Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности общения учащихся начальных классовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бут-Гусаим Е.В., аспирантка 2 курса (г. Калининград, БФУ им. И. Канта) Научный руководитель – Самсонова Н.В., доктор педагогических наук, профессор
Современная педагогика ориентирует систему образования на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, согласно которой в настоящее время весьма актуальным является поиск оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию личности ребёнка, его самоопределению и самоактуализации. Приоритетным видом воспитательной деятельности в данном случае является проблемно-ценностное общение, которое служит основой не только успешного включения учащихся в межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе обучения, но и способствует дальнейшему социальному взаимоотношению с окружающими людьми и миром в целом. Начало обучения ребенка в школе – это начало самого важного для социализации личности возрастного периода, начало формирования класса как контактной группы, в которой будут усвоены многие нормы, ценности, стереотипы поведения, получен уникальный опыт отношений. От того, каким будет это начало, зависит не только уровень групповых отношений, но и содержание социального опыта каждой личности. Однако младший школьный возраст называют не только наиболее социально значимым, но и наиболее педагогически коварным периодом, так как отклонения в формировании личности маскируются защитной формой поведения (исполнительностью, послушанием) [1, с. 101]. Поэтому для плодотворной учебно-воспитательной работы необходимо детально изучить отличительные черты общения младших школьников в процессе их взаимодействия. Способность общаться психологи (Е.Л. Мелибурда, Р.С. Немов, И.А. Зимняя и др.) определяют как индивидуально-психологическую особенность личности, обеспечивающую эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих, «3 кита», на которых она основывается и без которых не может существовать: - желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу общаться»); - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю, как общаться»); - умение организовать общение (Я умею общаться») [2, с. 129]. Без сомнений ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, поэтому, прежде всего, необходимо определить характер общения в процессе обучения. Существенный вклад в изучении данного вопроса был сделан основателями и разработчиками концепции развивающего обучения – Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным и Л.В. Занковым [3; 4; 5]. Применение на практике данной концепции позволило выявить некоторые проблемы, встречающиеся в процессе общения ребенка с педагогом. Анализ уроков показал, что зачастую учителя, обращая внимание только на содержание и игнорируя способы организации общения в процессе освоения этого содержания, нивелирует развивающий аспект обучения. Какие же формы общения ребенок демонстрирует уже в первые недели жизни в школе? Как утверждает Г.А. Цукерман, это, прежде всего, те формы, которыми он овладел уже в дошкольный период: 1) непосредственно-эмоциональное общение ребенка с любящим взрослым как универсальным источником тепла, понимания, заботы, защиты, принятия ребенка, его уникального существования; 2) предметно-действенное сотрудничество (общение) ребенка с действующим взрослым как носителем социальных отношений; 3) игровое сотрудничество (общение) группы детей с идеальным взрослым как носителем социальных отношений. Наряду с этими формами, освоенными до школы, в младшем школьном возрасте должна появиться еще одна: 4) учебное сотрудничество группы детей с идеальным взрослым как носителем норм и общих способов мышления и деятельности [6, с. 9]. Учебное сотрудничество (общение в учебной деятельности) представляет собой не только средство, помогающее освоению содержания, но и само содержание учебной деятельности. Правильно организованное учебное сотрудничество представляет собой форму делового познавательного общения, в котором закладываются нормы и установки, проявляющиеся в дальнейшем в условиях индивидуальной и групповой познавательной деятельности. Если учитель, выстраивая систему взаимодействия с классом, забывает об этом, то умение учиться (учить себя) не формируется и ценность обучения резко снижается. Дети младшего школьного возраста сенситивны к воспитательному воздействию взрослого, поэтому специфика общения учителя с классом и с каждым ребенком детерминирует характер межличностного общения учащихся. Согласно исследованиям О.В. Никоновой, в этом влиянии основную роль играют два механизма: - идентификация, подражание; - межличностное и деловое общение педагога с ребенком. Кроме учебного сотрудничества с взрослыми, автор выделяет еще две важных сферы общения младших школьников в обучении и за его пределами: 1) общение со сверстниками; 2) общение с самим собой (внутренний диалог) [7]. Как правило, для дошкольников и подростков сообщество сверстников считается необходимым условием психического развития, которое нельзя компенсировать отношениями с взрослыми, а общение младших школьников друг с другом, к сожалению, недооценивается либо вовсе игнорируется. Тем не менее, общение младших школьников имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения с взрослыми. Р.С. Немов, детально изучив процесс общения учащихся начальных классов, определил, что: - первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как кокетство, притворство, фантазирование, стремление выразить обиду. - вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов школьников отличает их от взаимодействия с взрослыми. В общении со сверстниками, по мнению Р.С. Немова, у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно- мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. Эмоциональная насыщенность контактов младших школьников, по мнению автора, связана с тем, что сверстник становится более привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым. - третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Как считает Р.С. Немов, в младшем школьном возрасте для ребенка другие люди начинают занимать все более значимое место. Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Если в общении с взрослыми даже самые смелые и активные дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует неожиданные действия и поступки, которым свойственна особая раскованность и ненормированность. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявлять свое самобытное начало [8, с. 140-141]. А.В. Мудрик выделяет эмоционально-смысловую доминанту в общении детского типа, под которой автор понимает содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников – познание, труд и игру. Причинами контактов детей друг с другом, как правило, выступают предыдущий опыт общения, пространственная близость и совместная деятельность. Однако структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. А по степени эмоциональной вовлеченности во взаимодействии младших школьников выделяется товарищеское общение (оно свойственно почти всем младшим школьникам) и приятельское общение (дружеское), свойственное 54% мальчиков и 63% девочек. Автор акцентирует внимание на том, что словарь младших школьников достаточно богат, но умение вести диалог развито у них еще слабо. На данном возрастном этапе типичен лишь информационный диалог [9]. Таким образом, младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, которое имеет следующие специфические черты: - многообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; - отсутствие умения вести диалог; - высокая сензитивность к воспитательному воздействию взрослого; - совместная деятельность, игры, предыдущий опыт общения – основа контактирования детей друг с другом; - чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность процесса общения; - доминирование товарищеского и приятельского общения; - уникальность произвольного опыта общения; - нестандартность и нерегламентированность отношений; - неустойчивость и подвижность круга общения младших школьников.
Список цитированных источников: 1. Алмазов, Б.Н. Становление личности и средовая адаптация / Б.Н. Алмазов // Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 1982. – С. 67-101. 2. Филиппова, Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет / Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 128-131. 3. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин – М.: Знание, 1994. – 80 с. 4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с. 5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 480 с. 6. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – С. 8-13. 7. Никонова, О.В. Формирование культуры общения младших школьников: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Никонова. – Брянск, 2001. – 202 с. 8. Психология: учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Т.2: Психология образования / Р.С. Немов. – С. 134-142. 9. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. – М.: Педагогика, 2005. – 112 с.
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ВАНДАЛИЗМУ
Варзопина Т.С., студентка 2 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Королькова Л.В., преподаватель
В последние годы заметно увеличилось количество актов молодежного вандализма. Эта разновидность "вульгарной" преступности проявляется и самостоятельно, но чаще выступает побочной стороной более тяжких правонарушений: разбоев, погромов, грабежей и др. Зачастую акты вандализма расцениваются как результат "игры", "забавы", и им не придают должного серьезного значения. Вандализм обладает рядом особенностей: групповым характером, высокой латентностью, внезапностью, непредсказуемостью, быстротой действий, комплексностью, криминальной направленностью мотивации. Борьба с ним затруднена, так как эта проблема недостаточно изучена и предпринимаемые меры чаще всего направлены на искоренение последствий, а не причин. В основе вандализма лежит комплекс факторов: психологических, социально - психологических, социально-экономических, культурных и педагогических. Он может быть связан с нарушениями в сферах: эмоциональной (неоправданные эмоции - злость, ненависть, гнев), мотивационной (мотивы подражания, протеста), волевой (неустойчивость характера или стремление к ложному самоутверждению), нравственной (деформация характера, аномальные отклонения психики).Организаторами данного вида преступлений зачастую являются молодые люди в возрасте от 23 до 27 лет, исполнителями - подростки от 11 до 18 лет, "осведомителями" - дети от 8 до 10 лет [1, с. 34]. Государство затрачивает колоссальные средства на ликвидацию последствий молодежного вандализма: восстановление памятников культуры, остекление окон в различных видах транспортных средств и средних учебных заведениях, замену почтовых ящиков и лифтов, школьного инвентаря и т.п. Но для того, чтобы по- настоящему бороться с этим негативным явлением, необходимо начать с профилактической работы. Профилактика молодежного вандализма – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение отклонений психики, социальной и личностной дезадаптации. Меры психопрофилактики должны действовать на болевую точку с целью усиления ее стабильности, приведения ее в равновесное состояние в случае отклонений от нормы, а также должны быть комплексными для усиления их эффективности [2, с. 47]. На основе изучения этой проблемы, можно выделить четыре направления психопрофилактики молодежного вандализма. 1. Социально экономическое. Предоставление социальных гарантий молодежи, скидки, кредиты для получения квартиры, продолжения учебы, посещения спортивных клубов, кружков, дискотек и др. 2. Правоохранительные. Проведение разъяснительных бесед с молодежью и взрослым населением о нормах поведения и законодательных актах, принятие своевременных мер к молодежи с аномальным поведением и к их родителям. 3. Педагогические. · Сплочение коллектива на принципах взаимопомощи и взаимоподдержки; · Изоляция или переориентация на продолжительную деятельность асоциальных лидеров; · Трудовая терапия; · Нахождение каналов самореализации; · Запуск механизмов социализации, включая обеспечение успешности в достижении целей, положительную мотивацию к деятельности; · Активное включение индивидов в различные виды деятельности во взаимопеременных, связанных между собой группах; · Смена ролей лидера и подчиненного; · Обеспечение авторитета, самоутверждения каждой личности; · Обеспечение соревнования с пропагандой успехов в деятельности как стимула к повышению производительности труда, эффективности деятельности; · Планирование и поэтапное выполнение деятельности после предварительного теоретического изучения ее основ. 4. Психологические. · Создание благоприятного психологического климата (взаимопонимание, взаимозаменяемость, единство целей); · Развитие навыков саморегуляции: аутотренинг; · Снятие психологических напряжений: релаксация напряжений; · Рефлексия особых состояний сознания: тренинг осознания поведения «остановись и подумай»; · Развитие умений общаться в проблемных жизненных ситуациях, нормализация самооценки; · Снижение деструктивной конфликтности: тренинг зрелого выхода гнева, психодрамма, танцевальная терапия; · Трансактный анализ для изменения своего состояния в нужный момент; · Очищение психики от прошлых переживаний: катарсис, психоанализ, и психоаналитическая психотерапия; · Трансформация эмоций: сублимация; · Поиск единомышленников в случае кризиса опустошенности; · Смена социальной среды в случае кризиса нереализованности. Акты подросткового вандализма в образовательных учреждениях (порча имущества, инвентаря, выставок, экспонатов) носят скрытый характер, а при распространении причиняют значительный материальный ущерб, и вовлекают новых учащихся, дестабилизируют порядок в учреждении и провоцируют новые проявления разрушения. Поэтому выявление каждого случая разрушительного поведения и причин, которые побудили учащихся, должно заслуживать пристального внимания и требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Работу по предупреждению вандализма необходимо проводить в каждом образовательном учреждении. С.Д. Власова выделяет три направления психодиагностики в условиях школы: 1.Изучение типа семьи и семейного воспитания. 2.Выявление неуёмных желаний, что-либо бросить или сломать. 3.Обнаруживание ярко выраженных перечисленных личностно-психологических особенностей. При этом особое внимание обращается на взаимоотношения с коллективом, а так же на отклоняющееся от норма поведение[3,с.48]. Для профилактики вандализма в общеобразовательных учреждениях и в государстве в целом можно выделить: 1. Воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности, является основой предупреждения актов вандализма. Формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, городу, дому, школе, семье во многом способствуют аккуратности и соблюдению порядка, как во внешнем виде, так и во всем окружающем, нетерпимости к разрушениям и порче. 2. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. 3. Устранение конфликтов учащихся с родителями, учителями, сверстниками, нормализация обстановки в семье и коллективе во многом способствуют снижению агрессии и протеста, выраженном в разрушительных формах поведения. 4. Профилактика алкоголизма и наркомании, борьба с вредными привычками и формирование здорового образа жизни является одним из залогов предупреждения и снижения актов вандализма, т.к. разрушительное поведение лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического возбуждения намного агрессивнее и имеет более тяжелые последствия. 5. Проведение пропагандистской работы с учащимися. Беседы на тему сохранности школьного имущества, большом материальном ущербе, который приносят школе шалости и намеренная порча школьного инвентаря, информация о стоимости школьного имущества и трудности при устранении ущерба за счет школьных средств, безусловно, заслуживают внимания. Следует выявлять виновных учащихся, анализировать их проступки, обсуждать и принимать меры к устранению порчи и последствий разрушения самим виновным или возмещения материального ущерба его родителями. 6. Привлечение родительской общественности и органов ученического самоуправления. К правовой пропаганде в образовательных учреждениях следует привлекать родительскую общественность, особенно из числа правоведов, архитекторов, краеведов, историков, психологов, способных возбудить у ребят чувство ответственности за порядок в городе и любви к нему. 7. Принятие совместно с учащимися документов, определяющих меры пресечения за вандализм. Весьма эффективным методом, способствующим формированию ответственности и соблюдению, установленных школой норм поведения является заключение администрации с учащимися договоров о сохранности школьного имущества или принятия совместно с органом ученического самоуправления Правил школьной жизни, где непременно включаются положения о вандализме и ответственность за его проявления. Основная роль, в профилактике вандализма все-таки отводится воспитанию детей в семье, которое приведет к осознанию асоциальных норм поведения или к изменению уже сложившихся деструктивных мотивов и установок. Так, Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность обусловлена природой человека, но степень агрессивности можно изменять с помощью воспитания. По его мнению, агрессивность усиливается неправильным воспитанием, при этом формируются защитные реакции (аффект, перманентные защитные действия, высокомерие, циничное поведение и т.п.). Ведь именно в семье происходят самые главные жизненные драмы, которые затем накладывают свой отпечаток на всю жизнь человека. Именно здесь формируется личность, для которой характерен тот или иной тип поведения, особенно явный в трудных жизненных ситуациях. Поэтому, для раннего предупреждения вандализма и других агрессивных проявлений, очень важно, чтобы ребенок научился признавать свои ошибки, а не чувствовать обиду и унижение за несправедливое наказание. Не наказание, но санкция (по определению Ж-Ж. Руссо) является основным понятием для формирования навыка признавать свои ошибки. Работу по предупреждению и профилактике вандализма необходимо проводить в каждом образовательном учреждении и в каждой семье ежедневно, чтобы не допускать негативных последствий вандализма для каждой конкретной семьи, группы, общества и государства в целом.
Список цитированных источников: 1. Ватова, Л.С. Молодёжный вандализм и его профилактика // Педагогика. - № 5. – 2003. – С. 30-34. 2. Власова, С.Д. Вандальные наклонности младших школьников // Начальная школа. – № 5, 2003. – С. 44-47. 3. Девиантное поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив // Под ред. Ю.А. Клейберга. М.: Тверь. – 2000. – 248 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.016 с.) |