Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое тревожность. Стресс.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс. Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие. Физиологическая сторона тревожности. Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. (НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ,ЧТО СЕЙЧАС ОНИ БУДУТ РАБОТАТЬ В БЛАНКАХ) 3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…» (приложение 1). Сейчас вам предстоит поработать в бланках. Вам нужно продолжить первое предложение в бланке. (Студенты указывают ситуации, когда испытывали напряжение) Рефлексия. Итак, вы указали ситуациитревожности Как вы думаете к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.) Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму. А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги. (НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ,ЧТО СЕЙЧАС ОНИ БУДУТ РАБОТАТЬ В БЛАНКАХ) 4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…» (приложение 1) – Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете. Для этого продолжите второе предложение в бланке: "если я тревожусь, я обычно…". Рефлексия. А теперь давайте посмотрим какие способы преодоления тревожности вы знаете. Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния». Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску. – Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить? Студенты указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Один из ведущих вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…) – Итак, у нас получилось 2 колонки. – Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? – Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (ведущий подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами). Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри) V. Практический блок. Давайте подумаем почему же все таки возникает стресс. НЕТ ПЕРЕХОДА К П.1. Чтение рассказа «Когда возникает стресс» – Предлагаю послушать небольшую историю из воспоминаний фронтовика. Во время Великой Отечественной войны юношу призвали в армию и посадили пулемётчиком на военный самолёт. И вот он отправляется в первый боевой полёт…. Самолёт начинает кружиться, как захватывающий аттракцион, вокруг мелькают другие самолёты, что-то взрывается, дымит, и всё кругом сверкает подобно салюту. Это выглядит так захватывающе, что молодой человек даже забывает, что ему нужно стрелять во врагов. Потом, после приземления, он вдруг узнаёт от бледного и покрытого холодным потом лётчика, что их атаковали фашистские истребители, сбили соседний самолёт, несколько снарядов попали и в их машину, взорвался один двигатель. "Неужели тебе не было страшно?!" – удивляется лётчик. "Нет, не было…. Я даже не понял, чего нужно бояться, куда смотреть, и что вообще происходит вокруг". Как вы считаете, почему летчик не испугался? А вот многим пассажирам современных авиалайнеров бывает страшно – стоит им только сесть в самолёт, как в памяти непроизвольно всплывают виденные когда-то по телевизору кадры авиакатастроф, и они начинают нервничать. Хотя соседи могут относиться к полёту совершенно спокойно и не испытывать никакого стресса. Его вызывает не сама по себе ситуация, а то, как мы её воспринимаем! Вывод Стресс возникает тогда, когда ситуация, по мнению человека, содержит угрозу для него – это может быть и физическая угроза, и боязнь каким-то образом опозориться, "потерять лицо", не справиться с делом и т.п. Ключевые слова здесь: "по мнению человека". Одна и та же ситуация может вызвать стресс, а может и не вызвать, в зависимости от того, воспринимает её сам человек как угрожающую или нет (а не от того, опасна ли она в действительности). – Мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли. (Ведущий вносит в колонку здоровые способы). Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся. 2. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» Работа в парах. (КАК ВЫ ИХ РАЗОБЬТЕ НА ПАРЫ) Сейчас вам предстоит разделиться на пары. Можете остаться с тем с кем сидите за партой, а если нет рядом соседа, подсядьте к ближайшему, образовав пару или тройку. Первый студент произносит фразу: «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий, у меня нет отца, я получил двойку». Второй начинает говорить «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я могу видеться с моим отцом, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются местами. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему. Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять? Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, и выбирай только положительные» Что делать в ситуации напряжения. Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях. А) Успокойтесь. «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций. Попробуйте сейчас мысленно перенестись в ситуацию, вызывающую у вас тревогу и произнести эту фразу. Получилось? Что мешало? НЕОБХОДИМО,ПРОИГРАТЬ ЭТО СО СТУДЕНТАМИ, А НЕ ТОЛЬКО РАССКАЗАТЬ Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов. · Медленно сделай глубокий вдох. · Задержи дыхание и сосчитай до четырех. · Медленно выдохни. Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз. НЕОБХОДИМО,ПРОИГРАТЬ ЭТО СО СТУДЕНТАМИ, А НЕ ТОЛЬКО РАССКАЗАТЬ В) Мышечное расслабление. Сосредоточитесь на своем теле. Возможно, вы чувствуете напряжение в какой-то его части? · Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях. · Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.01 с.) |