Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии



Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии

 

Содержание стр.

 

Введение 3-5

 

Глава 1 Теоретическое обоснование психологических механизмов детских страхов

 

1.1 Проблема страха в зарубежных психологических течениях 6 -10

 

1.2 Проблема страха в российских исследованиях 10-25

 

Выводы по первой главе. 26

 

Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции

 

2.1 Общие представления о сказкотерапии 27-35

 

2.2 Приемы работы со сказкой 35-39

 

Выводы по второй главе 40

 

Глава 3 Психодиагностика и психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

 

3.1 Этапы проведения исследования. 41-44

 

3.2 Описание выборки испытуемых. 44-49

 

3.3 Результаты по коррекции страхов методом сказкотерапии. 50-59

 

Выводы по третьей главе. 60

 

Заключение 61

 

Библиографический список 62 -64

 

Приложение 1 65

Введение

В современном обществе с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста, у которых проявляются страхи. Причин множество: это и индивидуальные особенности детей, и бесконтрольный просмотр телевизора, и наличие личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, частые стрессы, невротизация общества в целом, нарушение чувства безопасности. Проблема страхов в данном возрасте приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует поисков её решения.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок зависим от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется сложившимися отношениями между ребенком и взрослым. Так наука доказала, что увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Страх выполняет в жизни любого человека охранительную функцию (защищает от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы). Страхи позволяют ориентироваться в окружающей ребенка предметной и социальной среде. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они полезны, когда выполняют свои функции, а потом исчезают, но если страх не исчезает у ребенка долгое время, если количество страхов увеличивается, то в таком случае говорят о предневротическом состоянии ребенка. Это состояние может перейти в невроз страха, что является патологическим состоянием, проявляющимся психическим напряжением, скованностью, пассивностью и замкнутостью.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому основной коррекционный метод – это игротерапия, включающая работу со сказками. Сказка всегда заканчивается добром, учит правилам поведения и прочему. Проблема страха давно интересует ученых, которые разрабатывают различные пути коррекции, пытаются найти эффективные методы решения. Психологические школы предлагают различные подходы к решению проблемы страхов, но большинство из них нельзя назвать гуманными, поэтому необходимо изучать эффективность разных методов коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Данной проблемой занимались следующие учёные А.И. Захаров, В.В Ветрова, М.В. Ермолаева, М.В. Киселёва, М. Клейн, Д. Леви, В.С. Мухина, М.В. Прихожан, З. Фрейд, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин и другие.

Теоретической основой нашего исследования являются работы А.И. Захарова, З. Фрейда и Т.В. Шишовой.

Целью выпускной квалификационной работы – изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста и проверка эффективности методом сказкотерапии.

Объект исследования – страхи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

Гипотеза исследования – метод сказкотерапии эффективен в отношении гармонизации эмоционального состояния и социального поведения детей старшего дошкольного возраста, испытывающих страх смерти, катастроф и медицинские страхи.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по данной теме.

2. Изучить страхи детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения.

3. Исследовать влияние сказкотерапии на изменение эмоционального состояния и социального поведения конкретных детей, переживающих страхи.

Методы изучения:

1. Анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение за поведением детей во время пребывания в детском саду.

3. Беседа.

А так же нами были использованы следующие методики диагностики страхов у детей:

4. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

5. Методика «Страхи в домиках».

6. Метод сказкотерапии.

 

Структура выпускной квалификационной работы такова: введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование психологических механизмов детских страхов

Проблема страха в зарубежных психологических течениях

Психологическое изучение страха и тревоги ведёт своё начало с трудов Чарльза Дарвина и его основных положений о страхе: 1. Способность к переживанию страха – это врожденная особенность человека и животных, играет значительную роль в процессе естественного отбора. 2. На протяжении поколений адаптивный механизм страха совершенствовался, так как выживал искусный в избегании и преодолении опасности. Это связано с интенсивностью проявления – от выражения и мимики до висцеральных реакций (усиленное сердцебиение, увеличение потоотделения, пересыхание горла, изменение голоса).

Периферическая теория Джемса – Ланге рассматривает страх следующим образом: 1) страх – это эмоция, а с другой стороны это инстинкт; 2) страх выполняет приспособительную функцию в очень ограничительных пределах и приносит в основном вред; 3) они выделили в качестве источников естественные и сверхъестественные явления и объекты (боязнь мертвецов, привидений).

Я это тоже хочу убрать - По Ю. Конорскому, исходя из концепции драйва и драйв – рефлексов, можно рассмотреть схематическое представление драйва страха: Память влияет на появление страха, подключая внешнюю сигнальную афферентацию и внутреннюю афферентацию. Страх по нисходящим и восходящим влияниям ведет к проявлению эмоций, то есть эмоциональному выражению страха (моторные и вегетативные проявления). Его концепция опирается на теорию Павлова. Драйв страха обусловливает подготовительный рефлекс и может выражаться в замирании или избегании данной ситуации.

 

Таблица № 1

М. Кляйн А. Фрейд
1. Тревожность зарождается в младенчестве и связана с необходимостью установить контакт с объектами внешнего мира (все за пределами матери) – это все несет угрозу. 1. Страх – основной фактор, порождающий защитный процесс и ведущий к неврозу, что в свою очередь ведет к включению защитных механизмов.
2.Необходимо учить преодолевать тревожность: – укрепление эго и супер- эго ребенка. - воспроизводить ситуацию, породившую страх. - снижение боязни наказание. - перенос чувств на психотерапевта. 2. С ними должен работать психоаналитик. Укреплять супер – эго ребенка- подготовка к жизненным трудностям.

Выводы по первой главе

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Страх – это базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу.

2. Практика показала, что появление страхов так же связано с воспитательной средой, в которой находится ребенок.

3. А.И. Захаров выделяет предпосылки появления страхов (социально – культурные, психологические и биологические).

4. Исследования показали, что появление страхов в разные возрастные периоды развития планомерно.

5. Страх, долго не проходящий, может привести к неврозу, что отражается на состоянии здоровья подрастающего ребенка, а также ведет к развитию негативных качеств характера: трусливости, мнительности, и других.

6. В связи с изменениями в нашей стране появляются новые страхи (терроризма, вселенских катастроф и прочие), что требует непременной коррекции.

7. Страхи легко приобрести, но нелегко скорректировать.

8. При работе со страхами необходимо учитывать все обстоятельства их появления, чтобы найти причину.

9. При коррекции страха желательно держать связь с родственниками, чтобы отследить динамику исчезновения страха.

 

Приёмы работы со сказкой

К коррекционным функциям сказки принято относить следующие:

1) психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

2) символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

3)принятие в символической форме своей физической активности и способности действовать в кризисных ситуациях и осуществление психической регуляции себя в ситуациях замешательства;

4) отказ от интеллектуальных интерпретаций и полноценное принятие всех своих переживаний.

Анализ сказки позволяет решить следующие задачи:
1) Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта. 2)Совершенствование вербального языка. 3)Развитие фантазии, воображения. 4)Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 5)Развитие эмпатии и умения слушать других. 6)Развитие чувства юмора. 7)Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи). [33,45]

Психологи выделяют возможности работы со сказкой, так как сказка – это богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:- использование сказки как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены).

- рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала).

- обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо - плохо».

- проигрывание эпизодов сказки (проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции).

- использование сказки как притчи – нравоучения (подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации).

- творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Функции психокоррекционной работы со сказкой меняются от её организации. Она может быть индивидуальной и групповой. Сказка может быть предложена любая, но её необходимо прочитать вслух.

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

1. ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости);

2. ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

3. ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно – следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет это и то-то).

Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Далее мы рассмотрим основные приемы работы со сказкой. [35,128]

Основным приёмом работы со сказкой является анализ сказок.

1. Анализом сказок занимались многие ученые. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Сначала выбирается для анализа известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

· Как вы думаете, о чем (про что, про кого ) эта сказка?

· Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?

· Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

· Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того- то поступка?

· Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?

· Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои? [33]

Данная форма работы со сказкой применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

2. Рассказывание сказок – прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрирации. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как бы сказку «Колобок» рассказали Лиса, Заяц или Баба-Яга.

3. Переписывание сказок и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это важный диагностический материал. Таким образом, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается коррекционный смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит , что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работая с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок. Ребенок может сочинять сказку по заданной теме или по первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Важно так же рассмотреть общие закономерности работы со сказкой, которые представлены в таблице №4. Таблицу № 4 мы составили на основе теоретического материала.

«Общие закономерности работы со сказочным материалом»

 

ПРИНЦИП ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ КОММЕНТАРИЙ
Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях; Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно? Задача показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа
Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

 

Эта таблица поможет психологу в работе со сказочным материалом, в организации сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

Выводы по второй главе

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.Арттерапевтический метод, по мнению А.И.Захарова, позволяет психологу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.

2. Исследования психологов в области сказкотерапии показали, что в основе неё лежит целая система побуждений, центральными из которых являются:

А) Стремление субъекта выразить свои чувства, переживания в действенной внешней форме.

Б) Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе.

В) Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.

Г) Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, в виде рисунков, сказок, историй.

3. Система символической “профилакти­ческой” психотерапии, психотерапия сказкой, предтеча современных методик, в том числе гештальтподхода - существует как минимум несколько тысячелетий.

4. Страхи неразрывно связаны с эмоциональным развитием дошкольника, поэтому развитие эмоциональной сферы в этом возрасте можно осуществлять через сказку: она ближе и понятнее ребенку.

5. В детском сознании внешняя картина проблемной ситуации(страх), отраженная в сказке, как бы совмещается с интероцептиавной картиной волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация или вызывали аналогичные обстоятельство. Это необходимо учитывать при работе со страхами.

 

 

Глава 3 Психодиагностика и психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Психодиагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста и возможность их коррекции средствами сказкотерапии.

(для диагностики вы не берете сказкотерапию)

Выводы по третьей главе

Итак, сравнив полученные данные по двум группам испытуемых, мы можем сделать следующие выводы:

1. Сказкотерапия – является универсальным методом при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Применение сказкотерапии при коррекции страхов в старшем дошкольном возрасте проходит более эффективно при взаимодействии родителей и ребенка.

3. Необходимо применять не только сказкотерапию, но и другие методы в коррекционной работе страхов.

4. Разыгрывание сказки требует предварительной подготовки (не менее одной недели).

5. Одним из эффективных способов коррекции страхов, помимо сказкотерапии, является рисование страха.

6. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют говорить о положительной динамике коррекционной работы в экспериментальной группе.

7. Мы работали с тремя распространенными группами страхов детей дошкольного возраста, хотя дети и проявили некоторые другие страхи, которые требуют дополнительной коррекции.

8. Разработка рекомендаций родителям по коррекции страхов значительно сокращает время такой работы.

 

Заключение

Проблема психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста на сегодняшний день приобрела особую актуальность, так как возросло число детей, испытывающих различные страхи в данном возрасте. Что чаще всего связывают с беспорядочным просмотром телевизора вместе со взрослыми, неспокойной социальной ситуацией в стране, наличием страхов у взрослых и прочими причинами.

Анализ динамики процесса психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующий вывод: произошли существенные изменения эмоционального состояния детей и социального поведения после применения метода сказкотерапии.

Гипотеза исследования – метод сказкотерапии эффективен в отношении гармонизации эмоционального состояния и социального поведения детей старшего дошкольного возраста, испытывающих страх смерти, катастроф и медицинские страхи не была опровергнута.

Системный подход к решению данной проблемы позволяет рассмотреть его в нескольких аспектах: социально – психологическом, психофизиологическом, общепсихологическом и психо - коррекционном.

Наше исследование вскрыло сложную природу взаимосвязи страха и эмоционального состояния ребенка старшего дошкольного возраста, а так же взаимосвязи с социальным поведением в обществе.

Результаты исследования могут использоваться в области коррекционной работы с данными группами страхов в детских дошкольных учреждениях. Но данная работа требует дальнейшего исследования.

 

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

3. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1999.

4. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Анохин Е.А. Эмоции.// Психология эмоций: Тексты. – М., 1984.

6. Астахов С.Н. Лечебное действие слова. – Л.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962.

7. Бахур В.П. Эмоции: плюсы и минусы. – М., 1975.

8. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.

9. Бодалев А.А. Психология общения. М.: ТЦ Сфера, 2006.

10. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск, 1999.

11. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.

12. Воронов В.К. Психология детского рисунка. М.: Просвещение, 1987.

13. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М.: Изд-во ИПК И ПРНО, 1993.

14. Вроно М. Ш. О различных подходах к изучению нарушений поведения у детей и подростков. // Педиатрия, 1989, №3, с. 77- 88.

15. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. М.: Дрофа, 2002.

16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.4.- М.: Педагогика, 1984.

17. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1966. - № 6.

18. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1978.

19. Гарбузов В.И. Нервные дети.- М.: Медицина, 1990.

20. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: АО «Сфера», 1994.

21. Грегг М. Тайный мир рисунка. – СПб.: Деметра, 2003.

22. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – Пресс, 2004.

23. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., М., 1997.

24. Дубровина И.Я. Активные методы в работе школьного психолога. – М.: Просвещение, 1998.

25. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Изд- во «Модэк», 2002.

26. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2000.

27. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. – М.: Педагогика, 1986.

28. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – М.: Союз, 1997.

29. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1982.

30. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 1999.

31. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004.

32. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2004.

33. Киселева М.В Арт – терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2007.

34. Копытин А.И. Основы арт – терапии. СПб.: Лань, 1999.

35. Копытин А.И. Теория и практика арт – терапии. СПб.: Питер, 2002.

36. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь. – М.: Генезис, 1999.

37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1999.

38. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000.

39. Менджерицкая Д.В. О детском творчестве. – М.: Генезис, 2005.

40. Немов Р.С. Психология. В З кн. Кн. 2 Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1995.

41. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005.

42. Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М.: Изд-во «Гном и Д», 2002.

Петровский А.В., Ярошевский В. Г. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512с. [2-е изд.расш.исп.доп.]

43.

44.

45. Соколова Н.Г. Неврозы у детей. – Ростов на Дону.: Феникс, 2003.

46. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: ВЛАДОС, 1995.

47. Шишова Т.В. Страхи – это серьёзно. – М.: Издательский дом «Искатель», 1997.

48. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М.: Наука, 1971.

 

 

 

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии

 

Содержание стр.

 

Введение 3-5

 

Глава 1 Теоретическое обоснование психологических механизмов детских страхов

 

1.1 Проблема страха в зарубежных психологических течениях 6 -10

 

1.2 Проблема страха в российских исследованиях 10-25

 

Выводы по первой главе. 26

 

Глава 2 Сказкотерапия как метод коррекции

 

2.1 Общие представления о сказкотерапии 27-35

 

2.2 Приемы работы со сказкой 35-39

 

Выводы по второй главе 40

 

Глава 3 Психодиагностика и психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии.

 

3.1 Этапы проведения исследования. 41-44

 

3.2 Описание выборки испытуемых. 44-49

 

3.3 Результаты по коррекции страхов методом сказкотерапии. 50-59

 

Выводы по третьей главе. 60

 

Заключение 61

 

Библиографический список 62 -64

 

Приложение 1 65

Введение

В современном обществе с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста, у которых проявляются страхи. Причин множество: это и индивидуальные особенности детей, и бесконтрольный просмотр телевизора, и наличие личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, частые стрессы, невротизация общества в целом, нарушение чувства безопасности. Проблема страхов в данном возрасте приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане и требует поисков её решения.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок зависим от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется сложившимися отношениями между ребенком и взрослым. Так наука доказала, что увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.

Страх выполняет в жизни любого человека охранительную функцию (защищает от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы). Страхи позволяют ориентироваться в окружающей ребенка предметной и социальной среде. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они полезны, когда выполняют свои функции, а потом исчезают, но если страх не исчезает у ребенка долгое время, если количество страхов увеличивается, то в таком случае говорят о предневротическом состоянии ребенка. Это состояние может перейти в невроз страха, что является патологическим состоянием, проявляющимся психическим напряжением, скованностью, пассивностью и замкнутостью.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому основной коррекционный метод – это игротерапия, включающая работу со сказками. Сказка всегда заканчивается добром, учит правилам поведения и прочему. Проблема страха давно интересует ученых, которые разрабатывают различные пути коррекции, пытаются найти эффективные методы решения. Психологические школы предлагают различные подходы к решению проблемы страхов, но большинство из них нельзя назвать гуманными, поэтому необходимо изучать эффективность разных методов коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Данной проблемой занимались следующие учёные А.И. Захаров, В.В Ветрова, М.В. Ермолаева, М.В. Киселёва, М. Клейн, Д. Леви, В.С. Мухина, М.В. Прихожан, З. Фрейд, А. Фрейд, Д.Б. Эльконин и другие.

Теоретической основой нашего исследования являются работы А.И. Захарова, З. Фрейда и Т.В. Шишовой.

Целью выпускной квалификационной работы – изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста и проверка эффективности методом сказкотерапии.

Объект исследования – страхи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии.

Гипотеза исследования – метод сказкотерапии эффективен в отношении гармонизации эмоционального состояния и социального поведения детей старшего дошкольного возраста, испытывающих страх смерти, катастроф и медицинские страхи.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по данной теме.

2. Изучить страхи детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения.

3. Исследовать влияние сказкотерапии на изменение эмоционального состояния и социального поведения конкретных детей, переживающих страхи.

Методы изучения:

1. Анализ психологической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение за поведением детей во время пребывания в детском саду.

3. Беседа.

А так же нами были использованы следующие методики диагностики страхов у детей:

4. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

5. Методика «Страхи в домиках».

6. Метод сказкотерапии.

 

Структура выпускной квалификационной работы такова: введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.071 с.)