ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие представления о сказкотерапии



Сказкотерапия – это метод арттерапии, возникшей в 30-е годы двадцатого столетия на теоретической основе фрейдистского психоанализа. Ее основной целью было развитие самовыражения и самопознания индивида через искусство; укрепление чувства "Эго", идентификация ценностей за счет формирования сублимации.

Сублимация - в психоанализе 3. Фрейда один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации, согласно 3. Фрейду, является переключение энергии либидо на процесс творчества, Художественное творчество представляет собой один из видов сублимации, когда чувства злости, страха, боли, тревоги выражаются в символической форме зрительных образов. Образы художественного творчества отражают все черты подсознательных процессов, которые чаще всего выражаются в фрме образов и символов, а не вербально.

Сказкотерапия - это лечение сказками, процесс объктивизации проблемных ситуаций, активизации ресурсов и потенциала личности [22]

Отмечая роль сказок в психокоррекционном процессе, А.И.Захаров относит сказки к разряду литературного творчества, или эпоса, способствующего развитию способности к очищению, приобретению положительных жизненных ценностей, и отмечает, что сказки - это научение адекватным, пусть и аллегорическим формам психологической защиты от исподволь или явно надвигающейся опасности для жизни и благополучия человека. Другими словами, это один из способов предупреждения иррациональных страхов, психических реакций и необъективной тревоги.[29, 28].

Сказкотерапию, как метод коррекции мы выбрали потому, что считаем, что сказка, как и игра очень близка ребёнку. Коррекционную работу мы начинали от постановки более простых сказок, подобранных с учётом страхов детей. Дети проигрывали сказки сначала в роли «боящегося», затем в роли «пугающего», и, наконец, в роли «небоящегося».

Итак, сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Т.В. Шишова выделяет несколько основных функциональных особенностей сказок.

1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: 1) о жизненно важных явлениях; 2) о жизненных ценностях; 3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том: 1) как устроен этот мир, кто его создал; 2) что происходит с человеком в разные периоды его жизни; 3) какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; 4) какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; 5) какие ловушки, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; 6) как приобретать и ценить дружбу и любовь; 7) какими ценностями руководствоваться в жизни; 8) как строить отношения с родителями и детьми; 9) как бороться и прощать.

4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Это способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

5. . Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Далее рассмотрим психологический анализ сказок. При сказкотерапии психолог производит анализ сказки. Психологи Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, М.А. Панфилова, Н.М. Стёпина описывают принципы психологического анализа сказок, они следующие:

· Принцип безусловного принятия внутреннего мира клиента, он позволяет воспринимать мир, представленный в сказке, целостно, безоценочно.

· Принцип объективности. Рекомендуется рассматривать сказку с разных точек зрения, исследовать разные её слои и грани.

· Принцип результативности. Психологический анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью – формировать перспективные задачи психологической работы с клиентом.

Психологу необходимо при анализе опираться на схему:

1. энергоинформационное поле сказки;

2. основная тема сказки;

3. сюжет сказки;

4. линия главного героя;

5. символическое поле.

Это так называемые ключевые характеристики сказки – это качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Они помогают найти точки анализа сказки для понимания внутреннего мира ребенка и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром. [35,44] Рассмотрев теоретические основы анализа сказки, мы можем составить таблицу.

Далее мы приводим таблицу №2 «Ключевые характеристики сказки», которая отражает основные понятия, элементы и уровни анализа.

Таблица №2 «Ключевые характеристики сказки»

Ключевые характеристики сказки Понятия, элементы и уровни анализа
1. Энергоинформационное поле Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное послевкусие, состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений. Оно оказывает на человека определенное воздействие: влияет на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы. При работе необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впечатлениях, найти возможность абстрагироваться.
2. Основная тема Это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные ценности, потребности, показывающая то, что оказывается для клиента наиболее значимым в данный момент, к чему он стремиться, над чем он сознательно или бессознательно «работает». Распространенные темы: любви, детско-родительские отношения и взаимоотношения, личностного роста, основные жизненные ценности, дружба. Два вопроса для анализа: о чём эта сказка? Чему она учит? Уровни: 1. ценностный уровень, 2.ментальный, т.е осмысленный, степень понимания автором, 1. эмоциональный, 2. витальный.
3. Сюжет сказки Это изложение хода событий. Авторская сказка предполагает обратить внимание на следующие моменты: 1. оригинальность сюжета или традиционность(взаимодействие с коллективным бессознательным), 2. жанровые формы: авантюрно-приключенченские, мистические, сентиментально- драматические, любовно- романтические, реально – драматические, интрапсихические, морально- нравственные, философские, истории жизни, смешанные. 3. последовательность сказочных событий.
4. Линия главного героя Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремление автора. Главный герой- это образ автора, реальный или идеальный. Важно проявить 4 момента: 1. образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе (какими предстает главный герой). 2. образ цели (выясняется в конце сказки). 3. мотивы поступков главного героя. 4. отношения с окружающим миром.
5. Символическое поле сказки Отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Изучать на 2-х уровнях: личностном и глубинном. Вопросы: чем для вас является такой-то образ?

 

М.В. Киселёва выделила основные этапы психологического анализа сказок: 1. Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо прислушаться к ощущениям и впечатлениям после прочтения сказки: зафиксировать и описать их.

2. Определить основную тему сказки. Вопросы: о чём эта сказка, чему она учит? Ответы рассмотреть на 4-х уровнях.

3. Проанализировать сюжет сказки.

4. Проанализировать линию главного героя с четырёх сторон.

5. Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне.

6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов. Определить степень сформированности «нравственного иммунитета».

7. Определить перспективные задачи психологической работы с автором, выявить его «основную проблему» и найти ресурсы для работы с ней. Выявить перспективы и индивидуальные средства формирования «нравственного иммунитета».

Сказка содержит многогранный материал, поэтому её можно использовать в психокоррекционной работе с детьми. В её основе лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несёт в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Психологи так же выделяют факторы эффективности сказкотерапии:

отсутствие в сказках дидактики, нравоучений (намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации). События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно – следственные связи, существующие в этом мире.

· отсутствие чётких персонификаций. Главный герой – это собирательный образ, имена повторяются из сказки в сказку. Это помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

· образность и метафоричность языка. Каждая сказка имеет множество граней и смыслов. Ребенок бессознательно выносит её смысл для себя, наиболее актуальный для него в данный момент. Одна и та же сказка может решать актуальные проблемы в различные периоды его жизни. Ребенок в процессе чтения сказки формирует для себя картину МИРА, и в зависимости от этого будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

· психологическая защищенность. Признак настоящей сказки - хороший конец. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми, С другой стороны - плохой герой всегда наказан по заслугам. А герой, который выдерживает все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.

· наличие тайны и волшебства. Волшебная сказка как живой организм- в ней все дышит, в любой момент любой предмет – даже камень- может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Ребенок может идентифицировать себя с любым одушевленным персонажем. При этом разворачивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого человека. [33, 45-48]

Сказки разделяют на традиционные и авторские. Выделяют несколько разновидностей народных сказок:

1. бытовые;

2. сказки – загадки;

3. сказки – басни;

4. сказки – страшилки;

5. сказки – притчи;

6. сказки о взаимодействии людей и животных;

7. притчи;

8. сказки о животных; мифологические сюжеты;

9. волшебные сказки, с превращениями.

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Следующая таблица №3 показывает: в какой возрастной период лучше читать те или иные сказки? Эту таблицу мы составили на основе обобщения теоретического материала и практического опыта.

Таблица №3

Возраст Виды сказок
3- 5 лет Сказки о животных, сказки о взаимодействии людей и животных. Дети в этом возрасте часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения
С 5 лет Ребенок идентифицируют себя преимущественно с человеческими персонажами.
С 5-6 лет Предпочитают волшебные сказки
Подростки 11- 14 Сказки – притчи, бытовые сказки.

 

Эту информацию необходимо учитывать при выборе сказки, особенно в коррекционной работе с детьми. Далее мы рассмотрим коррекционные функции сказки.

Приёмы работы со сказкой

К коррекционным функциям сказки принято относить следующие:

1) психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;

2) символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;

3)принятие в символической форме своей физической активности и способности действовать в кризисных ситуациях и осуществление психической регуляции себя в ситуациях замешательства;

4) отказ от интеллектуальных интерпретаций и полноценное принятие всех своих переживаний.

Анализ сказки позволяет решить следующие задачи:
1) Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта. 2)Совершенствование вербального языка. 3)Развитие фантазии, воображения. 4)Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей. 5)Развитие эмпатии и умения слушать других. 6)Развитие чувства юмора. 7)Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи). [33,45]

Психологи выделяют возможности работы со сказкой, так как сказка – это богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:- использование сказки как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены).

- рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала).

- обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо - плохо».

- проигрывание эпизодов сказки (проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции).

- использование сказки как притчи – нравоучения (подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации).

- творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Функции психокоррекционной работы со сказкой меняются от её организации. Она может быть индивидуальной и групповой. Сказка может быть предложена любая, но её необходимо прочитать вслух.

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

1. ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости);

2. ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

3. ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно – следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет это и то-то).

Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Далее мы рассмотрим основные приемы работы со сказкой. [35,128]

Основным приёмом работы со сказкой является анализ сказок.

1. Анализом сказок занимались многие ученые. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Сначала выбирается для анализа известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

· Как вы думаете, о чем (про что, про кого ) эта сказка?

· Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?

· Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

· Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того- то поступка?

· Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?

· Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои? [33]

Данная форма работы со сказкой применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

2. Рассказывание сказок – прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрирации. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как бы сказку «Колобок» рассказали Лиса, Заяц или Баба-Яга.

3. Переписывание сказок и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это важный диагностический материал. Таким образом, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается коррекционный смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит , что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работая с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок. Ребенок может сочинять сказку по заданной теме или по первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Важно так же рассмотреть общие закономерности работы со сказкой, которые представлены в таблице №4. Таблицу № 4 мы составили на основе теоретического материала.

«Общие закономерности работы со сказочным материалом»

 

ПРИНЦИП ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ КОММЕНТАРИЙ
Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; Понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях; Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно? Задача показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа
Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

 

Эта таблица поможет психологу в работе со сказочным материалом, в организации сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

Выводы по второй главе

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.Арттерапевтический метод, по мнению А.И.Захарова, позволяет психологу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.

2. Исследования психологов в области сказкотерапии показали, что в основе неё лежит целая система побуждений, центральными из которых являются:

А) Стремление субъекта выразить свои чувства, переживания в действенной внешней форме.

Б) Потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе.

В) Потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.

Г) Стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, в виде рисунков, сказок, историй.

3. Система символической “профилакти­ческой” психотерапии, психотерапия сказкой, предтеча современных методик, в том числе гештальтподхода - существует как минимум несколько тысячелетий.

4. Страхи неразрывно связаны с эмоциональным развитием дошкольника, поэтому развитие эмоциональной сферы в этом возрасте можно осуществлять через сказку: она ближе и понятнее ребенку.

5. В детском сознании внешняя картина проблемной ситуации(страх), отраженная в сказке, как бы совмещается с интероцептиавной картиной волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация или вызывали аналогичные обстоятельство. Это необходимо учитывать при работе со страхами.

 

 

Глава 3 Психодиагностика и психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Психодиагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста и возможность их коррекции средствами сказкотерапии.

(для диагностики вы не берете сказкотерапию)





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.016 с.)