Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья и брак в системе ценностных ориентацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Демко А.О., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент
Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и социальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением. По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта. Когда говорят о системе ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств человеческой деятельности, а специфический культурный феномен, своеобразную "пирамидальную призму", в которой и посредством которой преломляется вся система реальных жизненных отношений между субъектом и окружающим его миром. Ценностные ориентации — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности. С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей [1, с. 13]. Система ценностей, сформировавшаяся у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности не являются чем-то произвольным и играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей, которая сама базируется на системе потребностей. Система ценностей – один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определённые ценности. В качестве ценностей может выступать всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в брачной и семейной жизни. Для одних это могут быть дети, их здоровье; для других – благополучие, любовь, ласка со стороны партнёра; для третьих – материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия. Это также могут быть: удовлетворённость сексуальной жизнью в браке, здоровье как своё собственное, так и партнёра, хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера. Зная ценностные ориентации конкретного индивида, то есть то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнёра. Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности [2, с. 45]. Семья – это основанная на единой хозяйственной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Следовательно, семейные ценности – положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества-родительства-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Можно классифицировать семейные ценности по объектам, составляющим предмет оценки, а можно разделить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом. Эти две классификации совпадают по некоторым пунктам, но каждая из них позволяет рассмотреть некоторые виды, которые не учтены в другой. В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов, ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи (нуклеарная семья состоит только из одной супружеской пары с детьми, а расширенная состоит из трех или более поколений и включает две или более нуклеарные семьи). Второй вариант классификации семейных ценностей – по выполняемым семьей социальным функциям: репродуктивной, экзистенциальной, экономической функциям [3, с.168]. Рассмотрим подробнее две группы семейных ценностей - ценность детей и ценность брака. Прежде чем провести типологизацию ценности детей и брака, необходимо дать определения этих понятий. Ценность детей – это степень положительного отношения общества, семьи и индивида к детям, а также к определенному числу детей в семье. Ценность детей, как следует из определения, распадается на два элемента: ценность детей как таковых и ценность количества детей [3, с.173]. Брак – санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Критерием типологизации ценности брака может выступать санкционированность брака обществом. С этой точки зрения можно выделить зарегистрированный брак и незарегистрированный брак (сожительство). В этой классификации можно было бы выделить церковный брак, однако, по белорусскому законодательству в церковный брак могут вступать только люди, зарегистрировавшие свой брак органах ЗАГСа, так что церковный брак является лишь подвидом зарегистрированного брака наряду с гражданским. Следовательно, можно выделить два состояния ценности брака: ценность зарегистрированного брака и ценность сожительства. Другим важным критерием типологизации ценности брака является форма брака. К историческим формам брака, которые до сих пор существуют в некоторых странах мира, относятся полигамия и ее разновидности - полигинию и полиандрию. Но в нашей стране единственной юридически разрешенной и социально одобряемой формой брака является моногамия, то есть союз одного мужчины и одной женщины. Нами было проведено исследование, цель которого – выявить отношение и подготовленность старшеклассников к браку и семье, определить какие семейные ценности наиболее значимы для старшекласников. Мы провели анкетирование, среди учащихся 10 – 11 классов ГОСШ № 29 г. Витебска. В исследовании приняли участие 30 респондентов, в возрасте 16-17лет, из них 15 девушек и 15 юношей. В результате исследования были получены следующие данные. 50% (в равной степени и девушки, и юноши) опрошенных считают, что семью следует создавать в возрасте 24 – 30 лет, 36 % - в 21 – 23 года. Как видно, большинство старшеклассников не стремится создать семью в более раннем возрасте. Вероятно, это связано с традициями современного общества, в котором приоритетным является получение высшего образования, карьера, а затем уже и создание семьи. Разговоры о браке и семье в среде сверстников ведутся редко (36% опрошенных). Это связано с возрастными особенностями старшеклассников, которые в большинстве своем еще не задумываются над вопросами создания семьи и брака. 46% респондентов безразлично относятся к добрачным половым связям. 28% – относятся к данному явлению отрицательно (причем, одинаково как девушки, так и юноши), а 26% – положительно. В том, что брак – разовое решение и жениться нужно только один раз уверены 38% респондентов. А 32% – утверждают, что к разводу может прийти каждая семья. Такая категория людей, создавая семью, уже изначально не уверена в ее прочности. Мнения о том, кто должен быть главой семьи разделились следующим образом: 56% опрошенных считают, что должны быть сразу оба, 40% – муж, 4% – жена. Для 36% учащихся родители являются идеалом супругов. Перенять опыт семейных отношений у своих родителей хотели бы 24% молодежи, 54% хотят лишь частично. Родительские взаимоотношения являются для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяют их установки на выбор будущего супруга(и). К сожалению для большинства опрошенных родители не являются идеалом супружеской пары. Старшеклассники считают, что наиболее важным и значимым для семьи является материальный достаток (32%, большинство из них юноши), на втором месте любовь (30%). Это говорит о том, что в семейных отношениях современная молодежь на первое место ставит не семейные ценности, такие как любовь, дружба, взаимопонимание, а материальное благополучие. По мнению респондентов-девушек идеальный супруг должен быть: хорошо зарабатывающим (30%), хорошим отцом (18%), хорошо образованным (14%), хорошим хозяином (8%). Критериями идеальной жены являются: хорошая хозяйка (30%), хорошая мать (18%), верная (14%), хорошо образованная (2%). Цифры свидетельствуют о том, что в современном обществе ценится высокий достаток и считается, что обеспечивать семью должен мужчина. Большинство старшеклассников (44%) считают, что в семье должно быть 2 ребенка, 32% – 3 ребенка и более, 20% хотят иметь одного ребенка, 4% – считают, что можно жить и без детей. Прослеживается тенденция к созданию малодетных семей. На снижение уровня рождаемости и преобладание малодетных семей оказывают непосредственное влияние такие факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения и др. Исходя из данного опроса можно сделать вывод о том, что подрастающее поколение, в большинстве своем (50%) не спешит создавать семью. Скорее всего это связано с нормами современного общества, в котором на первом месте стоит образование, карьера, а затем семья. Старшеклассники отводят второстепенную роль главным семейным ценностям, таким как любовь, дружба, взаимопонимание, а на первое место ставит материальное благополучие семьи (32%). Данный факт говорит о том, что духовные ценности утрачивают свое былое значение и важность в семейных отношениях.
Список цитированных источников: 1. Зритнева, Е. И. Социология семьи: учеб. пособие для студентов вузов, обращающихся по специальности 020300 «Социология» / Е. И. Зритнева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 150 с. 2. Куровская, С. Н. Педагогика семьи: пособие / С.Н. Куровская. – Мн.: Тесей, 2006 – 192 с. 3. Зритнева, Е.И., Клушина, Н. П. Семьеведение: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
ФАРМІРАВАННЕ МАЎЛЕНЧАЙ КУЛЬТУРЫ МАЛОДШЫХ ШКОЛЬНІКАЎ СРОДКАМІ БЕЛАРУСКАГА ФАЛЬКЛОРУ Дзярнова А.У. (г. Орша, Аршанскі педагагічны каледж УА «ВДУ імя П.М. Машэрава») Навуковы кіраўнік – Даніч А.У., кандыдат філалагічных навук, дацэнт
Адна з важнейшых задач сучаснай школы – выхаванне інтэлектуальна развітай, духоўна багатай, нацыянальна свядомай, творчай асобы. Вялікую ролю ў фарміраванні чалавека выконвае роднае слова. Якуб Колас пісаў: “Скрозь адчыненыя дзверы роднай мовы льецца ў школу шырокая, магутная плынь, плынь асветы, людкуючы розум, пачуцці дзяцей” [2, c.151]. Асаблівую актуальнасць набыла праблема развіцця ў школьнікаў моўных і маўленчых уменняў і навыкаў, маўленчай культуры і мыслення. І таму, асноўным зместам першапачатковага знаёмства вучняў з родным словам з’яўляецца фальклор: казкі, загадкі, прыказкі і прымаўкі, скарагаворкі, пацешкі, калыханкі. Адбіраючы дыдактычны матэрыял для ўрока, трэба кіравацца парадай Я.Коласа, што перш за ўсё дзецям “трэба ведаць свой народ, гісторыю, яго багатую вусную народную творчасць” [4, c. 5]. А фальклор – адзін з відаў народнага мастацтва, які адлюстроўвае рэчаіснасць у вобразах, створаных пры дапамозе паэтычнага слова і дае нам сапраўдныя ўзоры мастацкай дасканаласці. Акрамя таго, у фальклорным матэрыяле заключаны магутны патэнцыял народнай педагогiкi i фiласофii, што дае магчымасць наблiзiць навучанне i выхаванне да нацыянальных традыцый, асноў нашай маралi з яе спрадвечна гуманiстычнымi iдэаламi. Паколькi фальклор называюць жыватворнай крынiцай развiцця i пазнання мовы, духоўным скарбам народа, то фальклорнае слова можна назваць крынічным, бо яно дае пачатак таму, што iснуе ў сваiм натуральным, першапачатковым стане. Адным са старажытных вiдаў народнай творчасцi з’яўляюцца загадкi. Яны садзейнiчаюць развiццю мыслення, фантазii, выхаванню ўвагi да слова, мовы.У народнай педагогiцы загадкам здаўна адводзiлася роля актывiзацыi iнтэлектуальнай дзейнасцi дзяцей, выпрацоўкi ў iх назiральнасцi i знаходлiвасцi. А калі выкарыстаць загадкi, падабраныя ў цеснай сувязi са зместам казак, то яны будуць садзейнiчаць узбагачэнню лексiкi, развiццю ў дзяцей увагi да слова, дакладнасцi яго ўжывання, асацыятыўнага i лагiчнага мыслення. Загадкi дапамагаюць засваенню граматычнага ладу мовы. Таму вялiкае значэнне трэба надаваць як загадцы, так i адгадцы. Карысным з’яўляецца абмеркаванне таго, па якiх прыкметах удалося вучню знайсцi правiльную адгадку. Загадкi можна выкарыстоўваць у працэсе лексiчных гульняў. Мэтазгодна дублiраваць слова-адгадку i малюнак-адгадку, паколькi апошнi разглядаецца як сродак тлумачэння семантыкi слова. Яны служаць матэрыялам для выпрацоўкi ў вучняў навыкаў беларускага лiтаратурнага вымаўлення. Адным з элементаў навучання на ўроках беларускай мовы ў рускамоўнай школе з’яўляюцца скарагаворкi. Невялiкiя па аб’ёму, яны дазваляюць пры мiнiмуме часу сканцэнтраваць максiмум увагi на цяжкiх для вучняў фанетычных з’явах. Пры выкарыстаннi скорагаворак пашыраецца лексiка вучняў, актывiзуецца слоўнiкавы запас, засвойваецца граматычны лад беларускай мовы. На ўроках беларускай мовы можна выкарыстоўваць скорагаворкi не толькi з гукамi, спецыфічнымi для беларускай фанетычнай сiстэмы. Карысным будзе завучваць скорагаворкi з iншымi фанетычнымi адзiнкамi. Напрыклад, настаўнiк прагаворвае скорагаворку. Вызначаецца, якi гук цi гукi паўтараюцца часцей за iншыя. Гэты гук дзецi спачатку вучацца вымаўляць у iзаляваным выглядзе. Затым слухаюць скорагаворку яшчэ раз, пасля чаго паўтараюць яе хорам у павольным тэмпе. Калi скорагаворка запомнiлася, вучнi спаборнiчаюць у хуткiм i правiльным прагаворваннi. Каласы каласавалi, каласавалi, выкаласавалiся. Маша шыла шапку Сашу. Шапку Сашу шыла Маша. Пабудзе ў вадзе i нямокры iдзе. Скарагаворкi, падабраныя ў адпаведнасцi з канкрэтным фанетыка-арфаэпiчным матэрыялам для чытання, дапамогуць хутчэй сфармiраваць у дзяцей першапачатковыя вымаўленчыя, артыкуляцыйныя навыкi. Прымаўкi i прыказкi шмат у чым вызначаюць багацце i непаўторнасць гучання кожнай мовы, дапамагаюць адчуць яе адметнасць, вобразнасць i хараство, садзейнiчаць выхаванню любовi i цiкавасцi да мовы, развiваюць маўленчы слых, мысленне. На ўроках можна выкарыстоўваць наступныя заданні: Знайдзi пару. Вучнi падзяляюцца на дзве каманды, кожная з якiх атрымлiвае набор картак. На адных картках змешчаны пачатак прымавак i прыказак, на другiх-iх заканчэнне. За тры хвiлiны кожная каманда павiнна падабраць карткi так, каб можна было прачытаць тэкст цалкам.
1. Рыбам - мора, птушкам - паветра, … а чалавеку - Айчына. 2. Лепш сiнiца у руках,… чым журавель у небе. 3. Чуе звон,… ды не ведае, дзе ён. 4. Сярод ваўкоў жыць - … па-воўчы жыць. Падбяры слова. З двух бакоў дошкi прымацаваны палоскi, на якiх напiсаны пачатак прымавак. Двое вучняў атрымлiваюць карткi з назвамi птушак - гэта заканчэнне прымавак. Выйграе той, хто хутка i правiльна размесцiць карткi. 1. Надзьмуўся як … сава. 2. Глядзiць як … сыч. 3. Насупiўся як … iндык. Назавi прыказкi i прымаўкi. Двое вучняў па чарзе бяруць са стала карткi, на якiх запiсаны словы цi спалучэннi слоў, зачытваюць iх i адразу ж называюць прымаўку цi прыказку з гэтымi словамi. 1. …як птушка….- Слова як птушка: выпусцiў - не вернеш. 2. Кожны цыган….- Кожны цыган сваю кабылу хвалiць. 3. …напiсана пяром… - Што напiсана пяром, не выйме i сякера. Што гэта азначае? Падзялiўшыся на каманды, вучнi па чарзе падыходзяць да стала, бяруць карткi, чытаюць прымаўку цi прыказку i тлумачаць яе сэнс. 1. За дурною галавою i нагам няма пакою. 2. У адно вуха ўпусцiў, а ў другое – выпусцiў. 3. Лепш сто сяброў, чым сто рублёў. Падводзячы вынік, падкрэслім, што фальклор з’яўляецца дзейсным сродкам выхавання асобы, а выкарыстанне на ўроках элементаў фальклору дае магчымасць зрабіць працэс усведамлення дзецьмі выразнага багацця роднай мовы і авалодання імі мастацтвам маўлення найбольш лёгкім, дасканалым і паспяховым.
Спіс цытаваных крыніц 1. Беларускі фальклор: Хрэстаматыя: Вучэб. дапам. для філал. фак. ВНУ / Склад. К.П. Кабышнікаў і інш. – 4-евыд., перапрац. – Мн.: Выш.шк., 1996. – 856 с. 2. Ушинский, К.Д. Родное слово // Избр. пед. соч. – Т.1 – М., 1974. – С.151 – 152.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.012 с.) |