ТОП 10:

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ



В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Гукова Е.В.

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Качан Г.А., кандидат педагогических наук, доцент

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с одним из других социальных институтов, так как в семье формируется и развивается личность человека, происходит процесс овладения им многообразными социальными ролями. В семье закладываются основы нравственности человека, усваиваются нормы поведения, формируются ценностные установки и ориентации. Семья способствует самоутверждению и самореализации человека, стимулирует его социальную и творческую активность.

В последние десятилетия в нашем обществе имеет место трансформация социальных отношений, что порождает новые формы семейных отношений, прежде всего, распространение внебрачных связей, рост числа неполных семей. По данным переписи 2009 года, таких семей насчитывалось 60,7 тыс. и 5,3 тыс., что в 1,7 раза и в 2,4 раза больше, чем в 1999 году. В неполных семьях воспитывается 217 тысяч детей. В семьях, в которых мать или отец воспитывает детей совместно со своими родителями, проживает 80 тыс. детей; 158 тыс. детей в возрасте до 18 лет проживают в семьях одиноких матерей [7].

В отечественной и зарубежной литературе существуют различные дефиниции неполной семьи. В справочнике «Семья: социально-психологические и эстетические проблемы» дается следующее определение неполной семьи: «Неполная семья - это объединение людей, состоящее из мужчины или женщины с его или ее потомством, а также включающее в некоторых случаях других лиц, связанных с выше указанной кровнородственной связью» [1, с. 64]. В словаре «Семейное воспитание» неполная семья определяется как семья состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми и образованная вследствие расторжения брака, внебрачного рождения, смерти одного из родителей или раздельного проживания» [2, с. 152-153]. В.И. Титаренко определяет неполную семью как группу ближайших родственников, состоящую из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми» [5, с. 124].

В нашем исследовании под неполной семьей мы будем рассматривать категории семей, где одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него полную ответственность. Основными причинами увеличения числа неполных семей в Беларуси следует считать:

1. Увеличение количества разводов. По статистике на январь-сентябрь 2011 года зафиксировано 27 685 тыс. разводов [7]. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям. Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений.

2. Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака. В 2010 году 19,6% детей родилось у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В настоящее время каждый пятый ребенок в стране рождается вне зарегистрированного брака [7]. При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа: a) матери, родившие ребенка без мужа сознательно; в) матери, родившие ребенка без мужа вынужденно; c) матери, усыновившие ребенка, без мужа.

3. Увеличение смертности мужчин. В 2010 году в трудоспособном возрасте умерло 32,1 тыс. человек. При этом число случаев смерти мужчин этой возрастной группы в 4,6 раза превысило число случаев смерти женщин [7]. Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Однако стоит отметить, что в более уязвимом положении оказываются всё-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно. По мнению В. Солодникова существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин, во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п. [4, с. 47].

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема её функционирования как института социализации. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [3, с. 274]. Социализирующая функция семьи заключается в: физическом и эмоциональном развитии ребенка; формировании психологического пола ребенка; умственном развитии ребенка; формировании фундаментальных ценностных ориентаций; овладении ребенком социальными нормами.

Семья выступает микрофактором социализации, оказывающим наиболее сильное влияние на формирующуюся личность в целом и на её полоролевую социализацию в частности. Одна из задач социализации - полоролевая социализация, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации. Главное в полоролевом воспитании - это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания. И важнейшие задачи полоролевого воспитания — формировать в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.

В процессе полоролевой социализации ребенок старается строить свое поведение, сообразуясь со своим полом, идентифицируя себя с теми или иными представителями соответствующего пола - отцом, матерью, братьями, сестрами, сверстниками, литературными героями — и подражая им. Процесс полоролевой социализации ребёнка, формирование его полоролевого поведения протекает при прямом участии взрослых, которые осуществляют воспитание девочек и мальчиков.

В результате появления неполных семей, у детей происходит нарушение становления некоторых личностных черт, в большей степени характерных для того или другого пола можно выделить такие особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях:

1. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье отрицательно сказывается на развитии математических способностей;

2. Важной проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. У ребенка, выросшего в неполной семье, наблюдается ощутимая потеря своего «Я», нарушается вся система его отношений с другими людьми;

3. Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма;

4. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на ее личной и семейной жизни;

5. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки;

6. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером [6, с. 118].

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. Роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

 

Список цитированных источников:

1. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. - 416 с.

2. Гребенников, И.В., Ковинько, Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь / М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

3. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 276 с.

4. Солодников, В.В. Социально-дезадаптированная семья в современном обществе / В.В. Солодников. - Рязань: Пресса, 2001. - 384 с.

5. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности / В.Я. Титаренко. - М.: Мысль, 1987. – 351 с.

6. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. - М.: Владос, 2003. - 272 с.

7. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь в цифрах. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 31.10.2011.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.006 с.)