Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысложизненные ценности и ПрофессиональныйСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВЫБОР БРЕСТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Яхимович Ю.Л., студентка 5 курса (г. Брест, УО «БрГУ им. А.С. Пушкина») Научный руководитель – Ковалевич М.С., кандидат педагогических наук, доцент
Система ценностей является важнейшей детерминантой жизненного и профессионального выбора молодежи – наиболее активной и восприимчивой к изменяющимся условиям жизнедеятельности группы населения. В связи с этим перед государством и его институтами, стоит задача выработки у каждого его гражданина чувства ответственности за происходящее в своей стране. Речь идет о перспективах развития белорусского общества, о будущем белорусской нации, о становлении и процветании белорусской государственности. Дальнейшее реформирование, социальное и экономическое развитие страны в значительной мере зависит от молодых людей. Формулируя стратегические ответы на основные вызовы XXI века, Президент Республики Беларусь отметил: «У нашего народа есть выверенная система ценностей. За годы независимости сложилась учитывающая наши национальные особенности модель социально- экономического развития. Сформирована надёжная правовая база, начиная с Конституции, эффективная структура власти, сильная социальная политика, в основе которой забота о людях, о человеке» [1]. Поэтому педагог должен исходить из положения о том, что профессионал в любой области – это прежде всего гражданин своей страны и ориентировать профессиональный выбор молодежи на созидание, на развитие белорусского общества, становление сильной и процветающей Беларуси. Нельзя не заметить, что процесс профессионального выбора и адаптации современного выпускника школы к новым условиям стал более сложным. Новые экономические условия и преобразования в социальной сфере, резкое изменение ценностных ориентиров обусловили новые требования к современному выпускнику со стороны общества. На первый план по своей значимости выходят такие качества старшеклассника как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, конкурентоспособность, оперативность и креативность мышления. Важнейшими задачами воспитания сегодня являются формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Перед общеобразовательной школой встает задача подготовить выпускников самостоятельно включать в систему профессионального выбора нарастающий поток информации, творчески подходить к любым изменениям на рынке труда, нести ответственность за свой выбор и его последствия. «В наших старших классах следует готовить детей не только к поступлению в вуз. Надо возобновить и расширить практику профессиональной подготовки школьников. Давать им специальности, востребованные в конкретных регионах и отраслях,... адаптировать мощную советскую школу, которая нам досталась от тех времен, к реалиям нашего времени» [1]. Эти положения аргументируют необходимость исследования проблемы профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ в новых условиях как актуальной. Смысложизненные ценности респондентов выборки выпускник-2012. Целью данной работы является изучение системы ценностей выпускников общеобразовательных школ Брестской области и построение социально-образовательного проекта по их и развитию и коррекции. В анкетировании приняли участие 60 респондентов. Прежде чем осуществить анализ результатов исследования отметим, что базовые ценности, составляющие основание ценностного сознания людей и опосредованно влияющие на их поступки в различных областях жизни, располагаются в пределах двух-четырех десятков. Они формируются к 18–20 годам в период первичной социализации и сохраняют достаточную стабильность, испытывая значительные изменения лишь в критические для индивида или общества периоды. Наиболее фундаментальным основанием для их типологии является разделение на терминальные и инструментальные ценности, где терминальные (целевые) ценности обобщенно выражают смысложизненные цели и идеалы людей, а цели инструментальные репрезентируют одобряемые в данном обществе средства достижения этих целей. Причем исследователи отмечают большую устойчивость и более значимый статус терминальных ценностей (Н.И. Лапин). Используя в качестве типологии ценностей их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой зародились те или иные ценности, различают: традиционные, современные и общечеловеческие ценности, в равной степени свойственные как обществам традиционного, так и инновационного типа. По функциональному основанию различают преимущественно интегрирующие и преимущественно дифференцирующие ценности. По этому же основанию различаются одобряемые и отрицаемые ценности. В нашем исследовании в качестве одобряемых принимаются те ценности, которые поддерживает больше респондентов, чем отрицает, при этом дифференциация на одобряемые и неодобряемые не имеет ничего общего с их делением на «хорошие» и «плохие» (в этом состоит одна из трудностей изучения ценностного сознания молодежи). Для прикладных целей основной является типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания индивидов: • ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры (разделяют свыше 60% респондентов); • ценности среднего статуса, или «структурный резерв», способный к перемещению в состав «ядра» или на «периферию» (одобряют более 45% респондентов); в ценности ниже среднего, или «периферия», ценности этого статуса способны перемещаться как в «структурный резерв», так и в «хвост» (одобряют 30%–45% респондентов); • ценности низшего статуса, или «хвост», состав которого отличается низкой интенсивностью и динамикой (одобряют менее 30% опрошенных). Согласно утверждениям проблема смысла жизни является предметом рефлексии у 96% опрошенных выпускников общеобразовательных школ Брестчины. При этом 8% респондентов утверждают, что очень часто, и 42% довольно часто размышляют на эту тему, 45% лишь иногда задумываются над смыслом своей жизни. 5% показали, что нет у них на это времени или их это вовсе не интересует. Исследованием установлено, что смысложизненные ценности выпускников в целом носят менее выраженный, чем у определившихся взрослых характер и показатель их выраженности колеблется от 0 до 55%. В пятерку предпочитаемых ценностей здесь вошли семья (67%), хорошие друзья (62%), сохранение и укрепление здоровья (60%), карьера (52%), любовь (45%). В числе одобряемых, но пока разместившихся на «переферии» аксиологической системы находятся ценности: хорошее образование (39%), материальная стабильность (35%), в «хвосте» – свобода (22%), реализация своих творческих способностей (14%), популярность, общественное признание (12%), которые завершают первую десятку ценностей выпускников 2012. Вторую десятку открывает «частная собственность» (9%), за которой следуют ценности «патриотизм», национальное достоинство», «духовные ценности», «религиозная вера», «достаток», «интеллект», «развлечения, получение удовольствий» (по 7%). Такие ценности как «творчество», «интересная профессия», «власть над людьми», «общение с людьми», «трудолюбие» (по 5%). В хвосте аксиологического ядра располагается также ценности «индивидуализм как стремление жить только для себя» (4 %). Настораживает, что каждый четвертый белорусский выпускник общеобразовательной школы (25%) хотел бы уехать за границу на ПМЖ. Вместе с тем, (12%) респондентов планируют сделать все от них зависящее, чтобы улучшить жизнь в нашей стране. Это пример дифференцирующей жизненные планы молодежи. Первое ранговое место в перечне жизненных целей занимают достиженческие ценности «Полюбить достойного человека, создать с ним семью» (73%), «Достичь делового успеха, сделать карьеру» (70%), «воспитать хороших детей» (60%), «сохранить и укрепить свое здоровье» (55%). Хотят «стать профессионалами по избранной специальности» (35%) и почти столько же «оставить свой след в жизни» (34%). В будущем планирует «организовать своё дело» (28%) и только 8% – развлекаться. Это свидетельствует о том, что белорусским школьникам не характерны гедонистические потребности удовольствия, приключения, развлечения. Размышляя о жизни, оценивая ее, старшеклассники убеждены, что жизненному успеху способствуют: хорошее образование (68%), трудолюбие (55%). Именно эти инструментальные ценности составляют формирующееся ядро аксиологической структуры выпускника. Практически половина выпускников придает большое значение «деловой хватке, предприимчивости, инициативе» (48%). Собственный интеллект и способности (35 %) пока находятся в аксиологическом «резерве» и способны к перемещению в состав «ядра» или на «периферию». На честность и порядочность рассчитывают 25% опрошенных выпускников. Более трети молодых людей убеждены, что жизненному успеху способствует вера в то, что задуманное осуществится (32%), и надеются только на себя (27%). Почти столько же высоко ценят профессионализм (25%). Последние три группы ценностей находятся на переферии аксиологическог ядра. Ценности этого статуса способны перемещаться как в «структурный резерв», так и в «хвост». Практически каждый второй высоко ценит деловую хватку, предприимчивость, надеются на собственную инициативу, последовательность в достижении целей лишь – 12%. Финансовая состоятельность родителей важна для 5% опрошенных выпускников. Почти столько же надеются на счастливый случай, везение (по 17 %), внешность – 5%. Любые средства для достижения поставленной цели (цель оправдывает средства) у – 23%. Ловкачество и обман в почете у 7%. Полагают, что жизненному спеху способствует место жительства (8%), в меньшей степени поли социальное происхождение (3%). Это «хвост» аксиологической системы выпускника, состав которого отличается низкой интенсивностью и динамикой. Подтвердился как знаменательный факт: молодежь, для которой деньги являются ключом к пониманию многих феноменов новых социальных реалий, стремящаяся к материальному благополучию, личной независимости, одновременно продолжает нуждаться в приносящих гармонию и покой ценностях аффилиации, т.е. у учащейся молодежи – 2012 любовь является не только важной категорией восприятия социальных реалий, но также аксиологическим конструктом. Молодежь в условиях нестабильности и риска не столько стремится слиться с общим ритмом жизни своей страны, своего поколения, оправдать надежды, возлагаемые на нее родителями, бабушками и дедушками, сколько структурировать свою личную историю жизни, рассмотреть различные варианты ее развития. Условия неопределенности жизни воспринимаются ею как шанс или как, преграда в зависимости от того, насколько они соответствуют намерениям молодых, связанным с организацией их жизни. Причем условия социальной неопределенности воспринимаются молодежью как вполне естественные, поскольку других она просто не знает, в этих условиях формировалось ее социальное действие, в этих условиях молодые чувствуют себя достаточно комфортно, поэтому, структурируя будущее, они заботятся лишь о будущем индивидуальном [2]. В отличие от предыдущих поколений белорусской молодежи, нынешнее поколение динамичное, не избегающее напряженности, ценящее успех, сопровождающийся напряжением и фрустрациями. Современная молодежь не стремится избежать стресса, она даже сознательно включается в стрессогенные ситуации. Высоко оценивающая успех, молодежь не декларирует его как смысложизненную ценность. Анализ полученных в ходе социологических опросов данных позволил выявить динамику фундаментальных изменений в ценностной структуре белорусской молодежи: прежняя идеологизированно-монолитная структура ценностей в условиях социокультурной неопределенности белорусского общества в результате ослабления традиционных механизмов социальной регуляции (семьи, школы, трудового коллектива, государственной идеологии) и усиления влияния ее новых механизмов (массовой культуры, моды, рекламы, СМИ) продолжает трансформироваться в плюральную. В ценностном сознании молодых белорусов возникли конфликтные узлы, мотивирующие их социальное действие.
Список цитированных источников: 1. Ускорение и качество. Послание Президента Республики Беларусь А. Лукашенко Национальному собранию и белорусскому народу 14 апреля 2004 г. 2. Яковук, Т.И. Неопределенность как регулятор духовной жизни молодежи. Монография / Т.И. Яковук. – Брест, изд-во БГТУ, 2005. – 172 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.135 (0.01 с.) |