Расстройства речи вторичного характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расстройства речи вторичного характера



Существующие нарушения речи весьма разнообразны и не ограничиваются перечисленными. Некоторые из них не подлежат вмешательству логопеда, так как по своему происхождению относятся к компетенции других специалистов. Знания этой категории нарушений необходимы логопеду для проведения дифференциальной диагностики. Они позволяют уточнять специфику нарушений речи, подлежащих логопедии, по сравнению с другими категориями, в том числе носящими временный обратимый характер. Так, например, существует довольно значительное количество работ, посвященных оговоркам и опискам лиц без речевой патологии, как их иногда называют — ошибкам речи в обыденной жизни (Вессарт О.В., 1979; КалягинВ.А., 1979; Кузьмин Ю.И., 1992; Boomer D.S., Laver J.D., 1967; МасКау D.S., 1968; Nooteboom S.G., 1969; Fromkin V., 1971; и др.). Исследования этих отклонений от речевой нормы имеют большое значение для понимания механизмов речи.

Здесь не будут рассматриваться вторичные нарушения речи, связанные с сенсорными нарушениями (при глухоте и слепоте), и умственной отсталости, так как им посвящены специальные учебные курсы.

Речь в состоянии эмоционального напряжения

Эмоциональная напряженность может возникать, скажем, когда необходимо принять ответственное решение или при дефиците времени. При этом меняются многие характеристики речи. Например, громкость речи как существенно повышается, так и понижается; возможен излом голоса; убыстрение либо замедление темпа речи; произношение может стать более отчетливым; почти на 50 % повышается количество пауз хезитации (сомнения); речь может прерываться вздохами, фразы становятся отрывисты и не завершаются.

Происходят изменения в грамматике. Возрастает количество существительных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями. По синтаксическому строению фраз речь сближается с телеграфным стилем; возникают семантически нерелевантные повторы и двусмысленности.

Лексика речи упрощается — используются более короткие слова, имеющие наибольшую частотность в языке. В речи появляются слова-паразиты, неологизмы и парафазии (ошибочное употребление слов), а также слова со значением семантической безысключительности («вечно», «всегда», «никогда», «никто»). Речь отличается, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой — нерешительностью.

При измененных состояниях сознания (в экстремальных внешних условиях — высокогорье, плавильный цех и т.п., как и при алкогольном и наркотическом опьянении, под гипнозом) речь также характеризуется снижением разнообразия лексикона, стереотипизацией, упрощением синтаксиса, увеличением количества ошибок, размыванием ее цельности, общей дестабилизацией языкового сознания.

Речь при акцентуациях и психопатиях

В 1849 г. американский статистик Дж. К. Ципф показал наличие количественных (статистически значимых) различий между текстами, написанными здоровыми людьми и душевнобольными.

Существует большое количество наблюдений изменений речи под влиянием того или иного психического расстройства, в том числе при акцентуациях и психопатиях.

Так, например, при паранойяльной психопатии человек предпочитает писать слова с прописных букв; чаще использует пассивные конструкции для выражения своих представлений и чувств; часто говорит о себе; для синтаксиса характерно некоторое нарушение связности.

При эпилептоидности появляются сниженность стиля, вязкость речи, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В состоянии депрессии человек может полностью отказаться от общения (мутизм).

При маниакальности для речи может быть характерен так называемый «словесный понос», слишком громкая речь и пение, а также множество ассоциаций по созвучию, рифмующиеся слова.

Речь истероида может быть лжива, изобиловать пересказами чужой речи и словами, обозначающими эмоции, телодвижения и цвета.

Речь шизофреника абстрактна, псевдонаучна и не ориентирована на собеседника; она может быть фонетически однотонна и содержать слова, произносимые собеседником (эхолалия), или бессмысленные повторения одного и того же слова (вербигерация).

В художественной литературе можно выделить такие типы текстов, как «светлые» (основанные на паранойяльной акцентуации), «темные» (эпилептоидность), «веселые» (маниакальность), «печальные» (депрессивность), «красивые» (истероидность), «сложные» (шизоидность). Существуют также смешанные типы текстов (например, «печально-веселые», отражающие маниакально-депрессивное состояние). Экспериментальные исследования показывают, что испытуемые выше оценивают те тексты, которые отражают имевшиеся у этих людей когнитивные и эмотивные структуры. Результаты этих психостилистических исследований могут быть использованы при создании текстов, рассчитанных на воздействие.

Речь при неврозах

Различные стороны речи больных неврозами изучала Н.А.Додонова (1988). Она установила, что речь больных неврозами отличается от речи здоровых лиц по лексико-семантическим характеристикам. При этом больные истерией отличаются наибольшей степенью актуализации в речи тревоги, больные неврастенией — агрессии, а для больных с неврозом навязчивых состояний эти проявления не являются типичными. Установлено, что при наиболее выраженном невротическом расстройстве наблюдается наибольшее употребление высказываний, отражающих соответствующее расстройство. Выявлена зависимость между степенью актуализации в речи состояний тревоги, агрессии, депрессии, а также некоторых видов коммуникаций и личностными особенностями больных.

Особое значение для проявлений в речи состояния тревоги имеет уровень личностной тревожности.

Пол испытуемых играет существенную роль в отражении в речи психических состояний и некоторых типов коммуникаций. Для женщин характерна большая актуализация в речи тревоги разобщения, тревоги за других людей и эмоциональной стороны коммуникаций; для мужчин в большей степени типична актуализация тревоги социального неодобрения и поведенческих аспектов коммуникаций (высказывания об избегании контактов).

Больные неврозом в целом отличаются более низкими показателями «связности» речи, чем здоровые испытуемые.

Проявление в речи рассмотренных Н.А.Додоновой показателей зависит от темы анализируемого рассказа. Рассказы на нейтральные темы в наибольшей степени дифференцируют группы больных неврозами и здоровых лиц; эмоционально-положительные и эмоционально-негативные темы выявляют группы больных с наиболее и наименее выраженной симптоматикой.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и дайте характеристику основных классификаций нарушений речи.

2. Каковы особенности речи человека в состоянии эмоционального напряжения?

3. В чем проявляются нарушения речи при психических расстройствах?

4. Охарактеризуйте речевые особенности, свойственные людям, страдающим неврозами.

Рекомендуемая литература

Беккер К. Я., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. / Под ред. Н.А. Власовой. — М., 1981.

Гриншпун Б.М. Классификация речевых нарушений // Логопедия:

Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой: В 2 кн. — М., 1995. — Книга 1.

Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. — Л., 1970-

Додонова Н.А. Диагностическое значение лексико-семантических и морфологических особенностей речи больных с неврозами. Автореф. дис.... канд.психол.наук. —Л., 1988.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 1953.

Лалаева Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций. — СПб., 2000.

Липакова В. И. Характеристика и структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью средней тяжести // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой: В 2 кн. — М., 1995. — Книга 1.

Митринович-Моджиевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е.Левиной. — М., 1968.

Правдина О. В. Логопедия: Учеб. пособие для дефектол. фак. педвузов— М., 1969.

Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.

Хватцев М. Е. Логопедия: Пособие для студ. пед. ин-тов и учителей спецшкол. — М., 1959.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.008 с.)