ТОП 10:

Особенности социализации детей-сирот



Батура И.Н.,старший преподаватель

Савчинская Н.С.,студентка 6 курса

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

 

В последние годы в Беларуси в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни, отсутствие в семьях благоприятной эмоциональной атмосферы, дестабилизация общества, кризисные явления.

В нашей стране ведется работа по профилактике и искоренению данного явления. Так, например, в Президентской программе «Дети Беларуси» большое внимание уделяется одной из своих целей принятие мер по выяснению социальных причин сиротства и предупреждение его возникновения. Декрет Президента РБ № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» определяет оперативную работу по отобранию ребенка у родителей, которые ведут аморальный образ жизни, ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей.

На наш взгляд необходимо рассмотреть группы факторов, которые ведут к возникновению социального сиротства.

К первой группе факторов можно отнести те, которые определяют кризисное положение семьи в целом:

· кризисные явления в жизни общества, социально-экономической сфере, влияющие на семью и снижающие ее воспитательные возможности, нерешенная жилищная проблема для целого ряда семей особенно неполных или молодых;

· дестабилизация социальной инфраструктуры семьи и детства;

· переоценка и резкий поворот в ценностных ориентациях общества, потеря идеала вообще и идеала воспитания в частности;

· отсутствие целенаправленной межведомственной работы по улучшению положения семьи с широким привлечением гражданской общественности.

Ко второй группе факторов относятся те, которые характеризуют отношения в семье:

· сверхзанятость родителей;

· отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, конфликтность, отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы;

· отсутствие готовности к ответственному родительству, родительско-педагогическая некомпетентность;

· дистанциирование школы и других ответственных институтов от проблем «трудных» детей и семей.

К третьей группе факторов относятся факторы, обуславливающие увеличение количества социальных сирот:

· нарушение структуры, функций семьи, рост числа разводов, количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей;

· падение жизненного уровня, безработица, низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

· нарастание психоэмоциональных нагрузок взрослого населения, его невротизация, распространение в этой связи жестокого обращения с детьми, падение ответственности родителей за судьбу детей. [1]

Вышесказанное актуализирует изучение проблемы воспитания детей-сирот и изучения содержания работы по минимизации дезадаптивных процессов указанной категории.

Особенно важным является изучение проблемы социализации детей-сирот, воспитывающихся в доме ребенка. Ведь детство – это период, когда закладываются основные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость человека, позитивные нравственные ориентиры, определяют его жизнеспособность и целеустремленность, способность сопереживать и радоваться другим людям, чувство доверия к окружающему миру.

В связи с этим и определилась цель нашего исследования – изучить особенности социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Объектом исследования является процесс социализации ребенка. Предметом исследования является социально-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

Одной из наиболее важных проблем в развитии личности ребенка, воспитывающегося в условиях интернатных учреждений, является процесс социализации. Чтобы выявить определенные трудности в социализации детей-сирот, рассмотрим подходы различных авторов к определению понятия социализация.

По определению А.В. Мудрика социализация – развитие и самоизменение человека в процессе изменения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [2]

В словаре социального педагога и социального работника термин «социализация» определяется, как процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенных ролей в практической деятельности. Общество в отношении отдельно взятого индивида выступает как социальная реальность, определенная вполне конкретными индивидами и группами. Каждый индивид рождается в объективной социальной культуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию (родителей, воспитателей и др.). Эти значимые другие накладывают на него свой отпечаток, выступают своеобразными посредниками между ними и окружающим миром. [3]

Социализация, по мнению исследователей в области педагогики – социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Иными словами, люди узнают, чего ждут от них окружающие в плане поведения и установок. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека в определенных условиях, по-нашему мнению, детство, особенно раннее – наиболее важный период для успешной социализации. И самое главное, чтобы в этот период оказывали воздействие на ребенка значимые взрослые, которые присутствуют с самого рождения.

Социализация осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:

· способы вскармливания младенца и ухода за ним;

· язык и речь агентов социализации;

· бытовые и гигиенические умения и представления;

· окружающие человека продукты материальной культуры;

· элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

· стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

· последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Необходимо отметить тот факт, что все механизмы социализации: социально-психологический (импринтинг, отождествление, идентификация, рефлексия), социально-педагогический, не могут в полной мере действовать на ребенка, воспитывающегося в доме ребенка, так как целый ряд депривационных моментов не позволяют в полном объеме протекать процессу социализации.

Проанализировав данные подходы, можно сделать вывод, что дети-сироты лишены возможности нормально социализироваться в виду множества причин:

· отсутствие примера социальных ролей, взаимодействия с окружающими;

· невозможность усвоения многих норм и правил поведения;

· отсутствие влияния ближайшего окружения на процесс социализации;

· отсутствие четкого представления о том, какой должна быть настоящая семья;

· не достаточная развитость коммуникативных умений;

· отсутствие социального опыта.

Вышесказанное определяет дальнейшее изучение проблем социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях дома ребенка, поиск путей оптимизации протекания данного процесса.

 

Список цитированных источников:

1. Кобринский, М. Е. Социально-педагогическая поддержка детей в условиях депривации / М.Е. Кобринский.- Минск: НИО, 2001. – 276 с.

2. Мудрик, А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений. / А.В. Мудрик. М.: Изд. центр «Академия», 2004. -304 с.

3. Калачева, И. И., Коломинский Я. Л. Словарь социального работника и педагога. / И. И Калачева, Я. Л. Коломинский – Мн.: «Белорусская Энцыклопедыя». – 2003. – 253 с.

4. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006. – 280 с.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.005 с.)