Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательный потенциал сказки

Поиск

В СУБКУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКА

 

Суслова А.А., аспирант

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

Научный руководитель – Котлярова Э.В., кандидат психологических наук, доцент

 

Исторические исследования Ф. Арьеса показывают, что детство долгое время являлось периодом, которому не придавали большого значения в развитии человека. В настоящее время к детству, как начальному периоду онтогенеза, обращены пристальные взгляды исследователей. Именно в детстве человек приобретает основные характерологические черты, которые в полной мере будут развернуты во взрослой жизни. Детская субкультура, в этой связи, является средой, формирующей незрелую личность.

Первые исследования, указывающие на факт существования детской субкультуры, были проведены этнографами-фольклористами: В.П.Шейном, Г.С.Виноградовым, О.И.Капицей, О.Н.Покровским, которые выделили детский фольклор в отдельную группу, имеющую значительные отличия от фольклора взрослых, и описали её.

В настоящее время детская субкультура активно изучается в психологии.

В.В. Абраменкова рассматривает детскую субкультуру как совместную деятельность ребенка в группе сверстников.

М.В. Осорина видит детскую субкультуру как социокультуральную систему со своими особенностями.

Детская субкультура, как считает исследователь, используется детьми уже в 3 года, когда возрастает ценность сверстника в качестве товарища по игре.

Детский фольклор является языком детской субкультуры и служит важным средством формирования, сохранения и передачи специфического мировоззрения.

Многие исследователи используют детский фольклор как средство для изучения ребенка, познания его внутреннего мира, развития врожденных способностей, воспитания определённых навыков и умений (памяти, речи).

М.В. Осорина рассматривает детский фольклор как средство коммуникативной регуляции, "детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих большое значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности" [5, с. 9].

В.В.Абраменкова также выделяет детский фольклор в качестве коммуникативного регулятора. Подчеркивает, что обеднение репертуара детского фольклора, утрата устных текстов ведет к росту детских неврозов, отчуждению, противоправному поведению [1, с. 117].

Исследователь подчеркивает, что детский фольклор представляет собой естественное психотерапевтическое средство, используемое детским сообществом на протяжении тысячелетий [1, с. 119].

Разнообразие и возрастное деление фольклорных жанров основано на сходстве бытования их в детской среде. Дети удерживают в памяти то, что соответствует их запросам и интересам, данные процессы наблюдаются из поколения в поколение детей.

Детский фольклор способствует формированию коммуникативных качеств ребенка, его приспособляемости к условиям внешней среды, а также влияет на развитие поведения, эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте, речевой активности, усвоение лексического значения слов.

Назначение детского фольклора, как считает Ф.С.Капица, включает различные виды и жанры, при этом детская сказка выделяется как один из основных видов устной народной прозы.

Детская сказка неоспоримо является отражением фольклорного сознания. Она связана с бытованием языка и видоизменяется подобно языку, сообразно условий жизнедеятельности.

Сказка являет собой редчайший памятник народного творчества, её уникальность состоит в том, что она призвана отражать мир и жизнь сквозь призму народного разумения [2, с. 16].

Предпосылкой создания сказок явилось разложение первобытно-общинного строя и упадок мифологического мировоззрения [3, с. 134].

Сказки отличаются от остальных элементов фольклора наличием:

- специфической структуры и формы;

- обязательного присутствия в ней вымысла, очевидного, невероятного;

- способности надэмпирическим способом передавать опыт по каналам рациональных и внерациональных форм воздействия с учетом планов возможного, желаемого и реального [2, с. 19].

Сказки являются своеобразным средством выражения «вечных» психологических начал, стойких культурных моделей.

Павлютенкова И.В. подчеркивает, что сказка воспроизводит человеческие отношения и человеческую психологию не всегда в выигрышном свете, но с завидной полнотой всей гаммы оттенков [2, с. 17].

Исследования показывают, что восприятие сказки доступно ребенку уже в период раннего детства, так, исследования С.Л.Славиной, посвященные особенностям понимания сказки детьми двух-трех лет, показали, что народная сказка при соответствующем отборе доступна детскому восприятию уже в преддошкольном возрасте. В этот период можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом событий и переживать новые чувства.

Н.А. Циванюк говорит об усложнении в понимании сказки детьми младшего и среднего дошкольного возрастов. Дети четвертого года жизни, как считает исследователь, способны усвоить образы главных действующих лиц сказки, но не различают вымысел и реальность, так как понимание связей и зависимостей сказки основывается на конкретных представлениях о действительности.

На пятом году жизни дошкольники начинают понимать скрытые существенные связи и зависимости в сюжете сказки при взаимодействии героев. Моральная оценка зависит от содержания и значимости поступков героев. Возрастание роли слова в развитии познания ребенка, доступность чувственных данных отвлечению и обобщению обуславливает адекватное восприятие вымысла сказки [4, с. 31].

В старшем дошкольном возрасте в связи с усложнением деятельности, расширением жизненного опыта углубляется и понимание литературного произведения. В этот возрастной период ребенок способен осмыслить не только внешнюю сторону поступков героев, но и проникнуть в их внутренний мир, оценить моральные качества героев, руководствуясь «высокими социально значимыми мотивами». (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец, Е.Ф. Лукина, О.Н. Пищухина).

Воспитательный эффект сказки отмечает В.В. Абраменкова, подчеркивая, что сказка является особым средством усвоения ребенком окружающей действительности. То, что воспитатель порой пытается донести до детского сознания, «втолковать» в форме моральных сентенций, прекрасно осваивается ребенком в форме безхитростной сказки и перестраивает его поведение.

К.Д. Ушинский также подчеркивал, что простота и легкость сказки, повторяемость отдельных оборотов и запечатление их в памяти способствуют не только ярким впечатлениям, но и оказывают психолого-педагогическое воздействие на ребенка [1, с. 82].

М.В. Осорина, указывает на сказку как элемент, оказывающий значительное психологическое воздействие на ребенка уже в младенческом возрасте, при помощи посвящающих малыша в фольклорное таинство взрослых. Исследователь показывает на примере темы «края», насколько психологически чутко выстроены тексты, адресованные малышу, позволяющие ему узнать, как можно пересекать «край» в зависимости от обстоятельств и степени готовности главного героя к выходу за пределы родного дома [5, с. 8].

В современном обществе существуют проблемы, связанные с передачей детской сказки последующим поколениям в детской субкультуре. Н.Л.Шестакова отмечает, что современные дети, особенно городские, часто не имеют другой возможности знакомства со сказкой, кроме самостоятельного чтения или слушания в исполнении взрослого книжного текста или просмотра его экранизации (кино- и мультфильмов). Исследователь показывает возрастающую роль педагога в данной ситуации, который должен знакомить детей с фольклорными элементами посредством прочтения сказок на занятиях в детском дошкольном учреждении. При этом Д.М. Дубовис-Арановская отмечает лабильность сказочного сюжета в соответствии с поставленными воспитательными целями; при внесении новых и нужных акцентов при прочтении сказки меняется её понимание ребенком, что позволяет интерпретировать содержание в нужном воспитательном ракурсе.

Глубина воспитательно-психологического потенциала сказки просматривается на современном этапе и в использовании сказки как психотерапевтического средства, где сказка рассматривается как инструмент обучения и целительства. При этом образы сказок, как считает И.В. Стишенок, обращаются одновременно к двум психическим уровням: уровню сознания и подсознания, что открывает дополнительные возможности при коммуникации.

Слушая и читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере героев сказок происходит осмысление собственной жизни, что способствует изменению поведения [6, с. 7-8].

Бруно Беттельхейм обобщает свой опыт психотерапевтического воздействия сказки на ребенка с отклонениями в поведении и общении, подчеркивая, что именно сказка способна завладеть вниманием ребенка, развить интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции.

Трудно не согласиться с весомыми аргументами Л.С. Выготского, который считал, что сказка для ребенка – его философия, его наука, его искусство. Таким образом, подчеркивая важную роль сказочного жанра в развитии личности ребенка.

Ребенок ещё не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка лишь предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненную информацию, ставит и помогает решить моральные проблемы.

Детская сказка, являясь выражением общественного сознания прошлого, сама формирует определенные аспекты индивидуального сознания настоящего и будущего [1, с. 86]. Самое важное, по мнению К.Бюлера, это то, чтобы маленький слушатель мог всегда видеть непосредственную применимость рассказа к своей собственной личности.

Ценность сказки А.В.Запорожец видел в том, что она способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их место, действию как бы от их лица. Благодаря сказке во многом открывается смысл и моральная значимость человеческих поступков [1, с. 87].

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится деятельностью, наряду с игрой и изобразительной деятельностью. Сказочные сюжеты ребенок перерабатывает в игре, рисовании и других продуктивных видах деятельности, таким образом, сказочный мир интериоризируется.

Анализируя вышеуказанные аргументы, мы утверждаем, что детская сказка не только является особо выделяемым элементом детского фольклора, который способствует «пониманию окружающего мира, в созданном его символическом аналоге в виде текста» [5, с. 9]. Она способствует воспитанию детской личности посредством интересных и замысловатых, и в то же время простых и мудрых героев, которые на своем примере предоставляют ребенку выбор нужного поведения, в то же время предостерегая его от ненужных ошибок. Все богатство сюжетов и жанров, в которых представлены разнообразные человеческие отношения, поданы в сказке психологически правильно и доступно детскому восприятию.

Кроме этого, сказки аккумулируют в себе психологическую лексику, которую профессионально преподносят ребенку без моральных наставлений, просто и доступно раскрывая сюжетные действия. И ребенок, в свою очередь, податливо усваивает не только слова психологической лексики, но и их значение.

Согласно Л.С. Выготскому, который утверждал, что развитие значений слов есть реальное развитие осмысленности, разумности. Овладевая лексическим запасом родного языка, ребенок сначала превращает слово в игрушку, посредством которой он утоляет свой интерес (К.И.Чуковский, Д.Б. Эльконин), а когда оно интериоризируется, происходит усвоение значения того или иного слова (Л.С. Выготский). Мы обосновываем воспитательный потенциал детской сказки как фольклорного элемента детской субкультуры, и беремся утверждать, что усвоение значений слов психологической лексики через познание данных фольклорных элементов происходит наиболее ненавязчиво, и имеет высокую ответную реакцию. Что связано с глубиной воспитательно-психологического потенциала сказки (И.В. Стишенок, Н.Л. Шестакова, В.В. Абраменкова, М.В. Осорина, Н.А. Циванюк, А.В.Запорожец), а также психологическими особенностями дошкольного возраста.

 

Список цитированных источников:

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. - 416 с.

2. Павлютенкова, И.В. Сказка: философско-культурологический анализ канд. дисс.

3. Зуева, Т.В. Русский фольклор / Т.В. Зуева. - М. Наука, 1998. - 398с.

4. Пищухина, О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей 7 лет канд.дисс

5. Осорина, М.В.Физическое и символическое пространство детской игры //Школьный психолог № 4 февраль 2009 г. с 8-9

6. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И.В.Стишенок.- Санкт-Петерберг: Речь, 2006 г. – 141 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.204 (0.012 с.)