Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детские страхи в дошкольном возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гавраш М.Г., студентка 2 курса (г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы») Научный руководитель – Костюк Н.Ч., преподаватель
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин лежат в области семейных отношений. В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели большое значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на ребенка. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [1, с.5]. Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [2, с.6 ]. Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, труднопреодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру [3, с.8]. Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития. Но в большинстве случаев страх в дошкольном возрасте несёт деструктивный характер в развитии ребёнка. Продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности, то есть тормозят естественный процесс развития, накладывая на него свой отпечаток. Таким образом, предметом моих исследований являются детские страхи, способы их коррекции; методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за детьми, беседы с детьми, использование экспериментального метода. В исследованиях участвовали дети дошкольного возраста. При помощи методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [4, с.10] мне удалось выявить следующие особенности. Основные результаты исследования показали, что наиболее выраженные страхи у детей второй младшей группы – это страх оставаться одним у девочек - в 100% случаев и у мальчиков - в 80%; страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков - в 70%;страх умереть у девочек - в 100% и у мальчиков - в 30%; страх родителей у девочек - в 60% и у мальчиков - в 90%; страх снов у девочек - в 100% ответов и у мальчиков - в 80%; страх темноты - в 100% у девочек и 80% у мальчиков; страх перед животными для девочек - в 90%, а для мальчиков 70% ответов; страх перед врачами у 80% как мальчиков, так и девочек. Менее выражены, такие фобии как, страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков; страх глубины у 30% девочек; страх замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков; страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики; страх перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек; страх крови у 50% девочек и 30% мальчиков; страх перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно; страх резких звуков у 30% дошкольников средней группы. Для детей старшей группы характерны такие страхи, как: страх перед нападением у девочек в 70% ответов и у мальчиков в 90%; страх умереть испытывают девочки в 100% случаев и мальчики в 50%; страх смерти родителей у большинства 100% девочек и 60% мальчиков; страх перед папой и мамой у 90% детей; страх наказания у 70% девочек и у 100% мальчиков; страх чудовищ у 50% девочек и у 80% мальчиков; страх глубины у 90% девочек и 40% мальчиков; страх перед стихией у 80% девочек и у 60% мальчиков; страх высоты у 90% девочек и у 40% мальчиков; страх пожара у 100% девочек и 60% мальчиков; медицинский страх выражен в большей или меньшей степени у дошкольников(боязнь врачей и боли у 80%-100% девочек и у 50%-50% мальчиков; боязнь крови у 100% девочек и у 20% мальчиков; боязнь уколов у 90% девочек и у 40% мальчиков); страх перед неожиданными звуками у 100% девочек и у 60% мальчиков. Менее выраженные страхи у детей: страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков; страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков; страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков; страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков; страх огня у 60% всех детей; страх больших улиц в 20% случаях у всех детей. Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. В большинстве случаев дети изображали страх перед темнотой. Во второй младшей группе явными страхами являются боязнь темноты, злых сказочных персонажей, диких животных. В старшей группе перечень страхов более разнообразный: дети боятся летучих мышей, уколов, темноты, пауков, чужих людей. Изображают они не один страх, а делят лист на несколько частей и изображают несколько объектов. Таким образом, можно сделать следующие выводы: I. Наиболее ярко выраженными страхами дошкольного возраста являются: 1. страх смерти родителей; 2. страх оставаться одним; 3. страх перед наказанием. II. Также можно выделить полоролевые различия в проявлении страхов, так для девочек характерны в большей степени следующие страхи: 1. страх смерти родителей; 2. страх оставаться одним; 3. страх перед увиденными снами; 4. страх своей смерти. для мальчиков: 1. страх смерти родителей; 2. страх перед наказаниями; 3. страх перед увиденными снами. III. Соответственно можно выделить персонажи, которые вызывают страх у детей: 1. темнота; 2. дикие животные; 3. уколы; 4. чужие люди.
Список цитированных источников: 1. Вард, И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с. 2. Жигарькова, О. Время тревожных детей // Психологическая газета. - 2001. - № 11. - с. 6-7. 3. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999. - № 8. - с.10-12. 4. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005. – 456 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Глизерина Н.Д., г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ, кандидат педагогических наук, доцент Качаева А.В., студентка 6 курса (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)
Обучение грамоте является начальной ступенью изучения русского языка в школе и предполагает овладение детьми элементарными умениями чтения. Полноценный и достаточно автоматизированный навык чтения, формирующийся в начальных классах, выступает как необходимое средство приобретения знаний, помогает школьнику постоянно расширять свой кругозор, создает благоприятные условия для развития его умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности в различных областях. В теоретико-методическом наследии Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, A.M. Пешковского, а также современных ученых-методистов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, М.И. Омороковой и других большое внимание уделяется вопросам обучения чтению, формирования прочного навыка чтения. Постоянно совершенствуются методика обучения чтению, программы по данному предмету, методический аппарат и характер материала книг для чтения, структура урока чтения. В методике чтение определяется как «процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, ее понимание или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления» [1, с. 265]. Результаты экспериментальных исследований и практика современной школы по выработке навыка чтения свидетельствуют о неравномерности его формирования. Если в период обучения грамоте первоклассники показывают сравнительно высокие результаты овладения элементарными умениями чтения (слоговой способ чтения, осознанность), то уже на втором году обучения намечается замедление, спад в становлении навыка чтения. В целом от 5% до 12% учащихся начальных классов овладевают навыком чтения ниже требуемого стандартом образования уровня по темпу, способу и правильности чтения. Как показал констатирующий эксперимент, проведенный нами, нарушения правильности чтения (пропуски, замены, искажения слогов и слов) наблюдаются у 65% - 70% обучающихся 1-го класса. Поскольку правильность является основой адекватного понимания прочитанного, необходима специальная работа над правильностью чтения, предусматривающая в частности применение на уроках обучения грамоте дидактических игр. Вопрос о роли игровой деятельности в обучении детей рассматривается в работах выдающихся педагогов и психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконина и других. Термин «дидактические игры» впервые ввели Ф. Фебель и М. Монтессори. Дидактические игры - это «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [3, с. 71]. Цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обосновании и практической реализации работы по формированию правильного чтения младших школьников в период обучения грамоте на основе применения дидактических игр. Задачи исследования: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования; 2) подобрать дидактические игры, применяемые в период обучения грамоте и способствующие формированию правильного чтения обучающихся. 3) провести опытно-экспериментальное исследование и проанализировать его результаты. На констатирующем этапа эксперимента было выявлено, что уровень сформированности навыка чтения первоклассников является недостаточным. Значительное количество школьников допускает ошибки при чтении. Поэтому было выдвинуто предположение о том, что формирование правильного чтения обучающихся в период обучения грамоте будет более результативным, если: - учитель будет знать группы типичных ошибок в чтении и причины их возникновения у первоклассников; - на уроках обучения грамоте будут систематически использоваться дидактические игры, подобранные и разработанные с учетом результатов диагностики чтения; - дидактические игры будут направлены на совершенствование зрительного восприятия, обогащение лексического состава речи, развитие смысловой догадки, повышение уровня осознанности чтения. В рамках формирующего эксперимента на уроках обучения грамоте вводились дидактические игры, способствующие формированию правильного чтения обучающихся. Игры были подобраны с учетом выявленных частотных нарушений чтения (пропусков, замен, искажений слогов и слов, ошибок в постановке ударения) и предусматривали тренировку зрительного восприятия, обогащение речи детей новыми словами или новыми значениями уже известных слов, развитие смысловой догадки, совершенствование понимания прочитанного. Приведем в качестве примера некоторые из них [2]. 1. Игры, направленные на развитие зрительного восприятия и преодоление пропусков и замен при чтении. Помоги слову найти последнюю букву Оборудование: касса букв и слогов. Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы: СЛО З ГЛА М СТО К ГРО Н КРИ Л ПЛО Б ГРИ В Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово. Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание. 2. Игры, способствующие обогащению речи детей на уровне лексики и преодолению искажений, акцентологических ошибок. Наоборот Оборудование: карточки слов. Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением. 3. Игры, предусматривающие развитие смысловой догадки, осознанности чтения и направленные на преодоление пропусков, замен, нарушений орфоэпических норм. Парашюты Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы. Описание игры. На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово. На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе была выявлена положительная динамика уровня сформированности навыка чтения обучающихся: по сравнению с констатирующим этапом количество школьников с высоким уровнем возросло на 15%, а с низким - уменьшилось на 20%. В контрольной группе число обучающихся с высоким уровнем увеличилось на 5%, а с низким – осталось прежним. В экспериментальной группе на контрольном этапе, по сравнению с констатирующим, в положительную сторону изменились показатели правильности чтения: уменьшилось количество детей с ошибками в окончаниях слов на 5%, с заменами в чтении – на 15%, с перестановками – на 10%, с ошибками в постановке ударения – на 5%, с искажениями – на 25%. У детей контрольной группы на контрольном этапе эксперимента значимая положительная динамика не выявлена. В целом на контрольном этапе в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, количество обучающихся с высоким уровнем сформированности навыка чтения составило на 10% больше, с уровнем выше среднего - на 5% меньше, со средним уровнем на 5% больше, с низким - на 10% меньше. Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности введения на уроках обучения грамоте дидактических игр для формирования правильного чтения первоклассников.
Список цитированных источников: 1. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с. 2. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: пособие для учителей начальных классов. – М.: ВАКО, 2006. - 128 с. 3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с. 4. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: Владос – пресс, 2004. – 304 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.012 с.) |