ТОП 10:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА



Малашенок М.А.,аспирант 1 года обучения

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Малахова И.А., кандидат педагогических наук, доцент

В современных условиях большое значение придается проблеме развития ребенка-дошкольника как целостной творческой личности. Формирование личности начинается с ранних лет жизни. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются все психические процессы, закрепляются эстетические нормы поведения, формируются разнообразные умения, развиваются эстетические чувства, элементарное формирование творческой деятельности.

Исследователи детского творчества (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, И.П. Сакулина, И.В. Страхов, Е.А. Флерина) подчеркивали возможность проявления творчества уже в деятельности детей дошкольного возраста. Ученые доказали, что при педагогическом обусловленном руководстве детского творчества можно успешно развивать и оказывать значительное влияние на жизнь и деятельность человека. Особенно актуальна проблема развития творческого потенциала личности на начальном этапе обучения, так как, во-первых, период детства характеризуется общей сензитивностью (В.С. Мухина), во-вторых, в дошкольном возрасте активно совершенствуется воображение, познавательный интерес, активность, играющие важную роль в процессе творчества (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев).

В настоящее время недостаточно разработаны в дошкольной педагогике вопросы, посвященные изучению проблемы развития творческих способностей дошкольников в процессе декоративно-прикладного искусства, методического обеспечения процесса обучения и воспитания в условиях перехода на новые технологии образования. Таким образом, актуальность темы исследования мотивируется рядом факторов: необходимостью повышения уровня духовной культуры подрастающего поколения; социальной значимостью, т.е. необходимостью развития творческого потенциала, начиная с дошкольного возраста; недостаточной разработанностью педагогических аспектов развития творческих способностей дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства (ручного ткачества); необходимостью включения ручного ткачества как средства развития творческих способностей в образовательный процесс дошкольных учреждений.

Проблема организации творческой деятельности и формирования личности исследуются российскими (В. И. Андреевым, Л.А. Венгером, Б.И. Коротяевым, И.Я. Лернером, П.И. Пидкасистым, А.З. Рахимовым, А.Э. Симановским, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторским, В.Э. Чудновским, В.С. Шубинским, Е.Л. Яковлевой и др.) и белорусскими (Н. В. Амасович, Н.Ф. Вишняковой, Ю.А. Ивановым, И.А. Малаховой, В.Н. Наумчиком, И.М. Розетом, Т.А. Старовойтовой и др.) учеными.

Значимость искусства в развитии воображения и творческих способностей дошкольников раскрыта в работах психологов Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона. Ткачество является одним из самых распространенных видов белорусского народного искусства. Традиционные национальные изделия могут служить богатой основой для художественного творчества детей: давать образцы разных узоров (геометрических, растительных, зооморфных), обогащать представления о многообразии композиции (в полосе, сетке, квадрате и др.). Обучение ткачеству позволяет развить умение гармонично подбирать цвета, удачно стилизовать природные формы и др. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» – писал В.А. Сухомлинский [3, с. 14].

Отношение ребенка к цвету и использование его в изобразительном творчестве является предметом многочисленных исследований и дискуссий в психологии, психиатрии, психопатии, психопатологии, педагогике, искусствоведении. Исследования отечественных психологов подтверждают, что младенцы уже с первых месяцев жизни способны не только различать предметы неодинакового цвета, но и отличать многие цветовые оттенки (Л. А. Венгер, З. И. Истомина, Н.И. Касаткина, С. В. Мухина и др.) [2, 5]. Диагностическая функция цвета – весьма привлекательная тема для психологов. Однако в данном контексте нас интересуют возможности детей дошкольного возраста в применении цвета как изобразительно-выразительного средства.

Вопрос о декоративных цветовых сочетаниях затрагивался такими исследователями как И.В. Гете, Э. Брюкке, В. Бецольд, Р. Адамс, А. Менцель, С. Виткевич и другие. Ими была сделана попытка указать правила составления таких сочетаний [4]. Следует отметить, что роль цвета в рисунке ребенка полифонична. Он может выполнять обобщенную или знаковую, изобразительную, эстетическую и выразительную функции, т.е. служить признаком объекта, быть художественно-исполнительским средством, являться эмоционально-экспрессивным выражением чувств, переживаний, отношения к себе, к миру, к другим объектам: природе, детям, взрослым, сказочным персонажам, произведениям искусства и др.

Обобщенно-знаковую и изобразительную функции цвета выделяет Р. Арнхейм: «Цвет, в который ребенок раскрашивает деревья на своих рисунках, едва ли имеет специфический оттенок зеленого, выбранный им из сотен цветов различных деревьев» [1].

Нереалистичная трактовка цвета, по версии В. С. Мухиной, помогает ребенку выразить свое положительное или отрицательное отношение к красивому или некрасивому. Положительное отношение выражается яркими, звучными, чистыми цветами; негативное, злое изображается в темных, холодных тонах [5, с. 207]. Ученый выражает общую позицию психологов и педагогов в трактовке детского искусства: «Рисование для ребенка не столько художественная деятельность, сколько своеобразная форма познания действительности» [5, с. 210]. В итоге ученый приходит к мысли, что цвет в рисунках детей зависит, прежде всего, от тех акцентов, которые дает система воспитания, воздействующая на ребенка. Подводя черту этим дискуссиям, В. Шелби заключает, что на цветовые предпочтения ребенка в равной степени влияет инстинктивное чувство цвета и социокультурный фактор.

В конце 1970-х – 1980-е гг. в науке активно обсуждаются педагогические условия развития у дошкольников чувства цвета и привлечения его как выразительного средства (В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Д. В. Компанцева, Р. А. Мирошкина). Изобразительная практика, опыт непосредственной работы с детьми показывают, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать эстетическое чувство цвета. Ребенок восприимчив к цвету. Наблюдения за детьми показывают, что цвет сильно воздействует на их эмоциональное состояние: рассматривание предметов, украшенных теплым тоном золотой соломки, вызывает у детей спокойное, тихое восхищение; яркие, богато насыщенные цветом, слуцкие пояса – радостное оживление, желание поделиться впечатлениями. Полученные знания о цвете позволяют подвести детей к творческому его использованию, что в свою очередь будет способствовать общему художественному развитию детей.

Нами было проведено исследование по изучению возможности развития у детей чувства цветовой гармонии в процессе ручного ткачества (гобеленоплетения), определяющее уровень осознания детьми некоторых средств художественной выразительности – цвета, колорита, гармонии. Это явилось одним из аспектов развития у детей дошкольного возраста творческих способностей. Для диагностирования детей были подобраны репродукции картин, предложенные детям для рассматривания: И. Грабарь «Мартовский снег», «Февральская лазурь»; А. Ткачев, С. Ткачев «На родной земле»; И. Хруцкий «Портрет жены с цветами и фруктами»; И. Левитан « Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Пластов «Сенокос»; И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем»; И. Айвазовский «Утро на берегу залива», «Штиль у крымских берегов».

Были разработаны вопросы: Какая из картин тебе нравится? Почему? Назови, какие цвета есть в этой картине? Как ты считаешь, какого цвета больше всего? Какие чувства возникли у тебя, глядя на эту картину? и т.п.

В результате анализа детских ответов стало очевидно: детям нравятся яркие картины, они интуитивно воспринимают произведения живописи, но затрудняются объяснить, почему им нравится та или иная картина, способны определять колорит картины, но при условии, что он ярко выражен (зеленый, красный), т.е. основные спектральные цвета знакомы детям, их названия находятся в активном словаре ребенка, настроение картины многие определили правильно, но в основном по сюжету или по своим ассоциациям, однако, определить роль цвета в передаче настроения картины дети затруднялись.

На основе результатов, полученных в ходе проведения констатирующего эксперимента, нами была разработана программа «Цветная ниточка». Программа формирующего этапа предполагала: проведение интегрированных занятий на темы: «Волшебные краски», «Радуга», «Цветик-семицветик», «Осенний лес», «Снежинка», «Закладка», «Веселые горки», включающих чтение и анализ художественных произведений: сказки «Крошечка-Хаврошечка»; «Морозко»; «Нестерка»; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена; «Царевна-лягушка», «Золушка» Ш. Перро и др.; стихотворения: «Весна – это я!» Н. Хазри, «Песня о весне», «Цветок» Я. Коласа, «Май», «Весенняя песенка» С. Маршака, «Весна» Н. Некрасова, «Листопад» И. Бунина, «Чудная картина» А. Фета, «Чародейкою зимою...», «Весенние воды» Ф. Тютчева и др.; организацию дидактических игр «Соткем коврик», «Разноцветные косички», «Веселые клубочки» и др.; проведение исторических экскурсов, познавательных бесед на темы: «В гости к Основе и Утку, в царство к ткацкому станку», «Кто такой ткач», «В мастерской ткача» и др.; организацию практикума по ткачеству: практические упражнения на выбор ребенком из образцов понравившегося гобеленчика с объяснением своего предпочтения (сюжет, цвет, фактура и др.); подбор ниток для ткачества; заправка рамы и др.; организацию консультаций для родителей с использованием наглядного материала и демонстрации «Мастер-класса».

 

Критериям развития чувства цветовой гармонии детьми являлись дети, которые стали называть большее количество цветов; они способны определить колорит и роль цвета в художественных произведениях; дети могут подбирать гармонические сочетания цветов и обосновывать свой выбор.

В результате проведенного анализа литературы и исследования по изучаемой проблеме позволяет констатировать, что творчество является основой всех человеческих ценностей, оно способствует непрестанному развитию прогресса и движению общества вперед; проблема развития творчества, начиная с ранних лет жизни, социально значима; в искусствоведческой литературе придается большое значение изобразительному искусству и, в частности, декоративно-прикладному искусству (ручному ткачеству) как важному средству, способствующему развитию творчества; развитие чувства цветовой гармонии тесно связано с развитием творческих способностей; все исследователи детского творчества указывают на то, что творческие проявления возможны уже в деятельности детей дошкольного возраста, что процесс развития творчества осуществляется наиболее эффективно в продуктивной деятельности, в которой дети могут не только воссоздавать предложенные образцы, но и перестраивать свой опыт, и что путь к творчеству лежит через знания, овладение практическими умениями и навыками.

Проделанная работа подтвердила предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста может быть сформировано чувство цветовой гармонии, проявляющееся в умении подбирать гармонические сочетания цветов при условиях доступности технологии, способах создания творческих работ детьми и соблюдении определенной последовательности усложнения заданий. Наличие программы и проведение целенаправленных специальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста приводят к положительному результату. Изучение особенностей цветового восприятия показало, что у детей старшего дошкольного возраста имеются предпосылки для формирования чувства цветовой гармонии. Они выделяют и правильно обозначают словом спектральные цвета, на интуитивном уровне могут подбирать цветовые сочетания, однако дети не способны обосновать свой выбор и определить роль цвета в передаче настроения картины. Разработанная программа отражает социальный заказ на разнообразие видов и содержания образовательных услуг для дошкольников. Методический материал, содержащийся в программе, поможет руководителям художественных студий дошкольных учреждений повысить эффективность педагогического процесса.

В процессе работы с детьми было установлено, что данная проблема требует дальнейшего исследования.

 

 

Список цитированных источников:

1. Буева, Ж.М.Художественное ткачество: учеб. пособие / Ж.М. Буева. – Гродно, 2004.- 91 с.

2. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Искусство, 1984. – 230 с.

3. Калошкина, Е.Е. Гобелен для дошкольников: основы ручного ткачества: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е. Е. Калошкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 104 с.

4. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей / Л. Н. Миронова. – Мн.: Беларусь, 2002. – 302 с.

5. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1981. – 67 с.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.209.47 (0.007 с.)