Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как научить младших школьников читать?

Поиск

Огородникова О.А., преподаватель

(г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

 

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Непременное условие продуктивной деятельности человека ХХІ века – освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости за многие столетия приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Как же добиться оптимальной скорости чтения? Эту проблему следует решать с первых шагов ребенка в школе, на самом первом этапе обучения чтению.

Научить ребят осознанно, правильно, бегло и выразительно читать порой труднее, чем научить математике. Плохо читающий ученик не справляется с объемным учебным материалом, он кандидат в неуспевающие, отсюда и стойкие негативные эмоции, влияющие на важные системы жизнедеятельности организма ребенка. А как нужен успех маленькому человеку! Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребенка, это верный путь к здоровью. «Я могу! Я хорошо читаю новый текст! Меня слушают дети! Я получил отличную оценку!» - вот то, что мы хотим слышать от наших учеников.

Работа учителя на уроках литературного чтения должна начинаться с выяснения вопроса, что могут дети: назвать букву, прочесть слог или слово, читать небольшие тексты. Ответы обязательно фиксируются, т.к. это необходимо в дальнейшем обучении чтению. Если упустить этот момент, то не подготовленные к школе дети станут отставать от остальных ребят. И в дальнейшем даже в 3 и 4 классах будут читать не более 40-50 слов в минуту.

На первом родительском собрании учитель начальных классов должен обязательно рассказать о значении навыков чтения в школьной жизни ребенка, объяснить, что психологически комфортно только тем, кто хорошо усваивает учебный материал через чтение. Это можно сделать с помощью схемы: в центре круга те, кто «купается» в доступной информации, - они в зеленых шапочках; в другом круге те, кто тянется к этим знаниям без достаточных навыков чтения, они ждут помощи и поддержки – у них желтые шапочки; в следующем круге те, кто барахтается, чтобы остаться на плаву, их охватывает страх, неверие в свои силы – у них красные шапочки.

В своей статье мы опирались на сотрудничество с Тюкало И.И., учителем начальных классов высшей категории СШ № 2 г. Новополоцка. При поступлении в школу в ее классе 8 человек читали буквы, 6 человек читали слоги, 4 человека читали предложения, 2 человека читали тексты. Во 2 классе (20 учеников) читают: 120 слов – 1 человек, 100 слов – 5 человек, 80 слов – 6 человек, 60 слов – 4 человека, 40-50 слов – 4 человека. Наблюдая за результатами обучения, мы пришли к выводу, что интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. А одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению. Главная роль в этом процессе принадлежит учителю.

Формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения - осмысление, технику, выразительность:

1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Урок литературного чтения следует начинать с сообщения темы и задач, что заставляет детей настроиться на восприятие и усвоение материала. Желательно уроки литературного чтения по расписанию ставить первыми. И тогда уместно начинать их с игровой разминки – дыхательной гимнастики, которая подготавливает речевой аппарат детей к работе над скороговоркой, развивает чёткость произношения, а также служит для укрепления общего здоровья школьника. Можно предложить следующие упражнения, направленные на регулирование речевого дыхания:

«дышит носик» - носом делается глубокий вдох и выдох, нос закрывается с одной стороны, вдох-выдох;

«свеча» - сложить ладошки и задуть свечу;

«роза» - представить, что в руках прекрасная роза;

«лилия» - вдох медленный и резкий выдох и др.

В качестве речевой разминки можно предложить упражнения для отработки артикуляции каждого звука и развития умения чётко, быстро и правильно говорить:

1. Артикуляционная гимнастика для губ и языка:

«построй заборчик» - зубы сжаты и говорим «и»;

«сделай трубочку из губ»;

«накажи непослушный язычок» - язычок на нижнюю губу и шлёпаем губами «ля-ля»;

«язычок, покажи, как киска сердится»;

«слижи языком варенье с губ»;

«язык-маляр» - небо покрасить;

«чищу зубы» - приоткрыт рот и чистим зубы: верхние, нижние;

«качели» - основание зубов достать верхние и нижние и др.

Как показала практика, учащиеся любят сказку о «Языке-волшебнике».

«Жила-была девочка Оля. Во рту у неё жил язычок. Был он не простой, а волшебный: мог превращаться в разные предметы. Вышла Оля в сад, а там дедушка лопатой землю копает. Увидел это язычок, изловчился и стал «лопаткой», а потом спрятался язык за «заборчик» (зубы), думает: что дальше-то будет? А Оля помогла дедушке и стала из трубы цветы поливать. Язычок возьми да и превратись в «трубочку», только между губами выглядывает изо рта. Пришла девочка домой, решила вышить маме в подарок платочек. Увидел язычок иголку у неё в руках и сам превратился в «иголочку» (губы в улыбке, язык высунут вперёд). Потом пришёл папа, стал пить чай. Тут-то и язычок «чашечкой» сделался. Вдруг он забегал влево-вправо, как у часов маятник, – тик-так, тик-так. Ну, вот и спать пора. Закрыла Оля ротик, улёгся язычок спать. Спокойной ночи!»

2. «Песенка гласных» на мотивы детских песен.

3. Произнесение слогов, чтение слоговых таблиц (метод «карусели», метод хорового чтения – девочки-мальчики).

4. Работа со скороговоркой. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими товарищами. «Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь, постепенно преодолевая все трудные словосочетания и слогосочетания, не теряя мысли скороговорки», - говорил К.С. Станиславский.

Предлагаем алгоритм работы над скороговоркой:

1) медленное чтение с правильным дыханием;

2) чтение с логическим ударением на каждом слове поочерёдно;

3) чтение с мимикой и жестами (удивление, вопрос, равнодушие);

4) быстрое проговаривание с правильным дыханием (работа в парах и группах);

5) прослушивание (хоровое, выборочное, по группам).

Для освоения техники быстрого чтения хорошо использовать «жужжащее чтение» текста: 5 минут учащиеся читают вслух, или 5 минут читают, не проговаривая слова (работают только губы), или 5 минут читают только глазами. Также можно использовать вид чтения «убегающая точка»: при чтении нового текста в течение 1 минуты ребята читают незнакомый текст, повторяют его ещё 1 минуту, и ещё одну, 4 минуту читают про себя. Затем проверяют «убегающую точку». А затем учитель «доверяя» - «проверяет» с помощью своих «учителей» учащихся: 1 ряд – читают; 2 ряд – учителя проверяют, и наоборот.

Довольно часто на уроках используется такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов, т.е. в гостях у «словарика».

Любимый вид чтения для младших школьников – ролевое чтение. Иногда чтение по ролям проводится с инсценировкой, но к такому чтению детей следует готовить заранее.

Весьма полезны и принимаемы детьми такие виды чтения, как «игра в прятки»: учитель читает не сначала, выборочно, несколько слов, ребята должны найти и подстроиться под чтение учителя; «мнимое слово»: учитель читает текст, и в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, это поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах.

Опытные учителя, начиная с 1 класса, ведут с учащимися тетради по чтению. В 1 классе дети делают схемы предложений, печатают слова, производят звуко-буквенный анализ слов. Во 2 классе дети записывают произведения, которые прочитали на каникулах. В 3-4 классах проводят с учителем тренировочные упражнения по скорописи, зрительные диктанты, составляют планы пересказов, кроссворды и т.д.

А самое главное, о чем должен помнить учитель начальных классов, нужно на уроках литературного чтения читать, чтобы читать!

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. В.А. Сухомлинский отмечал, что «можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения, невоспитанный человек, нравственный невежда».

 

Список использованных источников:

1. Гусарова, Л.А. Нескучное чтение/ Л.А. Гусарова // Начальная школа. – 2009. – № 7.

2. Неборская, Т.А. Учимся читать, или 350 заданий для чтения учащихся начальной школы: практическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Т.А. Неборская. – Мозырь: Белый ветер, 2011.

3. Неборская, Т.А. Учим читать вслух и молча: пособие для учителей начальных классов / Т.А. Неборская. – Мозырь, 2005.

4. Пеньзякова, М.И. Развитие читательских способностей / М.И. Пеньзякова // Пачатковая школа. –2009. – № 5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.01 с.)