ТОП 10:

И РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМУ



Леонова-Кирдик Л.В.,студентка 5 курса

(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)

Научный руководитель – Шинтарь З.Л., кандидат педагогических наук, доцент

 

Целью школьного образования является творческая организация учебного процесса, направленного на личностное развитие учащихся.

В начальном обучении важное место занимает система языковых знаний, умений и навыков, в которой особое место отводится письму, как наиболее сложной, осознанной форме речевой деятельности [7]. Разработке проблемы обучения детей письму посвящены исследования М.М.Безруких [2], Л.С. Выготского [4], А.Р. Лурия [7]. Вместе с тем в методических трудах основное внимание уделяется обучению письму как системе отношений между звуками и буквами при обучении грамоте. Обучение детей каллиграфическому письму представлено лишь в некоторых исследованиях [1; 5; 6; 9].

Анализ работ указанных авторов и практики работы учителей позволил установить, что имеется необходимость более четкой систематизации умений каллиграфического письма, позволяющей использовать их как цель и результат обучения младших школьников письму: а) в любой системе обучения, б) с целью развития учащихся.

Для решения поставленной задачи будем использовать определение письма как процесса воспроизведения букв и их комплексов на бумаге с помощью определенных движений рукой. Егопсихофизиологический механизм представлен слухо-артикуляционным, зрительно-двигательным и рукодвигательным компонентами [2; 7].

Организация обучения письму способствует:

1) поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления учащихся, необходимого для восприятия конфигурации букв;

2) совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

3) становлению умения ориентироваться в пространстве листа, строки, легко определять пространственные отношения меду элементами письма;

4) укреплению руки, улучшению координации движений, развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;

5) формированию у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.

Таким образом, процесс обучения каллиграфическому письму − это организация синтетического акта мышечной и интеллектуальной деятельности ученика.

В развитых формах процесс письма протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме, как навык. Контроль за ним протекает на подсознательном уровне.

Смысловая же сторона проявляет себя как сложное умение.

Приобретаемые человеком умения не только определяют качество его деятельности и обогащают опыт, но могут стать свидетельством уровня общего умственного развития человека, качеств его ума. Легкость и быстрота овладения умением говорят о высоком уровне способностей данного человека.

Сформировать навык каллиграфического письма, значит научить выполнять учебную деятельность, связанную с умениями анализировать буквы и буквенные комплексы на уроках письма, так как Р.С. Немов утверждает, что умение – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций [8].

В этой связи возникает необходимость в выделении конкретных умений ученика, которые необходимо сформировать для обеспечения каллиграфического письма. Эти умения скомпонованы в соответствии с качественными показателями каллиграфического письма: графически грамотного, чёткого и устойчивого написания букв и соединений, связного и скорого письма. К ним относятся:

− умение соблюдать размеры рабочей строки (все элементы букв надо доводить до верхней и нижней линейки рабочей строки);

− умение соблюдать правильный и единообразный угол наклона при письме (тетрадь должна лежать с наклоном; все линии надо вести на центр груди);

− умение соблюдать одинаковые интервалы между письменными знаками (расстояние между элементами, буквами на строке, между словами в предложении должно равняться примерно букве нстрочной; ширина букв должна быть одинаковой);

− умение соединять элементы в букве, буквы в слове (по алгоритму трех видов соединения (верхнее, нижнее, средне-плавное);

− умение писать буквы и комплексы плавно и связно (надо знать начальную точку для письма каждого элемента, чтобы безотрывно писать целую букву; надо знать начальную точку для письма каждой буквы, чтобы безотрывно писать несколько букв, останавливаться лишь в начальной точке);

− умение писать без напряжения (при письме линий вниз рука напрягается: считаем 1,2,3; при письме линий в сторону-вверх рука расслабляется- считаем: и);

− умение писать быстро (скорость письма для первого класса 7-15 букв в минуту);

− умение писать красиво (на протяжении всего обучения письму вырабатываются критерии красивого письма: чисто, без помарок, четко [9].

Обучение детей каллиграфическому письму, по мнению специалистов, способствует развитию детей. Однако, чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому предмету, необходимо, как указывают пси­хологи и дидакты, включать учащихся в такие виды деятельности, которые развивают двигательную, ин­теллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы личности.

Анализ школьной практики обучения письму показал, что учителя широко используют дидактические игры, наглядные пособия и упражнения, которые вызывают у младших школьников заинтересованность, стремление участвовать в различных учебных ситуациях и связанные с ними радостные переживания [5; 6]. Однако деятельность учащихся в большинстве случаев носит репродуктивный характер, требующий активного функционирования восприятия и процессов памяти. Задания, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся и предполагают выполнение операций сравнения, вычленения, классификации, обобщения и др., используются учителями крайне редко. Развитие умений каллиграфического письма происходит стихийно, в основном благодаря тому, что авторы пособий, которыми пользуются учителя, стремились при создании учебного материала вызвать у детей интерес к занятиям, радость, удовольствие, используя присущие этому возрасту пытливость ума, направленность на преодоление небольших трудностей, стремление к необычному, новому. В целом можно сказать, что в массовой школьной практике не сложился определенный взгляд на развитие интеллектуальных умений при обучении каллиграфическому письму как на одну из специальных и важнейших на начальном этапе педагогических задач.

С позиции современных педагогических и психологических концепций формирование умений каллиграфического письма должно учитывать следующее. Во-первых, эти умения необходимо рассматривать не только как компонент интеллектуальной сферы, но и как один из результатов развития всех психических сфер во взаимосвязи. Известно, что эффективное развитие мыслительных операций происходит лишь при условии активного функционирования мотивационной, волевой, эмоциональной и других сфер психики человека [3]. Следовательно, формирование умений каллиграфического письма не может не опираться на активизацию мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.), эмоций и чувств учащихся.

К умениям содержательно-операционного уровня относятся прежде всего интеллектуальные умения: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать. Именно их формирование и представляет собой основной перечень развивающих задач обучения каллиграфическому письму в начальной школе.

Рассмотрим кратко интеллектуальные умения каллиграфического письма на основе выделенных выше его характеристик: графическую грамотность, каллиграфическую чёткость и устойчивость написания букв и соединений, связность и скорость письма.

Для формирования графической грамотности необходимы умения: обобщать буквы по одному из элементов, исключать букву из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента, находить общий элемент в буквах, сравнивать буквы, находить указанный элемент в буквах, составлять группы букв на основе общего элемента, продолжать ряд букв на основе одного из элементов, списывать письменные буквосочетания и находить их в печатном тексте.

Для выработки каллиграфической четкости и устойчивости письма важны умения: называть и записывать основные элементы письменного алфавита, находить их шаблоны, писать отдельные буквы и их соединения, сравнивать элементы в буквах по их пространственному расположению, по размеру, комментировать правила написания отдельных элементов в буквах, сравнивать написание общего элемента в разных буквах, выполнять логические упражнения и др.

Для отработки связности и скорости письма требуются следующие умения: безотрывно писать несколько букв, слогов, трехбуквенных слов, списывать текст с уточнением, выписывать из текста слова с указанными орфограммами безотрывно, писать росчерки по прописи, рисовать узоры-бордюры, безотрывно писать элементы в сочетании по 2, 3, 4, составлять узоры-росчерки, определять алгоритмы соединений букв, списывать с письменного текста, и др.

Таким образом, обучение младших школьников каллиграфическому письму обеспечивает формирование умений каллиграфического письма двух уровней: умений писать буквенные знаки и умений, развивающих мотивационную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферы личности ученика. Результативность сделанных выводов подтверждена экспериментально: высокий уровень сформированности умений каллиграфического письма отмечен у 34,61% учащихся экспериментального класса и у 11,54% учащихся контрольного класса. Низкий уровень сформированности умений каллиграфического письма показали 11,54% учащихся экспериментального класса и 34,61% учащихся контрольного.

Следовательно, обучение учащихся первоначальному письму будет иметь развивающий характер, если будет включать наряду с тренировочными упражнениями разнообразные по форме и содержанию умственные и практические осмысленные действия (анализ, синтез, сравнение, группировку, конструирование и реконструирование буквенных знаков). Это создает оптимальные условия для формирования умений воспроизведения букв и их соединения в комплексы.

 

Список цитированных источников:

1. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. − 1999. − №4.− С.23.

2. Безруких, М.М. Как научить ребёнка писать красиво / М.М.Безруких // Вопросы психологии. − 1974.− №4.− С.44.

3. Белова, Г.Н. Формирование интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения иностранному языку: Методическое пособие / Г.Н. Белова.− Калининград: Калининградский университет, 1999. – 30 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. − М.: Изд-во РСФСР. − 1959. − 358с.

5. Желтовская, Л.Я. и др. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. − М.: Просвещение, 1987.− 125с.

6. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 1999. - №8. - С.45-49.

7. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательного процесса. Экспериментально-психологические исследования / А.Р. Лурия. М.: «Наука», 1974.− 172 с.

8. Немов, Р.С. Психология. Книга 1 / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 681 с.

9. Шинтарь, З.Л. Каллиграфия: метод. рекомендации / З.Л. Шинтарь. − Гродно: ГрГУ., 2001. – 27 с.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.28.94 (0.006 с.)