Тревога, страхи и психологические защиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тревога, страхи и психологические защиты



Одно из наиболее значимых личностных проявлений любой формы психической дезадаптации — тревожность. Это интегральное неспецифическое субъективное отражение неблагополучия личности. Выделяют два основных вида тревожности.

Первый — так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние может возникнуть у любого человека в предчувствии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние вполне нормально, оно даже играет свою положительную роль, являясь своеобразным мобилизующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность; это чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания.

Второй вид — так называемая личностная тревожность, когда человек склонен к постоянной тревоге в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые объективно к этому не располагают. Этот вид тревожности характеризуется состоянием безотчетного страха перед неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Хорошо известно, что представления человека о своей болезни, тревожность по поводу своего дефекта, особенно сформированные в целостную концепцию, оказывают существенное влияние на его характер и поведение. В случае речевых расстройств, в наибольшей степени при заикании и афазии, переживания больного носят весьма разнообразный характер.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. В каждом возрастном периоде определенные объекты действительности вызывают повышенную тревогу у большинства детей независимо от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти возрастные показатели тревожности являются следствием наиболее значимых социальных потребностей: например, у детей младшего подросткового возраста тревожность возникает в общении со взрослыми, в ранней юности ее вызывают мысли о будущем и проблемы, связанные с отношениями полов.

У тревожных детей повышенная чувствительность, низкая самооценка, они беспокойны и постоянно ожидают неприятностей, в том числе со стороны окружающих. Типичная причина этих проявлений ~ завышенные требования к ребенку со стороны родителей и особенно их склонность к наказаниям и унижению его достоинства.

Тревожные дети очень болезненно реагируют на свои неудачи, они часто отказываются от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Обычно они ведут себя по-разному на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети. На занятиях они зажаты и напряжены; речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, они испытывают длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду или какой-нибудь предмет. Тревожные дети нередко имеют вредные привычки невротического характера. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

В наиболее тяжелых случаях у ребенка формируется комплекс неполноценности, который сковывает его поведение и серьезно препятствует исправлению речевого дефекта.

Тревожность, как следствие любого дискомфорта, проявляется в поведении и системе отношений: к себе самому (в самооценке), к окружающим и к своему дефекту. Данные о тревожности детей с речевыми расстройствами немногочисленны. Они получены в основном при изучении детей со стертой дизартрией и заикающихся.

Степень эмоционального дисбаланса может быть оценена разными способами. Получить компактные и оперативные его характеристики позволяет дополнительная обработка данных цветового теста М.Люшера (M.Lucher) — в виде показателя отклонения от так называемой аутогенной нормы (состояния абсолютного покоя) и показателя работоспособности. Эта методика ценна также тем, что характеризует неосознаваемые переживания, управляющие поведением человека, но трудно поддающиеся коррекции. Их преодоление становится возможным через осознание, в том числе с помощью названной методики.

Исследования, проведенные авторами на группе дошкольников с речевыми нарушениями, показали, что у них, как и у здоровых детей, показатели отклонения от аутогенной нормы соответствуют эталону нервно-психического благополучия, который находится в диапазоне 12—20 баллов. Однако у дошкольников с речевыми нарушениями показатель выше на 0, 6 баллов, что демонстрирует тенденцию к большей выраженности у них дезадаптивных качеств, таких как напряженность, зажатость, преобладание негативных и астенических переживаний.

Вместе с тем средние показатели работоспособности этой группы заметно ниже, чем у здоровых детей, что свидетельствует о тенденции к перевозбуждению и эмоциональному напряжению. По средним показателям работоспособности группа дошкольников из массовых детских садов более однородна, тогда как у их ровесников с речевыми нарушениями работоспособность колеблется от дремотного состояния с вялой умственной активностью до состояния эйфории.

Объективация круга тревожных явлений при речевых расстройствах может также осуществляться с помощью алгезиметрии (измерения порога болевой чувствительности) и регистрации кожно-гальванической реакции. Удалось показать достоверное снижение у заикающихся порогов болевой чувствительности при исследовании точек, рекомендуемых для рефлексотерапии речевых расстройств (см.: Стояновский Д., 1977). Регистрация кожно-гальванической реакции обеих рук позволила показать достоверное относительное повышение активности правого полушария (t=2, 56; Р=0, 015) под воздействием стресса (контрольного выступления).

У детей с экспрессивной алалией часто наблюдаются патологические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость и т.п. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Из-за боязни ошибиться и вызвать насмешку они стараются избегать ситуаций, требующих употребления речи, а если это не удается, предпочитают использовать жесты.

Развитие личности ребенка с моторной алалией оказывается заторможенным из-за того, что дефект речи заставляет его всячески ограничивать ее употребление, а это, в свою очередь, ограничивает его коммуникации, столь необходимые для социализации. У этих детей отмечаются трудности в формировании гнозиса (ухудшение восприятия, снижение и неустойчивость внимания), пространственного и временного синтеза, праксиса (продуктивной деятельности), т.е. психических качеств, опосредованных речью.

Для них характерны недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы, сниженная наблюдательность, психофизическая расторможенность или заторможенность. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, не имеют стойких интересов, интеллектуально пассивны. Из-за отсутствия речевого опыта и ограниченной познавательной деятельности у них возникают пробелы в знаниях. Дети с экспрессивной алалией тяжело переживают свой дефект. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрессия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на развитие личности ребенка.

Дети с импрессивной алалией трудно воспринимают информацию. Они не могут долго слушать, когда им что-то читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры ребенок осваивает медленно, к речи не критичен, в поведении хаотичен, действует часто импульсивно.

Повышенная речевая активность не компенсирует познавательных и коммуникативных трудностей, так как ребенок не может ее контролировать. В свою очередь, осваиваемая им речь не может служить основой для своевременного формирования других высших психических функций, в частности эмоционально-волевых качеств. Образуется порочный круг, который может быть разорван только целенаправленной работой логопеда и психолога.

Выявление возможных психопатологических и некоторых других изменений личности взрослых заикающихся было осуществлено с помощью Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), который создали С.Р.Хатуэй и Дж.Маккинли (1951), и адаптированного в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Данный адаптированный вариант методики состоит из 566 утверждений, относящихся к общему самочувствию обследуемого, функционированию у него тех или иных систем внутренних органов, к его взаимоотношениям с окружающими, к наличию у него той или иной психотической симптоматики, к особенностям самооценки и другим характеристикам. При создании методики ее авторы использовали клинические представления о типах психопатий или некоторых распространенных формах дисгармонического развития личности.

Если рассмотреть отдельно показатели мужчин и женщин, то можно выявить определенную их специфику. У мужчин на первом месте психастенические черты, т.е. у них преобладают тревожно-мнительные проявления характера, постоянное чувство тревоги, боязливость, крайняя нерешительность и склонность к сомнениям.Они чрезвычайно чувствительны и ранимы, постоянно опасаются возможных, воображаемых неприятностей, что порой заслоняет реальную действительность.

Помимо повышенной тревожности мужчинам свойственно неверие в свои возможности, боязнь в нужный момент не справиться с жизненными трудностями. Сомнение в себе, своих суждениях, решениях и поступках не оставляет их ни на минуту. Им чрезвычайно трудно принять решение, но, если в этом имеется объективная необходимость, они стремятся как можно быстрее воплотить принятое решение в жизнь. Они плохо переносят нарушения привычного уклада жизни — это обостряет их психастенические черты: тревожность, неуверенность в себе и склонность к сомнениям.

Отличительная черта заикающихся женщин наряду с ригидностью и индивидуалистичностью — импульсивность, которая проявляется в склонности к социальной дезадаптации. Она может быть результатом повышенной чувствительности к речевому дефекту, как бы сенсибилизирующей их в этом отношении. Для женщин характерны неустойчивое настроение, обидчивость, возбудимость и чувствительность. В трудных ситуациях они быстро теряют контроль над своими эмоциями и поведением, легко раздражаются. Они склонны «искать виноватых» в возникающих проблемах.

Был проведен анализ характера и выраженности психологических защит у 20 детей и 90 взрослых заикающихся с помощью методики Келлерман—Плучик (Kellerman—Plutcick). Результаты показали, что в среднем уровень психологических защит заикающихся умеренно повышен по сравнению с теми, у кого нет речевой патологии. При этом у взрослых выраженность защит больше, чем у детей, что соответствует общей картине нарастания психических реакций заикающихся с возрастом. У мальчиков наиболее выражены реактивные образования, проекция и компенсация, у девочек — проекция и реактивные образования. Среди заикающихся мужчин преобладают проекция и вытеснение, а среди женщин — проекция и реактивные образования. Удалось показать наличие корреляций между целым рядом защит и ценностей заикающихся, например, между стремлением к власти и суммой защит (К=-0,519; Р=0,041) или материальными ценностями и отрицанием (К=0,371; Р=0,045), а также нейротизмом и холерическими чертами.

Самооценка

В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. С целью проверки данного утверждения были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи.

На рисунке 1 показано суммарное распределение по всем характеристикам заниженных, завышенных и адекватных самооценок дошкольников с речевыми нарушениями и здоровых детей. Примерно половина из каждой группы детей адекватно оценивают свои возможности (соответственно 47 % детей со стертой дизартрией и 50% здоровых детей).

Среди дошкольников с речевыми нарушениями по сравнению со здоровыми детьми существенно преобладают те, для которых характерна заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе.

Вместе с тем среди здоровых детей оказалось склонных переценивать себя почти в три раза больше, чем среди дошкольников с речевыми нарушениями (соответственно 13 и 33 %). То есть в среднем дети, страдающие речевыми нарушениями, проявляют большую по сравнению со здоровыми детьми осторожность в оценке своих качеств. Можно предположить, что причина этого — в объективных трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни. Интересные различия были выявлены в самооценке здоровых детей и дошкольников с речевыми нарушениями. Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с речевыми нарушениями ставят это качество на первое место, а здоровые на второе после веселости. По-видимому, это свидетельствует о том, что для детей с нарушением речи доброта имеет особое значение, так как они нуждаются в благожелательном отношении к себе. Также интересно, что дошкольники с речевыми нарушениями отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а здоровые дети больше ценят нравственные свойства.

Одинаково неудовлетворены обе группы детей своим вниманием, оценивая его хуже всего, что является реакцией на постоянные требования к детям со стороны взрослых. Также весьма низко оценивают дошкольники с речевыми нарушениями свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объективный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается здоровых детей, то они не удовлетворены более всего своими эстетическими качествами.

Рис. 1. Количество детей, имеющих низкую, адекватную и завышенную самооценку в %)

Отметим также, что самооценки дошкольников с речевыми нарушениями более низкие, чем у здоровых детей, и менее дифференцированны. Вместе с тем корреляция самооценок неречевых характеристик с тяжестью дефекта отсутствует.

Исследование самооценки заикающихся (степени неудовлетворенности различными качествами по 9-балльной шкале — чем выше балл, тем больше неудовлетворенность) позволили сопоставить степень субъективной неудовлетворенности своей речью с аналогичным показателем при оценке других характеристик, включая общее здоровье, психические процессы (внимание, память, интеллект) и личностные особенности (характер, счастье) (табл. 2). Оказалось, что речь получает достоверно более низкие оценки заикающихся (6, 22 балла) по сравнению с другими характеристиками, в частности, общим здоровьем (3, 96 балла) (Р=0), тогда как лица без речевой патологии ниже всего оценивают свое здоровье и память (3, 84 и 3, 87 балла) и лучше всего — речь (3, 16 балла) (Р =0, 049). Также установлено, что заикающиеся в среднем достоверно хуже, чем здоровые, оценивают все свои качества. Удалось показать, что самооценка речи заикающихся коррелирует с тяжестью речевого дефекта (Р<0, 01), но такого соответствия самооценок не наблюдается с другими характеристиками, в том числе с объективными показателями памяти и внимания.

Таблица 2. Средние показатели самооценок (степени неудовлетворенности по 9-балльной шкале) 1654 взрослых заикающихся и31 здоровых взрослых

Характеристики Здоровые лица Заикающиеся
_Xх б CV X б CV Р
Здоровье 3,84 1,19 31 4,05 1,09 27 0,2040
Ум 3,39 0,88 26 4,22 0,80 19 0,0001
Характер 3,42 1,06 31 4,35 1,44 33 0,0023
Счастье 3,65 1,20 33 4,70 1,28 27 0,0037
Речь 3,16 1,49 47 6,22 1,18 19
Внимание 3,19 1,01 32 4,22 1,35 32 0,0002
Память 3,87 1,38 36 4,20 1,50 36 0,0733
Х Х 3,50 1,17 33,7 4,57 1,23 27,6
б 0,27 0,20 6,5 0,76 0,23 6,7

Примечание. CV — коэффициент вариативности в процентах; Р — уровень значимости.

Факторный анализ методом главных компонент позволяет говорить о том, что заикающиеся связывают жизненный успех по преимуществу с возможностью преодоления своего дефекта, а в качестве средства преодоления на первое место ставят свойства личности.

Самооценка функционального состояния заикающихся с помощью семантического дифференциала (автор С. G. Osgood) показала, что у мужчин больше выражен «фактор оценки» (0,99 балла), у женщин «фактор силы» (0,91); наименее выражен у мужчин «фактор активности» (0,66), у женщин — «фактор оценки» (0,62).

Факторный анализ характеристик самочувствия методом главных компонент позволил выявить противоречивое самоощущение заикающихся, проявляющееся, с одной стороны, в ощущении полноты физического здоровья и возможностей, с другой — в осознании своей малоценности из-за дефекта речи.

Отмечено, что у заикающихся может наблюдаться различная мера адекватности оценки степени своего речевого дефекта. Уточнение субъективной оценки собственной речи обычно проводится с помощью ранжирования различных форм речи по степени трудности для произнесения: прозы, стихотворной, отраженной, сопряженной, чтения, шепотной, ритмизованной, автоматизированной, пения. В литературе высказывается мнение, что степень нарушения различных форм речи соответствует онтогенетическим этапам их усвоения (Власова Н.А., 1959). Результаты исследования ранжирования указанных форм речи заикающимися показали, что оно в целом совпадает у детей и взрослых, у мужчин и женщин и не зависит от степени заикания. Имеется достоверная линейная корреляция между субъективной оценкой относительной трудности разных форм речи и объективными проявлениями этой трудности — темпа и количества запинок, приходящихся на сто слогов текста. Выявлено, что самые простые формы речи для заикающихся — это пение, сопряженная речь и шепот, а самые трудные — громкая речь, пересказ и ответы на вопросы. При этом ведущими оказались облегченные формы речи по физическому состоянию (шепот противопоставлен громкой речи) и по ее организации (заданная внешним источником сопряженная речь противопоставлена свободному пересказу).

Иерархия различных форм речи по степени трудности не меняется в процессе лечения.

Таким образом, анализ результатов ранжирования заикающихся форм речипо степени субъективной трудности позволил подтвердить, что характер этой оценки устойчив и адекватен объективной характеристике речи.

Как известно из исследований анамнестических данных заикающихся, самые сильные переживания они испытывают в различных бытовых ситуациях. Наиболее трудна для них быстрая речь, начало речи, жесткий порядок слов, необходимость заговорить первым, монологическая и свободная речь. Так, например, быстрая речь страдает у 80 % заикающихся, а медленная только у 13 % (соотношение — 80:13); начало речи — у 71 %, окончание — у 25 % (соотношение — 71:25); проза — у 47%, стихотворная речь — у 16 % (соотношение - 47:16); монолог — у 53 %, диалог — у 39 % (соотношение — 53:39); крик — у 25 %, тихая речь — у 14% и шепот — у 9 % (соотношение — 25:14 и 25:9). Очевидно, что физиологически речевой процесс в случаях отдачи рапорта и перечисления дней недели сходен, представляя собой достаточно жесткий стереотип речевых движений. Вместе с тем ситуации, подобные рапорту, вызывают у заикающихся затруднения в 70 % случаев, а различные формы так называемой автоматизированной речи — только в 19 % случаев. Также часть заикающихся отмечают, что им менее трудно говорить на другом языке. Некоторые заикающиеся отмечают также облегчающее влияние на речь «ломания» языка или ситуации, когда одновременно с ними говорят какие-то другие люди. В обоих случаях наблюдается своеобразный отвлекающий эффект: в первом — необычная форма речи, например, в результате замены отдельных согласных, путем своеобразной отстраненности, во втором - прямое отвлечение от собственной речи. При этом заикающиеся дети по сравнению со взрослыми в меньшей мере осознают свои переживания, в том числе наличие вегетативных реакций, во время речи. Часто на вопрос о таких переживаниях они отвечают отрицательно, но при более детальном расспросе удается установить наличие у них тревоги, страха и, например, тахикардии или гипергидроза (потливости) ладоней. Интересно, что 73 % заикающихся считают, что речь улучшается, если человек, с которым они общаются, не знает об их речевом дефекте. Некоторые из них утверждают,что в присутствии определенных людей они могли говорить совершенно без запинок, до тех пор пока те не узнавали об их заикании. 60 % заикающихся отмечают улучшение речи, когда они находятся в состоянии полного безразличия, 42 % из них находят, что их речь улучшается, когда они чем-то сильно рассержены или разгневаны, активно и убежденно защищают кого-то или что-то важное для них. Просто сильное возбуждение улучшает речь только у 25 % заикающихся, и всего 13 % отмечают, что психологическая мобилизация во время ответственного выступления заметно улучшает речь. Последний случай подтверждается известным примером артиста И. Н. Певцова, который никогда не заикался на сцене.

Изучение индивидуальных переживаний в определенный временной промежуток и в определенной ситуации осуществлялось с помощью методики «тест репертуарных решеток». Сам заикающийся оценивал речевые ситуации, в которых он себя чувствовал наиболее дискомфортно:

- разговор с начальством или человеком старше него;

- когда необходимо что-либо объяснить;

- в состоянии тревоги или эмоционального возбуждения;

- когда кто-то относится к нему критически;

- когда хочет произвести хорошее впечатление;

- когда ожидает, что люди отнесутся к нему хуже, еслион будет заикаться.

Как уже отмечалось, помимо специфической реакции на речевой дефект можно предполагать также изменение всей системы отношений больного, которая включает в себя знания о болезни, на осознание личностью, понимание роли и влияния болезни на жизненное функционирование, на эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью. От системы отношений больного человека к своему дефекту зависит избираемая им тактика адаптивного поведения; он активно борется за свое здоровье; соглашается с ролью больного; отвергает болезнь или находит какие-то иные защитно-приспособительные механизмы.

Полученные с помощью различных методик данные выявили, что с возрастом у детей уменьшаются ощущения степени «подавления» себя речевым дефектом, изменяются их отношения с «Заиканием» — от пассивного подчинения, «страдательной позиции», до активной борьбы. Поэтому в рисунках (проективная методика «Я и Заикание»), прежде всего мальчики, часто изображают себя нападающими с оружием в руках на Заикание, которое в этих рисунках достаточно часто имеет вид чудовища, например, дракона. в Многие взрослые заикающиеся собственный речевой дефект оценивают как болезнь, поэтому важно определить, насколько они осведомлены о своей проблеме и готовы к лечению.

Наиболее характерными для многих оказались следующие утверждения: «Был бы готов на самое мучительное лечение, только бы избавиться от болезни», «Стараюсь, чтобы окружающие не замечали моей болезни», «Главным во всяком медицинском работнике я считаю внимание к больному», «Желание побыть одному зависит у меня от обстоятельств и настроения», «Всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных ситуациях». Эти типичные для заикающихся высказывания подтверждают включение речевого дефекта в ряд личностных ценностей, потребность в повышенном внимании, достаточно адекватную реакцию на ситуацию болезни и оптимизм.

Существенные данные о неосознаваемой части внутренней карты дефекта при заикании позволяет получить проективная методика «Незаконченные предложения», которая относится к вербальным проективным тестам (Румянцев Г. Г., 1969; Карвасарский Б. Д., 1982; Блейхер В.М., Крук И. В., 1986). В проективных психодиагностических методиках используются различные стимулы неопределенного характера, которые минимально ограничивают испытуемого в его реакциях. Предполагается, что здесь возникает своеобразный эффект экрана, когда человек под воздействием этих стимулов как бы «проецирует» свои внутренние личностные особенности вовне. Иными словами, в неопределенной ситуации человек ведет себя наиболее привычным образом. Для раскрытия внутренней картины дефекта, таким образом, проективные методики являются в значительной мере адекватными. Весьма важно, в частности при обследовании детей, не обращаться к ним с тем или иным вопросом, что зачастую воспринимается ребенком как своеобразный заказ или требование нужного ответа. Ситуация как бы необязательности, свободы поведения позволяет испытуемому проявить себя наиболее полно. Предполагается также, что проективные методики наиболее эффективны для обнаружения неосознаваемых свойств личности.

Выраженность различных страхов у заикающихся детей и взрослых представлена в таблице 3. В среднем 65 % заикающихся признают наличие страхов и 68 % - чувства вины. Страх по поводу речи занимает центральное положение в большинстве групп, причем достигает максимума у старших школьников, а у взрослых несколько уменьшается. При этом у детей он носит более конкретный характер и связан с такими ситуациями, как ответ на уроке у доски,) разговор с товарищем, начало речи. У взрослых сохраняются страхи в отношении конкретных ситуаций, но чаще встречаются более обобщенные переживания, а также своеобразная двойная рефлексия своего дефекта в виде страха по тому или иному поводу.

Таблица 3. Структура страхов заикающихся разного пола и возраста (в процентах)

Страхи Заикающиеся
мужского пола женского пола
м. ш. с.ш. взр. м.ш. с.ш. взр.
По поводу речи 15,8 27,3 20,0 7,7 36,4 18,8
Социально обусловленные 15,8 18,2 25,0 0 9,1 15,6
Связанные с родителями 0 2,6 0 0 9,1 0
Ориентированные на себя 5,3 5,2 22,5 15,4 4,5 25,0
Связанные с животными 15,8 9,1 0 30,8 13,6 0
Физических явлений 7,9 7,8 10,0 15,4 0 12,5
Без указания характера 13,2 3,9 7,5 0 0 3,1
С готовностью преодолеть 0 15,6 5,0 7,7 22,7 12,5
Отрицание страхов 21,0 7,8 7,5 15,4 0 6,3

Примечание. м.ш. — младшие школьники; с.ш. — старшие школьники; взр. — взрослые.

Полученные данные свидетельствуют о том, что заикающимся свойственны различные страхи в раннем детстве, которые постепенно утрачивают свою актуальность с возрастом, уступая место Специфическому «страху речи». Зная эту закономерность, можно определять направленность психотерапии заикающихся разного возраста.

Поскольку наличие у заикающихся чувства вины, склонности осуждать себя отмечают многие авторы, рассмотрим структуру этих переживаний. Она представлена в таблице 4 (обозначения те же, что и в предыдущей таблице).

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что выделенные категории чувства вины в значительной мере сходны с категориями страхов. Это переживания по поводу своей речи, социально ориентированные переживания, в частности, по отношению к родителям (в связи с грубым отношением к ним, неблагодарностью, ссорами), ориентированные на самого себя (отболее или менее «нейтральных», непреднамеренных ошибок и «слабостей» до склонности причинять сознательное зло: ложь, обман, воровство). Как и в проекции страхов, выделяется своеобразное безадресное чувство вины, т. е. готовность признавать свою виновность в самом общем виде, например, при любом обвинении с чьей-либо стороны. Эти данные согласуются с результатами теста оценки фрустрационной толерантности. Следует отметить, что в некоторых случаях вина явно имеет давнее происхождение, длительное время (много лет) переживается заикающимся как актуальная, в частности это выражается в отказе назвать ее, что подчеркивает интенсивность переживания.

Таблица 4. Результаты анализа структуры чувства вины, испытываемого заикающимися в зависимости отих пола и возраста (распределение в процентах)

№ п/п Направленность вины на: Заикающиеся
мужского пола женского пола  
м.ш. с.ш. взр. м.ш. с.ш. взр.
1 речь 13, 2 2, 9 25, 0 12, 5 26, 1 0
2 социум 15, 8 20, 6 32, 5 37, 5 13, 0 19, 2
3 семью 7, 9 11, 8 15, 0 12, 5 17, 4 11, 5
4 свои ошибки 13, 2 13, 2 12, 5 25, 0 13, 0 26, 9
5 ложь, обман 5, 3 16, 2 12, 5 0 13, 0 7, 7
6 неопределенная 28, 9 22, 1 30, 0 12, 5 13, 0 34, 6
7 отрицание 15, 8 8, 8 47, 5 0 4, 3 0

Особого внимания заслуживает достаточно высокий процент во всех возрастных категориях (кроме женщин) заикающихся, считающих себя виновными в наличии своего речевого дефекта. В ряде случаев такое переживание мотивируется в самом тексте:

«Не справился в детстве», «Мало занимался», но более типичным является как бы имманентное чувство вины за дефект речи, которому и при непосредственном собеседовании больной не может дать объяснения. Далеко не во всех случаях можно найти внешний источник самообвинения, например, упреки родителей или кого-либо из окружающих. Чаше всего подобное восприятие себя обусловлено индивидуальным психологическим складом, программами адаптивного поведения.

Ценностная ориентация

Ценностно-мотивационный аспект определяет направленность поведения и включение тех или иных механизмов при необходимости его изменения. К этому аспекту непосредственно примыкают тревожные переживания — они связываются с требующими достижения ценностями и результатами конкретного поведения, направленного на их обеспечение. Ценностные образования личности в значительной мере и определяют характер переживаний субъекта в связи с возникшим или существующим речевым расстройством.

Ценностная ориентация человека с нарушенной речью может быть обращена на самого себя, на окружающий мир и на свой дефект.

Клинические наблюдения и литературные данные свидетельствуют о том, что при расстройствах речи может нарушаться вся система ценностей, так как этот дефект, затрудняя общение с внешним миром, каким-то нежелательным образом изменяет самого человека, в том числе и его самовосприятие. Но, по-видимому, это зависит от тяжести дефекта и личностных особенностей человека.

Наиболее известна концепция ценностей, предложенная М.Рокичем (М. Rokeach). Он относит их к категории убеждений, которые, с его точки зрения, в конечном счете определяют предпочитаемое субъектом поведение. Критериями их формирования могут быть личные или социально обусловленные нормы. В этой концепции можно выделить такие существенные положения:

- сумма наиболее общих ценностей, присущих всем людям, сравнительно невелика;

- ценности разных людей различаются преимущественно количественно;

- ценности взаимосвязаны между собой и образуют системы;

- источниками ценностей являются общество и сами личности;

- ценности пронизывают все значимые социальные отношения. М.Рокич различает терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности ближе всего к целям человека, это объекты его устремлений (здоровье, материальные ценности, общение с друзьями и др.). Инструментальные ценности относятся к разряду убежденности в том, что тот или иной образ действий, например, самозащита, трудолюбие, открытое выражение чувств, предпочтительны другим образам действий независимо от конкретных ситуаций (Rokeach М., 1972).

Ценностные ориентации взрослых заикающихся в сравнении со здоровыми взрослыми были исследованы с помощью методики Рокича в модификации В.И.Суслова (1992). Всего было обследовано пять групп взрослых, у которых общая, наиболее универсальная система ценностей имеет достаточно устойчивый, сформировавшийся характер: 59 заикающихся, две группы студентов (50 психологов и 43 педагога), 20 логопедов и 20 артистов. Несмотря на наличие определенного сходства общих ценностей, исследование выявило ряд представляющих интерес различий по ряду характеристик. Наиболее близки к заикающимся по возрасту студенты. Жизненные установки логопедов полезно было сравнить с таковыми у заикающихся, поскольку они в определенной мере должны влиять на характер взаимоотношений с последними и определять успех лечения. От лиц артистических профессий (работников киностудии) можно было ожидать повышенной эмоциональной неустойчивости, сближающей их с заикающимися.

Удалось установить, что общие ценности заикающихся близки к ценностям лиц без речевых нарушений, в частности, это проявляется в отношении здоровья, которое они, как и другие категории испытуемых, чаще всего ставят на первое или второе место. У заикающихся его ранг в среднем составляет величину 2, 25 ± 2, 07, что в 3, 5 раза меньше среднего ранга идеологии, занимающей последнее место в ряду ценностей. По данным лиц без речевых нарушений, это различие составляет в группе логопедов — 4, 2, студентов-педагогов — 3, 7, студентов-психологов — 2, 0 и артистов — 1, 7 раза. Таким образом, по сравнительной степени своей ориентации на здоровье заикающиеся приближаются к нормативным установкам педагогов, существенно превосходя по этой ориентации студентов-психологов и артистов.

Дополнительно была осуществлена объективация терминальных ценностей заикающихся с помощью цветового теста отношений, разработанного в Санкт-Петербургском психоневрологическом НИИ им. В. М. Бехтерева. Этот тест позволяет характеризовать неосознаваемые отношения. Испытуемым предлагается обозначить каждую из ценностей тем или иным из восьми цветов теста М.Люшера. В результате каждый цвет приобретал свое шкальное значение как мера оценки приемлемости, предпочтения того или иного объекта, с которым субъект связывает данный цвет. Например, если испытуемый при раскладывании цветов М.Люшера первым выкладывал зеленый цвет, а затем обозначал этим цветом здоровье, то здоровье ставилось на первое место в иерархии ценностей и так далее. В результате обследования было установлено, что ранговая корреляция сознательного и неосознаваемого ранжирования терминальных ценностей заикающимися составляет величину 0, 903 и является достоверной на высоком уровне значимости (Р<0, 001), т.е. между ними нет расхождения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.065 с.)