III. Принятие правил работы группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Принятие правил работы группы.



План

I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

II. Сообщение темы и целей занятия.

III. Принятие правил работы группы.

IV. Информационный блок.

Ход занятия

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
тревожные состояния.

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, мы – как ведущие предлагаем несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущего. Мы, как ведущие, будем следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.
IV. Информационный блок.

Как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

Что такое тревожность. Стресс.

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс. Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

Физиологическая сторона тревожности.

Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

(НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ,ЧТО СЕЙЧАС ОНИ БУДУТ РАБОТАТЬ В БЛАНКАХ) 3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…» (приложение 1).

Сейчас вам предстоит поработать в бланках. Вам нужно продолжить первое предложение в бланке.

(Студенты указывают ситуации, когда испытывали напряжение)

Рефлексия.

Итак, вы указали ситуациитревожности

Как вы думаете к чему приводит такое состояние? (Растерянность, плач, боязнь, рассеянность и т.д.)

Вывод – Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму. А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

(НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ,ЧТО СЕЙЧАС ОНИ БУДУТ РАБОТАТЬ В БЛАНКАХ) 4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…» (приложение 1)

– Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете. Для этого продолжите второе предложение в бланке: "если я тревожусь, я обычно…".

Рефлексия.

А теперь давайте посмотрим какие способы преодоления тревожности вы знаете.

Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».

Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

Студенты указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Один из ведущих вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния

(ведущий подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему.

(Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

Давайте подумаем почему же все таки возникает стресс.

НЕТ ПЕРЕХОДА К П.1. Чтение рассказа «Когда возникает стресс»

– Предлагаю послушать небольшую историю из воспоминаний фронтовика.

Во время Великой Отечественной войны юношу призвали в армию и посадили пулемётчиком на военный самолёт. И вот он отправляется в первый боевой полёт…. Самолёт начинает кружиться, как захватывающий аттракцион, вокруг мелькают другие самолёты, что-то взрывается, дымит, и всё кругом сверкает подобно салюту. Это выглядит так захватывающе, что молодой человек даже забывает, что ему нужно стрелять во врагов. Потом, после приземления, он вдруг узнаёт от бледного и покрытого холодным потом лётчика, что их атаковали фашистские истребители, сбили соседний самолёт, несколько снарядов попали и в их машину, взорвался один двигатель. "Неужели тебе не было страшно?!" – удивляется лётчик.

"Нет, не было…. Я даже не понял, чего нужно бояться, куда смотреть, и что вообще происходит вокруг".

Как вы считаете, почему летчик не испугался?

А вот многим пассажирам современных авиалайнеров бывает страшно – стоит им только сесть в самолёт, как в памяти непроизвольно всплывают виденные когда-то по телевизору кадры авиакатастроф, и они начинают нервничать. Хотя соседи могут относиться к полёту совершенно спокойно и не испытывать никакого стресса. Его вызывает не сама по себе ситуация, а то, как мы её воспринимаем!

Вывод

Стресс возникает тогда, когда ситуация, по мнению человека, содержит угрозу для него – это может быть и физическая угроза, и боязнь каким-то образом опозориться, "потерять лицо", не справиться с делом и т.п.

Ключевые слова здесь: "по мнению человека". Одна и та же ситуация может вызвать стресс, а может и не вызвать, в зависимости от того, воспринимает её сам человек как угрожающую или нет (а не от того, опасна ли она в действительности).

– Мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли.

(Ведущий вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

2. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…»

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Попробуйте сейчас мысленно перенестись в ситуацию, вызывающую у вас тревогу и произнести эту фразу. Получилось? Что мешало?

НЕОБХОДИМО,ПРОИГРАТЬ ЭТО СО СТУДЕНТАМИ, А НЕ ТОЛЬКО РАССКАЗАТЬ Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

· Медленно сделай глубокий вдох.

· Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

· Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

НЕОБХОДИМО,ПРОИГРАТЬ ЭТО СО СТУДЕНТАМИ, А НЕ ТОЛЬКО РАССКАЗАТЬ В) Мышечное расслабление.

Сосредоточитесь на своем теле. Возможно, вы чувствуете напряжение в какой-то его части?

· Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

· Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

Упражнение 3 «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

· Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

· Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

· Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.

· Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».

· В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.

· Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

 

Инструкция

1. Подумайте о том, что вы записались к зубному врачу. В тот день, когда назначен ваш визит, вы собираетесь и идете в зубопротезную клинику. Входите в парадные двери, поднимаетесь на нужный этаж и открываете дверь в зубной кабинет. Смотрите на часы, они показывают назначенное вам время.

2. Вы проходите и садитесь в кресло. Справа от вас – стеклянная тележка с медицинскими инструментами, вы смотрите на них и чувствуете, как будто эти холодные металлические предметы неприятно касаются ваших десен и зубов. Слева – бормашина, неприятный звук которой, как вам кажется, вы уже слышите. Словом, при рассмотрении зубного кабинета ваше внутреннее напряжение постепенно возрастает.

3. Сзади от вас открывается дверь, и кто-то входит. Вы не успеваете обернуться, как медсестра говорит: «Сегодня врач не придет. Он немного простужен. Давайте, я перепишу ваш талон на другое время». Вы с облегчением вздыхаете и выходите из кабинета.

Психолог К. Шрайнер, автор этого упражнения, писал, что в жизни многие из нас ведут себя так, будто они – в зубопротезном кресле. Мы нервничаем, волнуемся, напряжены, тревожимся, что впереди – что-то плохое и неприятное. Еще ничего не произошло, а мы заранее уже переживаем и боимся невзгод.

А нужно всего лишь подождать и посмотреть, произойдет ли событие, которое может нас расстроить. Возможно, ничего плохого не будет, и мы только потом поймем, что зря волновались.

Рефлексия.

VI. Заключение. Выводы.

Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

Работа в бланках. (Приложение 1)

Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя.

Рефлексия.

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

(Ведущие раздают каждому лист с рекомендациями преодоления тревожного состояния (см.Приложение 2) и просит обращаться к психологу, когда необходимо)

Приложение 1.

«Я УЧУСЬ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ»

 

(дополни предложение 2-3 ситуациями, обычно вызывающими тревогу)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

(дополни предложение способами преодоления тревожности, которые ты используешь)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Приложение 2.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Подумай о своем дыхании. Так как Ты сейчас взволнован, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому, попробуй восстановить дыхание. Начни дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

Проделай следующее упражнение:

ü Медленно сделай глубокий вдох.

ü Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

ü Медленно выдохни.

План

I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

II. Сообщение темы и целей занятия.

III. Принятие правил работы группы.

IV. Информационный блок.

Ход занятия

Занятие посвящено тому, что такое тревожность и как следует преодолевать
тревожные состояния.

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, мы – как ведущие предлагаем несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущего. Мы, как ведущие, будем следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.
IV. Информационный блок.

Как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.079 с.)