Часть II. Теория музыки. Теория и методика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть II. Теория музыки. Теория и методика



МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

(НА ПРИМЕРЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ)

Авдеева В.А., студентка 3 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Авдеева С.Л., старший преподаватель

 

В условиях складывающихся предпосылок перехода к информационному обществу концептуальным фактором становится формирование у студентов умения сознательно регулировать и управлять социальными процессами. От этого, зависит, каким станет выпускник высшей школы: патриотом, законопослушным гражданином, критически мыслящей личностью и человеком, небезразличным к проблемам общества и государства. Вопрос о том, как формируется данные качества личности, через усвоение учебной информации и освоение способов деятельности продолжают оставаться дискуссионными. Остаётся нерешённой проблема педагогической интерпретации общечеловеческих и национальных ценностей.

Поликультурное воспитание – процесс, в ходе которого учитываются культурные и воспитательные интересы разных национальных меньшинств и решаются задачи адаптации человека к ценностям многонациональной культуры, обучая взаимодействию между людьми с разными традициями, ориентации на диалог культур и понимание равноценности культур разных народов. Образование рассматривается как способ вхождения человека в мир культуры, а культура – как совокупность ценностей, норм, идеалов, культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, характерных для белорусского народа. Процесс освоения культуры сопровождается внутренним переживанием её исторически сложившихся достижений посредством художественно-творческой деятельности.

В современной психолого-педагогической теории подчёркивается актуальность исследования условий становления индивида как культурно-исторического субъекта, который будет воспринимать историю как своё прошлое и чувствовать ответственность перед будущим общества как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем.

Развитие личности связывается с её вхождением в социально-культурную среду и интеграцией в ней, так как индивид становится личностью по мере овладения им содержанием социального опыта. Личность рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, которое выражается в деятельности, взглядах, убеждениях, мировоззрении, и как отношение к самому себе, которое проявляется в самооценке, идеалах. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов, оценок, норм, установок, принципов, определяющих видение и понимание человеком окружающего мира, выраженные в жизненной позиции, программах поведения и действия людей. Совокупность идей, взглядов, представлений, в которых народ понимает себя как национальная общность и осознаёт исторические корни своего происхождения, понимается как национальное самосознание.

Результатом поликультурного воспитания видится формирование у студенческой молодёжи персонального способа ориентации в историческом опыте. В составе данного способа находятся:

§ когнетивный компонент, который содержит представления и знания студентов об историческом процессе, о закономерных и специфических явлениях общественного развития, которые воплощаются в конкретных условиях жизнедеятельности и ментальном опыте;

§ деятельностный компонент обусловлен программными требованиями к способам деятельности, необходимым для овладения историческим опытом, и уровнем их сформированности у студентов при изучении истории Беларуси и основ идеологии белорусского государства;

§ ценностно-смысловой компонент отражает способность ориентироваться в закономерностях и способностях современного развития белорусской нации как нации политической, определяющим признаком которой является наличие суверенной государственности.

Принцип культурно-исторической среды. Исходное положение о педагогической целесообразности усвоения студенческой молодёжью совокупности достижения белорусского народа в области материальной и духовной культуры, которые транслируются в процессе обучения через усвоение содержания образования, будем определять как принцип культурно-исторической среды.

Место принципа культурно-исторической среды

При его использовании в воспитательном процессе

Парадигма образования Адаптационная (традиционная) Трансформационная (инновационная)
Концепция содержания образования Культурологическая (М.Н.Скаткин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер)
Функция образования Трансляция содержания социальной и национальной культуры для её сохранения (воспроизводства) и развития
Цели образования Социальзация личности. Формирование гражданского патриотизма и исторической памяти как важнейшего факутора идентификации социальной группы
Основные концептуальные идеи Разнообразие культур как движущая сила в развитии человеческого общества. Идея диалога культур в обучении. Единство и многообразие культур как основа мультикультурности Беларуси и диалога национальных культур
Принципы конструирования содержания Принцип культурно-исторической среды. Принцип трансформации когнетивного содержания образования в эмоциональное состояние познающего субъекта

Национальная идентичность понимается как конкретная эмоционально-психологическая (предполагает собственное отношение к изучаемому материалу),политико-идеологическая (связанная с умением выявлять и соотносить различные позиции) и культурная (формируется через представление художественного образа) позиция личности, которая проявляется в восприятии и идентификации себя в окружающем мире с точки зрения представителя белорусской нации, которая имеет глубокие исторические корни. Целесообразно использование понятия “территориально-культурная идентичность”, т.е. переживаемые и осознаваемые смыслы культурно-географической реальности, которые формируют осознание сопричастности к определённой территориальной общности как специфическому жизненному пространству личности, а также для обозначения органического характера процесса в исторической жизни человеческих сообществ на определённой земле.

Таким образом, сформированность ценностных ориентаций среди студенческой молодёжи служит показателем эффективности воспитательной работы. Формирование чётких представлений о поликультурном воспитании позволит сделать «традиционные» ценности (труд, гражданственность, патриотизм, национальное достоинство) равнозначными с личностными ценностями, такими как любовь, семья, здоровье, дружба, бытовое благоустройство.

 

Список цитированных источников:

1. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи Мн., 2007. – С. 23.

2. Нарыс гісторыі беларуская дзяржаунасці: ХХ стагоддзе. М.П. Касцюк [і інш.]; рэдкал.: А.А. Каваленя [ і інш.]., Мн., 2008. – С. 30

 

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Александрова Ю.В., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Ананченко Г.В., кандидат педагогических наук,

профессор

 

Проблема развития интереса к изучаемому предмету, увлеченности процессом учения – одна из важных проблем педагогики, и ее решение важно для успешного обучения учащихся по любому предмету. Но особое значение она приобретает в области преподавания искусства, где без внутреннего влечения, направляющего все силы к «исследованию предмета» невозможно достичь результатов, сколько бы ни отдавалось этому сил и времени. Очевидно, что увлекательное преподавание и учение с интересом можно считать одним из основных критериев ценности учебного процесса, в котором совершается совместная деятельность учителя и учеников.

Повышение качества учебного процесса в начальных классах – одна из важнейших задач, поставленных перед педагогами. Однако ее осуществление должно проходить не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Все это обусловило актуальность изучаемой нами проблемы педагогического руководства развитием интереса младших школьников к урокам музыки с помощью методов стимулирования интереса к данному учебному предмету.

Современные концепции школьного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности. Интерес к музыке школьников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности. Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях, он направляет эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Структура интересов и их классификация наиболее полно представлены в работе А.Г.Ковалева «Психология личности» [1]. Согласно этой классификации, интерес к музыкальной деятельности можно отнести к группе познавательных интересов, так как удовлетворяется он в процессе познавательной деятельности, во время познания музыкального искусства.

Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками. “Интересно” - неинтересно” - основные критерии детей в этом плане.

Важным представляется вопрос выбора адекватных методов развития интереса к музыкальной деятельности. Можно говорить, о стимулирующей роли всех методов обучения, так как для того, чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы. Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако, как отмечает Т.Е.Соколова, опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов [2; 21-22].

Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике, опирается на дидактические принципы, а также пользуется общедидактическими методами обучения и воспитания. Вместе с тем, в соответствии с особенностями школьного предмета «Музыка» методика музыкального воспитания выдвигает и свои специфические принципы и методы обучения и воспитания. Они направлены на развитие музыкальных способностей, интереса к музыке, воспитание вкуса и музыкальной культуры учащегося.

Методы стимулирования интереса к музыкальной деятельности способствуют созданию той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для урока музыки. Все выразительные приёмы учитель применяет для усиления эмоционального воздействия музыки и обогащения впечатлений учащихся [3; 114-115].

Специфическими методами стимулирования интересов школьников к учебному предмету «Музыка», по мнению исследователя С.В. Шишкиной являются:

- метод моделирования творческой деятельности;

- метод художественного контекста или выхода за пределы музыки;

- метод художественно-образного моделирования;

- метод взамосвязи видов искусств;

- метод наглядно-слухового показа;

- метод театрализации [4; 67-68].

Кроме того, в младшем школьном возрасте учебная деятельность, выступая на первый план, не может полностью заместить потребность ребенка в игре. Именно поэтому среди методов стимулирования интереса к учебному предмету «Музыка» наиболее распространенным является игровой метод. Преобладание игрового метода в учебном процессе на уроке музыки обусловлено и тем, что в своей сущности детская игра и художественная деятельность имеют много общего: эмоциональную непосредственность мотивов; устремленность к цели; оценку результатов деятельности с позиции новизны (усвоение и воплощение нового); доминирование образного начала. То есть всего того, что способствует возникновению интереса к деятельности.

Принцип образно-игрового вхождения в музыку тесно связан с импровизационностью и принципом «пройти путь рождения музыки». Важной психологической особенностью художественной игры является обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта личности в сферу музыкальной деятельности. Как непременный и обязательный компонент художественной игры выступает прежде всего опыт эмоциональный.

Использование игрового метода в музыкальном образовании и воспитании детей позволяет в доступной им форме дать представление о музыке как виде искусства, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданных музыкой. У детей возникает интерес к музыке как виду творческой деятельности человека, а впоследствии и к школьному предмету «Музыка».

 

Список цитированных источников:

1. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: Мысль, 2004. – 341 с.

2. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников / Т.Е.Соколова // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 21-23.

3. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 336 с.

4. Шишкина, С.В. Стимулирование музыкальной деятельности учащихся в процессе освоения современной массовой музыкальной культуры / С.В.Шишкина // Успехи современного естествознания (электронный журнал). – 2009. - № 5. – С.67-68. - www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783753.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.162.98 (0.018 с.)