ТОП 10:

У детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе



Деругина И.В.,учащаяся 3 курса

(г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Зимницкая Г.Ю., преподаватель

 

В настоящее время ряд ученых (З.Н.Мишанина, Г.Филиппова, Л.М.Маневцова, П.Г.Саморукова, С.Н.Николаева, И.А.Хайдурова, З.П.Плохий, Е.Ф.Терентьева, Н.Н.Кондратьева, С.А.Рыжова и др.) утверждают, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у воспитанников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы [13, с. 36]. Именно в этом возрасте закладываются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Уже с самого раннего детства ребят весьма привлекают и манят загадки природы. В этом возрасте они еще многое не понимают в окружающем мире, но уже стремятся раскрыть его тайны. Помочь в этом может художественная литература, специфическая функция которой – создание эмоционального отношения к отраженным в ней явлениям природы. Эмоциональность как основа образного восприятия мира – это ощущение его сердцем: мир во мне [4, с. 44]. У ребенка формируется новое мировоззрение, новые идеалы осознанно-правильного отношения к природе. И роль сказки в этом неоценима.

Объект исследования – формирование осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – экологическая сказка как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе.

Целью исследования является анализ использования экологической сказки в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи исследования:

1. Выявить степень разработанности проблем использования экологических сказок в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы.

2. Изучить особенности экологической сказки как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе.

Тема сказки является предметом исследований в сфере психолого-педагогических знаний. К изучению сказки обращались в свое время философы, филологи, педагогики и психологи.

Определение сказки многими специалистами трактуется по-разному. Так, в кратком словаре литературных терминов сказка определяется как вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которой исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно-преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы [5, с. 105].

По мнению известного российского педагога В.Кудрявцева, «сказка – это не просто повествование о волшебном, сказка сама есть волшебство в смысле того универсального влияния, которое она оказывает на развивающую душу маленького человека» [8, с. 4].

Российские педагоги Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Н.С. Карпинская, В.А. Езикеева, И.Л.Держинская, Т.Г.Казакова считают, что специфическая функция художественной литературы как всякого искусства – создание эмоционального отношения к отраженным в ней явлениям мира [2, с. 32]. Это означает, что в процессе слушания сказки у детей наряду с чувствами совершенствуется и мыслительная деятельность, возникают вопросы «почему?», «отчего?», «зачем?». Сочетание эмоциональной и мыслительной деятельности создает полноту и глубину восприятия сказки. То, что ребенком понято, пережито, оставляет глубокий след в его сознании.

Таковы взгляды различных исследователей на сказку как литературный жанр. Однако нам важно рассмотреть взгляды на возможности сказки в качестве средства экологического образования дошкольников.

Педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что сказка – это познание истинных закономерностей природы, а природа становится школой умственного труда только лишь при условии, что ребенок отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует. «Сказка неотделима от красоты, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу» [11, с. 49].

Говоря о сложной и влиятельной роли сказок в развитии детей, психолог В.В.Зеньковский отмечает своеобразие детского миропонимания: «Для детей, для первобытного человека, для настоящего художника вся природа жива, полна богатой внутренней жизни, и это ощущение жизни в природе не имеет в себе ничего надуманного теоретического, а является непосредственной интуицией. Это чувство жизни в природе нуждается в интеллектуальном оформлении, и сказки как раз отвечают этой потребности ребенка. Есть еще другой корень сказки – это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образы, чтобы выразить их в детские чувства» [3, с. 167].

Исследования Л.Б.Фесюковой по использованию сказки доказывают, что в большинстве своем представления детей о природе поверхностны и отрывочны – они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности [14, с. 238]. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям для формирования основ экологической культуры.

Исследования российских учёных Б.Бегак, Н.А.Рыжовой, Н.Токмаковой и др. показывают, что в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста необходим творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологическая сказка. Б.Бегак замечает, что воспитание средствами искусства предполагает смыкание эстетического и этического: «Углубление в тему взаимоотношений человека и животного, взаимоотношений животных между собой плодотворно для детей вдвойне. Эстетическая его сторона – постижение красоты живой природы, которую надо беречь, и следующая ступень – умение оценить эстетические достоинства произведений искусства о бессловесных друзьях человека. Этическая же сторона – развитие в душе ребенка способности к сочувствию и сопереживанию, без которых человек – не человек...» [9, с. 35]. Н.Токмакова отмечает особенную ценность натурфилософского смысла сказки, которая призывает к гармонии человека и природы, космоса и всего сущего мира. Экологические занятия с дошкольниками должны носить эмоциональный, сказочный характер. Детям необходимо почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами, требующими бережного и уважительного отношения, они должны ощутить право на жизнь даже маленькой букашки. Это ощущение передаётся ребенку именно через переживания сказочных ситуаций, в которые попадают живые существа природы. В исследовании отмечается, что набор сухой информации не делает человека человеком. Ум всегда может себя обмануть, оправдывая жёсткое и безнравственное отношение к природе необходимостью. Только чувства способны построить прочные барьеры для таких поступков. Поэтому так важны сказки в дошкольном детстве. В игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира.

А.Удовиченко отмечает, что экологическая сказка в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей, научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой [12, с. 27]. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом [1, с.80]. Большую роль играют и такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

По мнению А.Удовиченко, «кирпичиками», из которых строится экологическая сказка, являются реальные предметы, реальные взаимоотношения, существующие в природе. Творчество ребенка при восприятии сказочных образов природы можно считать компенсацией за невозможность активно воздействовать на окружающие природную среду. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Особо значимыми являются исследования Н.А.Рыжовой, рассматривающей сказку как средство экологического образования. Ученый считает, что нужно подбирать сказки, наиболее ценные с экологических позиций, в зависимости от ситуации, темы, проблемы изучения явлений и объектов природы. Н.А.Рыжова отдает предпочтение дарованию писателей-природоведов: М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского и других, которые могут показать сказочное в будничном, увлечь и взволновать им [7, с. 174]. Сказка учит приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, беречь, охранять живое.

Российские исследователи В.Кудрявцев, Н.А.Рыжова, Л.Б.Фесюкова и другие считают, что особое внимание следует уделять созданию детьми собственных сказок. По мнению В.А.Сухомлинского, «если ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, – значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить», «создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества» [11, с. 78].

Сказки, написанные ребятами, представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок А.Удовиченко предлагает разделить на две категории:

- созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями;

- созданные на основе личного творчества.

Существуют некоторые варианты сочинения экологических сказок: «бином фантазии», «перевирание» сказок, «салат» из сказок, драматизация экологических сказок.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что многие исследователи делают акцент на творческом видоизменении детьми сказки.

Каковы же особенности экологической сказки? Характерной особенностью является сильно выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения. Также следует выделить схематичность изложения; отчетливую структуру, помогающую запоминанию; наличие ритмических мотивов в самой речи; сжатость, выражающуюся в быстром переходе от одного момента к другому, в быстром развитии действия и еще более быстром темпе при развязке.

Как и все сказки на свете, экологические сказки учат добру. И добро всегда побеждает зло! К примеру, Доктор Айболит с помощью собаки Аввы прогоняет из леса противную “Кучу мусора”. Царь морской заставляет невоспитанных пиратов, загрязнявших воду, собрать мусор. А коварная Баба Яга из сказки “Гуси-лебеди на новый лад” сама отпускает Машу и Ваню домой, потому что дети пожалели ее и с помощью лекарственных трав облегчили зубную боль.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно- правильного отношения к природе; интерес к её познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней.

Экологические сказки повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. В них даются представления о закономерностях в природе, о том, что нарушение этих закономерностей может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. Поэтому сказки способствуют более осознанному пониманию детьми природных явлений и формированию осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального природопользования.

 

Список цитированных источников:

1. Алиева, Т.И. Как ребенок воспринимает художественную литературу // Дошкольное воспитание. – 1996. – №5. – С. 79-84.

2. Зарипова, А. Экологические сказки // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 7. – С. 32-33.

3. Зеньковский, В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 336 с.

4. Короткевич, О.Г. Роль сказки в формировании экологической культуры детей // Экалогія. – 2008. – № 4. – С. 40-48.

5. Нартов, К.М. Сказка – поэзия народной души // Мир психологии. –1998. – № 3. – С. 103-110.

6. Приключения Экоколобка. – Мозырь: Белый ветер, 1999. – 27 с.

7. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа // Дошкольное воспитание. – 1998. – №10. – С. 33-48.

8. Рыжова, Н.А. Непросто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка-Пресс, 2002. – 192 с.

9. Рыжова, Н.А. Сказки и экологическое образование // Вестник Ас-эко. – 1995. – № 4. – С. 3-5.

10. Синицына, Е.И. Умные сказки. – М.1999. -168с.

11. Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке. – М.: Сов. Россия, 1981. – 158 с.

12. Удовиченко, А. Экологическая сказка // Дошкольный воспитание. – 1993. – № 7. – С. 26-28.

13. Ушакова, М.М. Экологические сказки как средство воспитания экологической этики: методическое пособие. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. – 48 с.

14. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1996. – 460 с.

15. Эльконинова, Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников // Мир психологии. – 1998. – № 3. – С. 123.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.008 с.)