Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социализации детей-сиротСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Батура И.Н., старший преподаватель Савчинская Н.С., студентка 6 курса (г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)
В последние годы в Беларуси в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни, отсутствие в семьях благоприятной эмоциональной атмосферы, дестабилизация общества, кризисные явления. В нашей стране ведется работа по профилактике и искоренению данного явления. Так, например, в Президентской программе «Дети Беларуси» большое внимание уделяется одной из своих целей принятие мер по выяснению социальных причин сиротства и предупреждение его возникновения. Декрет Президента РБ № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» определяет оперативную работу по отобранию ребенка у родителей, которые ведут аморальный образ жизни, ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей. На наш взгляд необходимо рассмотреть группы факторов, которые ведут к возникновению социального сиротства. К первой группе факторов можно отнести те, которые определяют кризисное положение семьи в целом: · кризисные явления в жизни общества, социально-экономической сфере, влияющие на семью и снижающие ее воспитательные возможности, нерешенная жилищная проблема для целого ряда семей особенно неполных или молодых; · дестабилизация социальной инфраструктуры семьи и детства; · переоценка и резкий поворот в ценностных ориентациях общества, потеря идеала вообще и идеала воспитания в частности; · отсутствие целенаправленной межведомственной работы по улучшению положения семьи с широким привлечением гражданской общественности. Ко второй группе факторов относятся те, которые характеризуют отношения в семье: · сверхзанятость родителей; · отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, конфликтность, отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы; · отсутствие готовности к ответственному родительству, родительско-педагогическая некомпетентность; · дистанциирование школы и других ответственных институтов от проблем «трудных» детей и семей. К третьей группе факторов относятся факторы, обуславливающие увеличение количества социальных сирот: · нарушение структуры, функций семьи, рост числа разводов, количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; · падение жизненного уровня, безработица, низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; · нарастание психоэмоциональных нагрузок взрослого населения, его невротизация, распространение в этой связи жестокого обращения с детьми, падение ответственности родителей за судьбу детей. [1] Вышесказанное актуализирует изучение проблемы воспитания детей-сирот и изучения содержания работы по минимизации дезадаптивных процессов указанной категории. Особенно важным является изучение проблемы социализации детей-сирот, воспитывающихся в доме ребенка. Ведь детство – это период, когда закладываются основные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость человека, позитивные нравственные ориентиры, определяют его жизнеспособность и целеустремленность, способность сопереживать и радоваться другим людям, чувство доверия к окружающему миру. В связи с этим и определилась цель нашего исследования – изучить особенности социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Объектом исследования является процесс социализации ребенка. Предметом исследования является социально-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Одной из наиболее важных проблем в развитии личности ребенка, воспитывающегося в условиях интернатных учреждений, является процесс социализации. Чтобы выявить определенные трудности в социализации детей-сирот, рассмотрим подходы различных авторов к определению понятия социализация. По определению А.В. Мудрика социализация – развитие и самоизменение человека в процессе изменения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [2] В словаре социального педагога и социального работника термин «социализация» определяется, как процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенных ролей в практической деятельности. Общество в отношении отдельно взятого индивида выступает как социальная реальность, определенная вполне конкретными индивидами и группами. Каждый индивид рождается в объективной социальной культуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию (родителей, воспитателей и др.). Эти значимые другие накладывают на него свой отпечаток, выступают своеобразными посредниками между ними и окружающим миром. [3] Социализация, по мнению исследователей в области педагогики – социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Иными словами, люди узнают, чего ждут от них окружающие в плане поведения и установок. [4] Таким образом, можно сделать вывод, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека в определенных условиях, по-нашему мнению, детство, особенно раннее – наиболее важный период для успешной социализации. И самое главное, чтобы в этот период оказывали воздействие на ребенка значимые взрослые, которые присутствуют с самого рождения. Социализация осуществляется широким универсальным набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести: · способы вскармливания младенца и ухода за ним; · язык и речь агентов социализации; · бытовые и гигиенические умения и представления; · окружающие человека продукты материальной культуры; · элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.); · стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях; · последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах. Необходимо отметить тот факт, что все механизмы социализации: социально-психологический (импринтинг, отождествление, идентификация, рефлексия), социально-педагогический, не могут в полной мере действовать на ребенка, воспитывающегося в доме ребенка, так как целый ряд депривационных моментов не позволяют в полном объеме протекать процессу социализации. Проанализировав данные подходы, можно сделать вывод, что дети-сироты лишены возможности нормально социализироваться в виду множества причин: · отсутствие примера социальных ролей, взаимодействия с окружающими; · невозможность усвоения многих норм и правил поведения; · отсутствие влияния ближайшего окружения на процесс социализации; · отсутствие четкого представления о том, какой должна быть настоящая семья; · не достаточная развитость коммуникативных умений; · отсутствие социального опыта. Вышесказанное определяет дальнейшее изучение проблем социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях дома ребенка, поиск путей оптимизации протекания данного процесса.
Список цитированных источников: 1. Кобринский, М. Е. Социально-педагогическая поддержка детей в условиях депривации / М.Е. Кобринский.- Минск: НИО, 2001. – 276 с. 2. Мудрик, А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений. / А.В. Мудрик. М.: Изд. центр «Академия», 2004. -304 с. 3. Калачева, И. И., Коломинский Я. Л. Словарь социального работника и педагога. / И. И Калачева, Я. Л. Коломинский – Мн.: «Белорусская Энцыклопедыя». – 2003. – 253 с. 4. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя и выхаванне, 2006. – 280 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.009 с.) |