![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие представления о сказкотерапии
Сказкотерапия – это метод арттерапии, возникшей в 30-е годы двадцатого столетия на теоретической основе фрейдистского психоанализа. Ее основной целью было развитие самовыражения и самопознания индивида через искусство; укрепление чувства "Эго", идентификация ценностей за счет формирования сублимации. Сублимация - в психоанализе 3. Фрейда один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации, согласно 3. Фрейду, является переключение энергии либидо на процесс творчества, Художественное творчество представляет собой один из видов сублимации, когда чувства злости, страха, боли, тревоги выражаются в символической форме зрительных образов. Образы художественного творчества отражают все черты подсознательных процессов, которые чаще всего выражаются в фрме образов и символов, а не вербально. Сказкотерапия - это лечение сказками, процесс объктивизации проблемных ситуаций, активизации ресурсов и потенциала личности [22] Отмечая роль сказок в психокоррекционном процессе, А.И.Захаров относит сказки к разряду литературного творчества, или эпоса, способствующего развитию способности к очищению, приобретению положительных жизненных ценностей, и отмечает, что сказки - это научение адекватным, пусть и аллегорическим формам психологической защиты от исподволь или явно надвигающейся опасности для жизни и благополучия человека. Другими словами, это один из способов предупреждения иррациональных страхов, психических реакций и необъективной тревоги.[29, 28]. Сказкотерапию, как метод коррекции мы выбрали потому, что считаем, что сказка, как и игра очень близка ребёнку. Коррекционную работу мы начинали от постановки более простых сказок, подобранных с учётом страхов детей. Дети проигрывали сказки сначала в роли «боящегося», затем в роли «пугающего», и, наконец, в роли «небоящегося». Итак, сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Т.В. Шишова выделяет несколько основных функциональных особенностей сказок. 1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации. 2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: 1) о жизненно важных явлениях; 2) о жизненных ценностях; 3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки). 3. В сказке в символической форме содержится информация о том: 1) как устроен этот мир, кто его создал; 2) что происходит с человеком в разные периоды его жизни; 3) какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; 4) какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; 5) какие ловушки, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; 6) как приобретать и ценить дружбу и любовь; 7) какими ценностями руководствоваться в жизни; 8) как строить отношения с родителями и детьми; 9) как бороться и прощать. 4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Это способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. 5. . Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях. Далее рассмотрим психологический анализ сказок. При сказкотерапии психолог производит анализ сказки. Психологи Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, М.А. Панфилова, Н.М. Стёпина описывают принципы психологического анализа сказок, они следующие: · Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента, он позволяет воспринимать мир, представленный в сказке, целостно, безоценочно. · Принцип объективности. Рекомендуется рассматривать сказку с разных точек зрения, исследовать разные её слои и грани. · Принцип результативности. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью – формировать перспективные задачи психологической работы с клиентом. Психологу необходимо при анализе опираться на схему: 1. энергоинформационное поле сказки; 2. основная тема сказки; 3. сюжет сказки; 4. линия главного героя; 5. символическое поле. Это так называемые ключевые характеристики сказки – это качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Они помогают найти точки анализа сказки для понимания внутреннего мира ребенка и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром. [35,44] Рассмотрев теоретические основы анализа сказки, мы можем составить таблицу. Далее мы приводим таблицу №2 «Ключевые характеристики сказки», которая отражает основные понятия, элементы и уровни анализа. Таблица №2 «Ключевые характеристики сказки»
М.В. Киселёва выделила основные этапы психологического анализа сказок: 1. Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо прислушаться к ощущениям и впечатлениям после прочтения сказки: зафиксировать и описать их. 2. Определить основную тему сказки. Вопросы: о чём эта сказка, чему она учит? Ответы рассмотреть на 4-х уровнях. 3. Проанализировать сюжет сказки. 4. Проанализировать линию главного героя с четырёх сторон. 5. Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне. 6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов. Определить степень сформированности «нравственного иммунитета». 7. Определить перспективные задачи психологической работы с автором, выявить его «основную проблему» и найти ресурсы для работы с ней. Выявить перспективы и индивидуальные средства формирования «нравственного иммунитета». Сказка содержит многогранный материал, поэтому её можно использовать в психокоррекционной работе с детьми. В её основе лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несёт в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Психологи так же выделяют факторы эффективности сказкотерапии: отсутствие в сказках дидактики, нравоучений (намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации). События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно – следственные связи, существующие в этом мире. · отсутствие чётких персонификаций. Главный герой – это собирательный образ, имена повторяются из сказки в сказку. Это помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. · образность и метафоричность языка. Каждая сказка имеет множество граней и смыслов. Ребенок бессознательно выносит её смысл для себя, наиболее актуальный для него в данный момент. Одна и та же сказка может решать актуальные проблемы в различные периоды его жизни. Ребенок в процессе чтения сказки формирует для себя картину МИРА, и в зависимости от этого будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом. · психологическая защищенность. Признак настоящей сказки - хороший конец. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми, С другой стороны - плохой герой всегда наказан по заслугам. А герой, который выдерживает все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе. · наличие тайны и волшебства. Волшебная сказка как живой организм- в ней все дышит, в любой момент любой предмет – даже камень- может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Ребенок может идентифицировать себя с любым одушевленным персонажем. При этом разворачивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого человека. [33, 45-48] Сказки разделяют на традиционные и авторские. Выделяют несколько разновидностей народных сказок: 1. бытовые; 2. сказки – загадки; 3. сказки – басни; 4. сказки – страшилки; 5. сказки – притчи; 6. сказки о взаимодействии людей и животных; 7. притчи; 8. сказки о животных; мифологические сюжеты; 9. волшебные сказки, с превращениями. Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Следующая таблица №3 показывает: в какой возрастной период лучше читать те или иные сказки? Эту таблицу мы составили на основе обобщения теоретического материала и практического опыта. Таблица №3
Эту информацию необходимо учитывать при выборе сказки, особенно в коррекционной работе с детьми. Далее мы рассмотрим коррекционные функции сказки. Приёмы работы со сказкой К коррекционным функциям сказки принято относить следующие: 1) психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; 2) символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; 3)принятие в символической форме своей физической активности и способности действовать в кризисных ситуациях и осуществление психической регуляции себя в ситуациях замешательства; 4) отказ от интеллектуальных интерпретаций и полноценное принятие всех своих переживаний. Анализ сказки позволяет решить следующие задачи: Психологи выделяют возможности работы со сказкой, так как сказка – это богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:- использование сказки как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены). - рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала). - обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо - плохо». - проигрывание эпизодов сказки (проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции). - использование сказки как притчи – нравоучения (подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации). - творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой). Функции психокоррекционной работы со сказкой меняются от её организации. Она может быть индивидуальной и групповой. Сказка может быть предложена любая, но её необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: 1. ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости); 2. ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; 3. ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно – следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет это и то-то). Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Далее мы рассмотрим основные приемы работы со сказкой. [35,128] Основным приёмом работы со сказкой является анализ сказок. 1. Анализом сказок занимались многие ученые. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Сначала выбирается для анализа известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: · Как вы думаете, о чем (про что, про кого ) эта сказка? · Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? · Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? · Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того- то поступка? · Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка? · Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои? [33] Данная форма работы со сказкой применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации. 2. Рассказывание сказок – прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрирации. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как бы сказку «Колобок» рассказали Лиса, Заяц или Баба-Яга. 3. Переписывание сказок и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это важный диагностический материал. Таким образом, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается коррекционный смысл переписывания сказки. 4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит , что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работая с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. 5. Сочинение сказок. Ребенок может сочинять сказку по заданной теме или по первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Важно так же рассмотреть общие закономерности работы со сказкой, которые представлены в таблице №4. Таблицу № 4 мы составили на основе теоретического материала. «Общие закономерности работы со сказочным материалом»
Эта таблица поможет психологу в работе со сказочным материалом, в организации сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы: 1.Арттерапевтический метод, по мнению А.И.Захарова, позволяет психологу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. 2. Исследования психологов в области сказкотерапии показали, что в основе неё лежит целая система побуждений, центральными из которых являются: А) Стремление субъекта выразить свои чувства, переживания в действенной внешней форме. Б) Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе. В) Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности. Г) Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, в виде рисунков, сказок, историй. 3. Система символической “профилактической” психотерапии, психотерапия сказкой, предтеча современных методик, в том числе гештальтподхода - существует как минимум несколько тысячелетий. 4. Страхи неразрывно связаны с эмоциональным развитием дошкольника, поэтому развитие эмоциональной сферы в этом возрасте можно осуществлять через сказку: она ближе и понятнее ребенку. 5. В детском сознании внешняя картина проблемной ситуации(страх), отраженная в сказке, как бы совмещается с интероцептиавной картиной волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация или вызывали аналогичные обстоятельство. Это необходимо учитывать при работе со страхами.
Глава 3 Психодиагностика и психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Психодиагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста и возможность их коррекции средствами сказкотерапии. (для диагностики вы не берете сказкотерапию) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.016 с.) |