Раздел II Психологические особенности лиц с речевыми расстройствами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II Психологические особенности лиц с речевыми расстройствами



Глава 4. Особенности личности и ценностно-мотивационной сферы лиц с речевыми расстройствами

Самый авторитетный в России источник — словарь «Психология» (1990) дает такое определение: «Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Следует отметить, что понятие «личность» употребляют двояко. В одном случае — в качестве синонима психики в целом, что характерно для педагогов, которые, в частности, склонны относить рождение личности к самым ранним стадиям развития человека. В другом, более узком и точном значении — как синоним одного из трех системообразующих аспектов психики наряду с интеллектом и деятельностью. Такое разделение психики явно или скрыто присутствует во многих психологических теориях. Мало того, высказывается надежда, что в конечном счете эти основные направления, описывающие психическую систему с разных сторон, будут соединены в единую теорию. В настоящее время такой опыт накоплен именно в практике, например, в виде когнитивно-бихевиоральных методов психотерапии.

В зарубежной науке трем указанным аспектам психики соответствуют экзистенциально-гуманистическая психология (К. Роджерс, В. Сатир), поведенческая (Г.Айзенк, Д.Доллард, Н.Э. Миллер) и динамическая (З.Фрейд, К. Юнг). В отечественной науке это психология установки (Д. Н. Узнадзе), деятельности (А. Н.Леонтьев) и отношений (В. Н. Мясищев). Каждое направление представлено множеством ответвлений, а в некоторых случаях они носят эклектический характер. Вместе с тем основным направлениям присущи общие черты, которые можно охарактеризовать на примере зарубежных концепций с помощью схемы, предложеннойА. Первиным и О.П.Джоном (2000) (табл. 1).

Специальная психология также ориентируется на эти составляющие психику три элемента: познавательную сферу, деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Ядром личности является ценностное (аксиологическое), организующее начало. Приписывая человеку сознательное (или несознательное) поведение, мы, в сущности, подразумеваем его упорядоченность, направленность, определяемую его системой координат (ценностей). Без направленности невозможны высшие психические функции и сознание. Ценности человека имеют сложную иерархическую организацию, формируются в процессе жизни и обладают выраженной устойчивостью. Только потому что у нас есть ценности, мы проявляем различную активность (движемся, совершаем поступки, действуем), а индикатором сохранности наших ценностей (жизни, близких, самореализации) являются чувства. Поэтому при оценке личности большое значение придается эмоциям. Это отчетливо проявляется в ситуациях, которые угрожают нам потерей ценностей, например, болезни или речевого дефекта. Только те события, которые затрагивают наши ценности, способны вырабатывать активное отношение к ним, приводят к изменениям познавательной сферы и поведения. При этом и сами личностные характеристики, прежде всего ценности, могут изменяться под влиянием жизненных обстоятельств, преломляясь через наш интеллект и поведение.

Таблица 1. Основные концепции личности в зарубежной психологии

Теоретический подход Структура Процесс Изменение
Динамический Оно (Id), Я (Ego), Сверх-Я (Superego); бессознательное, предсознательное, сознательное Сексуальный и агрессивный инстинкты; тревога и механизмы защиты Перенос (трансфер); разрешение конфликта; "где было Оно, должно стать Я»
Экзистенциально-гуманистический Я (self); идеальное Я Самоактуализация; конгруэнтность Я и опыта; неконгруэнтность и защитное искажение опыта, а также его отрицание Терапевтическая атмосфера; конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание
Подходы теорий научения к личности Реакция Классическое обусловливание; инструментальное обусловливание; оперантное обусловливание Угашение; дифференцировка; контробусловливание, позитив-нос подкрепление; подражание; систематическая десенситизация, модификация поведения

Эмоциональная составляющая внутренней картины речевого дефекта есть проявление действия механизмов, обеспечивающих контроль за степенью адаптации личности к имеющейся ситуации. Она определяется тем. насколько конкретная ситуация позволяет реализовать жизненные ценности субъекта, соответствует удовлетворению его потребностей. Как программа адаптивного поведения внутренняя картина дефекта формируется под влиянием ценностных образований личности, которые играют ключевую роль в ее становлении (Тхостов А.Ш., 1993), в том числе при речевой патологии (Селиверстов В. И., 1995).

Поэтому практический психолог и логопед должны:

1) оценить степень фиксации на имеющемся у человека речевом дефекте;

2) выявить наличие и степеньтревоги и страхов (логофобии);

3) установить адекватность оценки своего речевого дефекта и своего функционального состояния;

4) выявить характер его общих ценностных ориентации;

5) оценить уровень общих и речевых притязаний:

6) определить систему жизненных отношений. Наибольшее количество психологических исследований посвящено личности заикающихся (Сикорский И.А., 1897; КочергинаВ.С., 1958; Тяпугин Н.П., 1966; Волкова ГА., Панасюк А.Ю., 1979; ШкловскийВ.М., 1979, 1994; БеляковаЛ.И., 1984; Болдырева Т. А., 1991; Амброзе Н.Г., Юри Э., 1993; Волкова Г.А., 1994; Тарковски 3., 1994; Селиверстов В. И., 1994; Досужков Ф. Н., 1997; и др.). При этом учитывались состояние их эмоциональной сферы (Белякова Л. И., 1984), наличие логофобии (Ляпидевский С. С., Шембель А. Г., 1969), разная степень болезненной фиксированности на своем дефекте (Селиверстов В. И., 1994) и некоторые другие характеристики. Второе место по степени изученности занимают работы по исследованию личности лиц, страдающих афазией (Виноградова Т. В., 1979; Цветкова Л. С., 2001; Глозман Ж.М.,2002; и др.).

Фиксированность на дефекте

Эмоции как часть механизма психической адаптации (ВКД) способствуют его запуску и коррекции в случае недостаточной успешности. Эмоциям посвящена весьма обширная литература (Ольшанникова А.Е., 1978; Плишко Н.К., 1980; Руденко В.Е., 1980; Фресс П., 1975; Изард К., 1980; Лоренц К., 1994; и др.). Широко представлены работы о роли эмоций в различных экстремальных ситуациях, включая болезнь (НемчинТ.А., 1966; Марищук В.Л., 1993; и др.). В самом общем виде выделяют две основные функции эмоций: отражение в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимости действующих на индивида явлений и ситуаций; регуляция психической деятельности.

Эмоции проявляются в форме различных переживаний, среди них особое место занимает тревога, от которой зависит успешность различных видов дяетельности человека. Последствия тревоги изменяются в зависимости от ее степени и сложности деятельности. Речь особенно чувствительна к влиянию тревоги. Кроме того, одни люди склонны проявлять тревогу всегда и везде, другие обнаруживают ее лишь время от времени, в зависимости от обстоятельств.

Определение уровня тревоги заикающихся имеет особое значение, потому что при повышении психоэмоционального напряжения их речь становится значительно хуже и количество запинок увеличивается. Р.Эриксон (R.Erickson, 1969) создал шкалу, позволяющую диагностировать степень субъективных переживаний заикающимися своего дефекта. Но поскольку это шкала ориентирована на оценку их коммуникативных проблем, на деле она может быть использована для оценки отношения к своему дефекту и при наличии других расстройств речи и голоса. Для определения степени фиксации на своем дефекте (уровня ценности речи) адекватен суммарный показатель «речевой тревоги» в баллах (максимальный — 24). Результаты исследований показали: в среднем речевая тревога заикающихся мужчин (17,4 ± 4,6) достоверно ниже, чем у женщин (18,2 ± 4,6) (Р<0, 001). У незаикающихся соответственно 5,6 ± 2,5 и 7,3 ± 3,9. Достоверно установлено ее нарастание с увеличением возраста заикающихся, что соответствует данным Е.Сильверман (E.M.Silverman, 1980).

У заикающихся речевая тревога достоверно коррелирует с временем чтения, что наиболее выражено у подростков (К=0,408; Р= 0,007) и в меньшей степени у взрослых (К =0,35; Р=0,04).

Методика Эриксона помимо общей тревоги позволяет также проводить дифференцированную оценку тревоги, направленной на: 1) речь; 2) общение; 3) уверенность.

Эти факторы характеризуют степень неудовлетворенности своей речью, оценку успешности речевого общения и тревогу во время речи. Выяснилось, что до оказания помощи наиболее выражена у всех заикающихся тревога по поводу своей речи (техники речи), наименее — по поводу речевого общения. Такое соотношение подтверждает направленность распространения тревоги у заикающихся и позволяет утверждать, что для них характерен первичный речевой дефект, на который возникает определенная психическая реакция, а не первичный «срыв высшей нервной деятельности».

Наиболее выраженные и стойкие — переживания по поводу техники речи (собственно речевого дефекта), причем психическая реакция на свой речевой дефект носит адекватный этому дефекту характер.

С помощью шкалы Эриксона были обследованы больные с дефектом нёбно-глоточного затвора, перенесшие реконструктивные операции на гортани, страдающие дисфониями органического и функционального генеза. Удалось установить различия указанных групп больных по этому показателю. Наиболее выраженные и стойкие переживания по поводу своего дефекта выявлены у лиц, лишенных гортани. Для функциональной дисфонии характерна более выраженная и вариативная тревога по сравнению с теми, у кого наблюдается органический дефект голосовых складок.

Дефект речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию фактор (АлександерФ.,2002; Данбар Ф., 1948), в других речь идет только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание (Орлова М.М., 1983).

Примером вариативности таких отношений при заикании может служить работа В.С.Кочергиной (1958), которая несет на себе отчетливую печать времени, т.е. трактует взаимоотношения личности и речевого дефекта с психофизиологических позиций, а точнее, с позиций физиологии высшей нервной деятельности. Автор разделила заикающихся детей на группы в соответствии с особенностями их личностей, соотнеся эти особенности с речевым нарушением по времени их возникновения.

К первой группе были отнесены дети, у которых неуравновешенное поведение (повышенная возбудимость или тормозимость) возникло из-за развившегося заикания. До заикания дети этой группы были практически здоровыми и уравновешенными.

У второй группы детей неуравновешенное поведение отмечалось с раннего детства и было особенностью их личности. Развитие заикания обычно сопровождалось усилением присущей им неуравновешенности и появлением черт общей детской нервности.

Третью группу составили дети, у которых повышенная возбудимость (или тормозимость) была выражена наиболее значительно и наблюдалась также с раннего детского возраста. Однако в анамнезе этих детей имелись указания на соматические расстройства различного происхождения: неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовая травма, постнатальная травма головы, острые или хронические инфекционные заболевания, а также некоторые формы сердечно-сосудистых заболеваний, эндокринные расстройства, дистрофия и т.д. В. С. Кочергина отмечает, что у группы детей, перенесших те или иные инфекционные заболевания и травмы головы, довольно стойкими были признаки астенизации личности; у этих детей нередко отмечались микросимптомы органического поражения центральной нервной системы.

В четвертую группу были включены дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжелого невроза — склонность к истерическим реакциям, к навязчивым страхам, представлениям и действиям.

Заметим, что использование автором термина «личность» далеко от современной его трактовки и скорее соответствует термину «индивидуальность». Кроме того, современные исследователи склоняются к тому, что переживания заикающихся вторичны по отношению к речевому дефекту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.026 с.)