте. Обучение детей каллиграфическому письму представлено лишь в некоторых исследованиях [1; 5; 6; 9]. Анализ работ указанных авторов и практики работы учителей позволил установить, что имеется необходимость более четкой систематизации умений каллиграфического письма, позволяющей использовать их как цель и результат обучения младших школьников письму: а) в любой системе обучения, б) с целью развития учащихся. Для решения поставленной задачи будем использовать определение письма как процесса воспроизведения букв и их комплексов на бумаге с помощью определенных движений рукой. Егопсихофизиологический механизм представлен слухо-артикуляционным, зрительно-двигательным и рукодвигательным компонентами [2; 7]. Организация обучения письму способствует: 1) поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления учащихся, необходимого для восприятия конфигурации букв; 2) совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм; 3) становлению умения ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять пространственные отношения меду элементами письма; 4) укреплению руки, улучшению координации движений, развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки; 5) формированию у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей. Таким образом, процесс обучения каллиграфическому письму − это организация синтетического акта мышечной и интеллектуальной деятельности ученика. В развитых формах процесс письма протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме, как навык. Контроль за ним протекает на подсознательном уровне. Смысловая же сторона проявляет себя как сложное умение. Приобретаемые человеком умения не только определяют качество его деятельности и обогащают опыт, но могут стать свидетельством уровня общего умственного развития человека, качеств его ума. Легкость и быстрота овладения умением говорят о высоком уровне способностей данного человека. Сформировать навык каллиграфического письма, значит научить выполнять учебную деятельность, связанную с умениями анализировать буквы и буквенные комплексы на уроках письма, так как Р.С. Немов утверждает, что умение – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций [8]. В этой связи возникает необходимость в выделении конкретных умений ученика, которые необходимо сформировать для обеспечения каллиграфического письма. Эти умения скомпонованы в соответствии с качественными показателями каллиграфического письма: графически грамотного, чёткого и устойчивого написания букв и соединений, связного и скорого письма. К ним относятся: − умение соблюдать размеры рабочей строки (все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки); − умение соблюдать правильный и единообразный угол наклона при письме (тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести на центр груди); − умение соблюдать одинаковые интервалы между письменными знаками (расстояние между элементами, буквами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве н строчной; ширина букв должна быть одинаковой); − умение соединять элементы в букве, буквы в слове (по алгоритму трех видов соединения (верхнее, нижнее, средне-плавное); − умение писать буквы и комплексы плавно и связно (надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву; надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать несколько букв, останавливаться лишь в начальной точке); − умение писать без напряжения (при письме линий вниз рука напрягается: считаем 1,2,3; при письме линий в сторону-вверх рука расслабляется- считаем: и); − умение писать быстро (скорость письма для первого класса 7-15 букв в минуту); − умение писать красиво (на протяжении всего обучения письму вырабатываются критерии красивого письма: чисто, без помарок, четко [9]. Обучение детей каллиграфическому письму, по мнению специалистов, способствует развитию детей. Однако, чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, необходимо, как указывают психологи и дидакты, включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы личности. Анализ школьной практики обучения письму показал, что учителя широко используют дидактические игры, наглядные пособия и упражнения, которые вызывают у младших школьников заинтересованность, стремление участвовать в различных учебных ситуациях и связанные с ними радостные переживания [5; 6]. Однако деятельность учащихся в большинстве случаев носит репродуктивный характер, требующий активного функционирования восприятия и процессов памяти. Задания, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся и предполагают выполнение операций сравнения, вычленения, классификации, обобщения и др., используются учителями крайне редко. Развитие умений каллиграфического письма происходит стихийно, в основном благодаря тому, что авторы пособий, которыми пользуются учителя, стремились при создании учебного материала вызвать у детей интерес к занятиям, радость, удовольствие, используя присущие этому возрасту пытливость ума, направленность на преодоление небольших трудностей, стремление к необычному, новому. В целом можно сказать, что в массовой школьной практике не сложился определенный взгляд на развитие интеллектуальных умений при обучении каллиграфическому письму как на одну из специальных и важнейших на начальном этапе педагогических задач. С позиции современных педагогических и психологических концепций формирование умений каллиграфического письма должно учитывать следующее. Во-первых, эти умения необходимо рассматривать не только как компонент интеллектуальной сферы, но и как один из результатов развития всех психических сфер во взаимосвязи. Известно, что эффективное развитие мыслительных операций происходит лишь при условии активного функционирования мотивационной, волевой, эмоциональной и других сфер психики человека [3]. Следовательно, формирование умений каллиграфического письма не может не опираться на активизацию мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.), эмоций и чувств учащихся. К умениям содержательно-операционного уровня относятся прежде всего интеллектуальные умения: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать. Именно их формирование и представляет собой основной перечень развивающих задач обучения каллиграфическому письму в начальной школе. Рассмотрим кратко интеллектуальные умения каллиграфического письма на основе выделенных выше его характеристик: графическую грамотность, каллиграфическую чёткость и устойчивость написания букв и соединений, связность и скорость письма. Для формирования графической грамотности необходимы умения: обобщать буквы по одному из элементов, исключать букву из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента, находить общий элемент в буквах, сравнивать буквы, находить указанный элемент в буквах, составлять группы букв на основе общего элемента, продолжать ряд букв на основе одного из элементов, списывать письменные буквосочетания и находить их в печатном тексте. Для выработки каллиграфической четкости и устойчивости письма важны умения: называть и записывать основные элементы письменного алфавита, находить их шаблоны, писать отдельные буквы и их соединения, сравнивать элементы в буквах по их пространственному расположению, по размеру, комментировать правила написания отдельных элементов в буквах, сравнивать написание общего элемента в разных буквах, выполнять логические упражнения и др. Для отработки связности и скорости письма требуются следующие умения: безотрывно писать несколько букв, слогов, трехбуквенных слов, списывать текст с уточнением, выписывать из текста слова с указанными орфограммами безотрывно, писать росчерки по прописи, рисовать узоры-бордюры, безотрывно писать элементы в сочетании по 2, 3, 4, составлять узоры-росчерки, определять алгоритмы соединений букв, списывать с письменного текста, и др. Таким образом, обучение младших школьников каллиграфическому письму обеспечивает формирование умений каллиграфического письма двух уровней: умений писать буквенные знаки и умений, развивающих мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферы личности ученика. Результативность сделанных выводов подтверждена экспериментально: высокий уровень сформированности умений каллиграфического письма отмечен у 34,61% учащихся экспериментального класса и у 11,54% учащихся контрольного класса. Низкий уровень сформированности умений каллиграфического письма показали 11,54% учащихся экспериментального класса и 34,61% учащихся контрольного. Следовательно, обучение учащихся первоначальному письму будет иметь развивающий характер, если будет включать наряду с тренировочными упражнениями разнообразные по форме и содержанию умственные и практические осмысленные действия (анализ, синтез, сравнение, группировку, конструирование и реконструирование буквенных знаков). Это создает оптимальные условия для формирования умений воспроизведения букв и их соединения в комплексы.
Список цитированных источников: 1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. − 1999. − №4.− С.23. 2. Безруких, М.М. Как научить ребёнка писать красиво / М.М.Безруких // Вопросы психологии. − 1974.− №4.− С.44. 3. Белова, Г.Н. Формирование интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения иностранному языку: Методическое пособие / Г.Н. Белова.− Калининград: Калининградский университет, 1999. – 30 с. 4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. − М.: Изд-во РСФСР. − 1959. − 358с. 5. Желтовская, Л.Я. и др. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. − М.: Просвещение, 1987.− 125с. 6. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 1999. - №8. - С.45-49. 7. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательного процесса. Экспериментально-психологические исследования / А.Р. Лурия. М.: «Наука», 1974.− 172 с. 8. Немов, Р.С. Психология. Книга 1 / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 681 с. 9. Шинтарь, З.Л. Каллиграфия: метод. рекомендации / З.Л. Шинтарь. − Гродно: ГрГУ., 2001. – 27 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.008 с.) |