Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности проявления тревожностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Фомина Е.А., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Шмуракова М.Е., старший преподаватель, кандидат психологических наук
Проблема тревожности и ее коррекции в младшем школьном возрасте является весьма актуальной. Многие исследователи проблемы возникновения тревожности указывают на тесную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Многие исследователи отмечают, что тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития [1], [2], [3]. Тревожность в младшем школьном возрасте представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми, учителем и является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Согласно А.Л. Венгер, устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту, а в младшем школьном возрасте она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции [1]. А.М. Прихожан отмечает, что в младшем школьном детстве тревога вызывает только дезорганизующий эффект [2]. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя ("тревожный гиперконтроль”), что приводит к нарушению соответствующей деятельности. Отмечается, что особенности детской тревожности и ее специфика на каждом этапе онтогенеза определяют характер развития и феноменологию особого вида тревожности — школьной тревожности [1], [2], [3]. Школьная тревожность - это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений [3]. Школьная тревожность младшего школьника также является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. К факторам, способствующим формированию школьной тревожности в младшем школьном возрасте относятся: учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами; регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом. Изучение особенностей тревожности в младшем школьном возрасте согласно цели исследования проводилось в четвертых классах гимназии № 8 г. Витебска. В исследовании приняли участие 23 ученика: 18 девочек и 5 мальчиков. Исследование проводилось с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса. Тест предназначен для изучения и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста и позволяет выявлять следующие проблемы: общую тревожность в школе; переживания социального стресса; фрустрацию потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; низкую физиологическую сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношениях с учителем. Данная методика позволяет диагностировать три уровня выраженности тревожности в каждой из перечисленных сфер: нормальный, повышенный, высокий. Статистический анализ полученных материалов проводился с помощью пакета “Statistica” в операциональной среде Windows-ХР. На проявление тревожности в младшем школьном возрасте, на наш взгляд, влияют традиционные половые установки и стереотипы. Определенные традиции и культурные отношения, существующие в обществе, накладывая значительный отпечаток на процесс социализации ребенка, значимо влияют на различные сферы взаимодействия, особенно в школе. Исходя из этого, мы считаем необходимым, учитывать в своем исследовании гендерный аспект изучаемой проблемы. В результате проведенного исследования было выявлено, что нормальный уровень тревожности и у мальчиков, и у девочек в младшем школьном возрасте определяется только в нескольких сферах. К этим сферам относятся: общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы); фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.). Повышенный уровень тревожности и у мальчиков, и у девочек диагностируется по шкале «Страх ситуации проверки знаний», определяющей негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. Так, проведенное исследование показало, что повышенный уровень тревожности по данной шкале свойственен 21% девочек и 20% мальчиков, принявшим участие в исследовании. Следует отметить, что в младшем школьном возрасте у девочек уровень тревожности достоверно (F=3,66; р≤0,05) превышает уровень тревожности у мальчиков. Наиболее ярко это проявляется в следующих сферах: Ø переживания социального стресса (эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего взаимоотношения со сверстниками). Полученные результаты показывают, что у 21% девочек, принявших участие в исследовании, диагностируется повышенный уровень тревожности по данной шкале. У мальчиков уровень проявления тревожности в данной сфере относится к уровню нормальный.
Ø страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей). Как и в предыдущем случае, повышенный уровень тревожности по данной шкале выявляется только у девочек. В нашем исследовании он диагностирован у 28,5% девочек, принявших участие в исследовании. Ø страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок). Повышенный и высокий уровень тревожности по данной шкале выявляется только у девочек. Так, у 7% девочек, принявших участие в исследовании, диагностирован повышенный уровень тревожности по данной шкале, а у 7% - высокий. Ø низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды). У 7% девочек диагностирован повышенный уровень тревожности по данной шкале. Повышенный уровень тревожности у мальчиков данной возрастной группы выявляется по шкале «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», описывающей общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, который влияет на снижение успешности обучения ребёнка. В данном случае повышенный уровень тревожности по данной шкале диагностирован у 7% мальчиков, у девочек уровень тревожности в данной сфере находится на уровне нормы. Возможно, данные результаты объясняются тем, что в отношении мальчиков этого возрастного периода, как неоднократно отмечалось в литературе [4, 5], почти не обнаруживается у родителей эмпатически принимающего отношения. Наиболее распространенная стратегия родителей по отношению к мальчикам воспринимается и обозначается ими самими как предупреждающая. Однако на практике чаще всего этой стратегией является пресекающая. Этих же стратегий в отношении мальчиков данной возрастной группы придерживаются и учителя.
Список цитированных источников: 1. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // psyjournals.ru/psyedu/1998/n2/Prihozhan.shtml 2. Венгер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков – Москва-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181144716-na-chto-zhaluetes-vyjavlenie-i.html 3. Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция – С-Пб.: Речь, 2004. – 246с. 4. Балакирев, В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - 1996. - №1 - с. 13-18. 5. Бреслав, Г.М., Хасан, Б.И. Психолого-педагогические условия протекания пубертатного периода у девочек и мальчиков// Журнал практического психолога. - 1996. - №1. - с. 25-31.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.007 с.) |