Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как научить младших школьников читать?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Огородникова О.А., преподаватель (г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Непременное условие продуктивной деятельности человека ХХІ века – освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости за многие столетия приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Как же добиться оптимальной скорости чтения? Эту проблему следует решать с первых шагов ребенка в школе, на самом первом этапе обучения чтению. Научить ребят осознанно, правильно, бегло и выразительно читать порой труднее, чем научить математике. Плохо читающий ученик не справляется с объемным учебным материалом, он кандидат в неуспевающие, отсюда и стойкие негативные эмоции, влияющие на важные системы жизнедеятельности организма ребенка. А как нужен успех маленькому человеку! Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребенка, это верный путь к здоровью. «Я могу! Я хорошо читаю новый текст! Меня слушают дети! Я получил отличную оценку!» - вот то, что мы хотим слышать от наших учеников. Работа учителя на уроках литературного чтения должна начинаться с выяснения вопроса, что могут дети: назвать букву, прочесть слог или слово, читать небольшие тексты. Ответы обязательно фиксируются, т.к. это необходимо в дальнейшем обучении чтению. Если упустить этот момент, то не подготовленные к школе дети станут отставать от остальных ребят. И в дальнейшем даже в 3 и 4 классах будут читать не более 40-50 слов в минуту. На первом родительском собрании учитель начальных классов должен обязательно рассказать о значении навыков чтения в школьной жизни ребенка, объяснить, что психологически комфортно только тем, кто хорошо усваивает учебный материал через чтение. Это можно сделать с помощью схемы: в центре круга те, кто «купается» в доступной информации, - они в зеленых шапочках; в другом круге те, кто тянется к этим знаниям без достаточных навыков чтения, они ждут помощи и поддержки – у них желтые шапочки; в следующем круге те, кто барахтается, чтобы остаться на плаву, их охватывает страх, неверие в свои силы – у них красные шапочки. В своей статье мы опирались на сотрудничество с Тюкало И.И., учителем начальных классов высшей категории СШ № 2 г. Новополоцка. При поступлении в школу в ее классе 8 человек читали буквы, 6 человек читали слоги, 4 человека читали предложения, 2 человека читали тексты. Во 2 классе (20 учеников) читают: 120 слов – 1 человек, 100 слов – 5 человек, 80 слов – 6 человек, 60 слов – 4 человека, 40-50 слов – 4 человека. Наблюдая за результатами обучения, мы пришли к выводу, что интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. А одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению. Главная роль в этом процессе принадлежит учителю. Формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения - осмысление, технику, выразительность: 1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения; 2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст. Урок литературного чтения следует начинать с сообщения темы и задач, что заставляет детей настроиться на восприятие и усвоение материала. Желательно уроки литературного чтения по расписанию ставить первыми. И тогда уместно начинать их с игровой разминки – дыхательной гимнастики, которая подготавливает речевой аппарат детей к работе над скороговоркой, развивает чёткость произношения, а также служит для укрепления общего здоровья школьника. Можно предложить следующие упражнения, направленные на регулирование речевого дыхания: «дышит носик» - носом делается глубокий вдох и выдох, нос закрывается с одной стороны, вдох-выдох; «свеча» - сложить ладошки и задуть свечу; «роза» - представить, что в руках прекрасная роза; «лилия» - вдох медленный и резкий выдох и др. В качестве речевой разминки можно предложить упражнения для отработки артикуляции каждого звука и развития умения чётко, быстро и правильно говорить: 1. Артикуляционная гимнастика для губ и языка: «построй заборчик» - зубы сжаты и говорим «и»; «сделай трубочку из губ»; «накажи непослушный язычок» - язычок на нижнюю губу и шлёпаем губами «ля-ля»; «язычок, покажи, как киска сердится»; «слижи языком варенье с губ»; «язык-маляр» - небо покрасить; «чищу зубы» - приоткрыт рот и чистим зубы: верхние, нижние; «качели» - основание зубов достать верхние и нижние и др. Как показала практика, учащиеся любят сказку о «Языке-волшебнике». «Жила-была девочка Оля. Во рту у неё жил язычок. Был он не простой, а волшебный: мог превращаться в разные предметы. Вышла Оля в сад, а там дедушка лопатой землю копает. Увидел это язычок, изловчился и стал «лопаткой», а потом спрятался язык за «заборчик» (зубы), думает: что дальше-то будет? А Оля помогла дедушке и стала из трубы цветы поливать. Язычок возьми да и превратись в «трубочку», только между губами выглядывает изо рта. Пришла девочка домой, решила вышить маме в подарок платочек. Увидел язычок иголку у неё в руках и сам превратился в «иголочку» (губы в улыбке, язык высунут вперёд). Потом пришёл папа, стал пить чай. Тут-то и язычок «чашечкой» сделался. Вдруг он забегал влево-вправо, как у часов маятник, – тик-так, тик-так. Ну, вот и спать пора. Закрыла Оля ротик, улёгся язычок спать. Спокойной ночи!» 2. «Песенка гласных» на мотивы детских песен. 3. Произнесение слогов, чтение слоговых таблиц (метод «карусели», метод хорового чтения – девочки-мальчики). 4. Работа со скороговоркой. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими товарищами. «Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь, постепенно преодолевая все трудные словосочетания и слогосочетания, не теряя мысли скороговорки», - говорил К.С. Станиславский. Предлагаем алгоритм работы над скороговоркой: 1) медленное чтение с правильным дыханием; 2) чтение с логическим ударением на каждом слове поочерёдно; 3) чтение с мимикой и жестами (удивление, вопрос, равнодушие); 4) быстрое проговаривание с правильным дыханием (работа в парах и группах); 5) прослушивание (хоровое, выборочное, по группам). Для освоения техники быстрого чтения хорошо использовать «жужжащее чтение» текста: 5 минут учащиеся читают вслух, или 5 минут читают, не проговаривая слова (работают только губы), или 5 минут читают только глазами. Также можно использовать вид чтения «убегающая точка»: при чтении нового текста в течение 1 минуты ребята читают незнакомый текст, повторяют его ещё 1 минуту, и ещё одну, 4 минуту читают про себя. Затем проверяют «убегающую точку». А затем учитель «доверяя» - «проверяет» с помощью своих «учителей» учащихся: 1 ряд – читают; 2 ряд – учителя проверяют, и наоборот. Довольно часто на уроках используется такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов, т.е. в гостях у «словарика». Любимый вид чтения для младших школьников – ролевое чтение. Иногда чтение по ролям проводится с инсценировкой, но к такому чтению детей следует готовить заранее. Весьма полезны и принимаемы детьми такие виды чтения, как «игра в прятки»: учитель читает не сначала, выборочно, несколько слов, ребята должны найти и подстроиться под чтение учителя; «мнимое слово»: учитель читает текст, и в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, это поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах. Опытные учителя, начиная с 1 класса, ведут с учащимися тетради по чтению. В 1 классе дети делают схемы предложений, печатают слова, производят звуко-буквенный анализ слов. Во 2 классе дети записывают произведения, которые прочитали на каникулах. В 3-4 классах проводят с учителем тренировочные упражнения по скорописи, зрительные диктанты, составляют планы пересказов, кроссворды и т.д. А самое главное, о чем должен помнить учитель начальных классов, нужно на уроках литературного чтения читать, чтобы читать! Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. В.А. Сухомлинский отмечал, что «можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения, невоспитанный человек, нравственный невежда».
Список использованных источников: 1. Гусарова, Л.А. Нескучное чтение/ Л.А. Гусарова // Начальная школа. – 2009. – № 7. 2. Неборская, Т.А. Учимся читать, или 350 заданий для чтения учащихся начальной школы: практическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Т.А. Неборская. – Мозырь: Белый ветер, 2011. 3. Неборская, Т.А. Учим читать вслух и молча: пособие для учителей начальных классов / Т.А. Неборская. – Мозырь, 2005. 4. Пеньзякова, М.И. Развитие читательских способностей / М.И. Пеньзякова // Пачатковая школа. –2009. – № 5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.01 с.) |