ТОП 10:

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА



Обухова М.И.,студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Королькова Л.В., преподаватель

 

Становление и развитие человека начинается в семье – первой общественной среде. Это то окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности и общения. Характер семейного воспитания зависит от многих факторов. Среди них - состав семьи, состояние здоровья её членов, уровень образования, ценностные ориентации, материально-финансовое положение и иное. Следует помнить, что человек формируется также в процессе досуговой деятельности. Досуг семьи становится пространством для всестороннего развития личности, сферой зарождения и укрепления близких отношений между детьми и родителями, сферой отдыха.

В Российской педагогической энциклопедии досуг рассматривается как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельности по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество». Досуг связывается с освоением культурных ценностей, эмоциональной, коммуникативной, развлекательной деятельностью и выполняет рекреационно-воспитательную функцию[1].

В свою очередь семейный досуг – это времяпрепровождение, отличительными чертами которого является, во-первых, наличие всех или некоторых членов семьи, во-вторых, активное их включение в совместную деятельность.

Существуют семьи, в которых наблюдается равнодушие родителей к жизнедеятельности своих детей, их интересам. Часто родительское воспитание ограничивается увещеваниями и контролем за тем, чтобы дети не делали чего-нибудь недопустимого. Многие родители (более 60%) объясняют незанятость детей в свободное время и отсутствие совместного досуга нехваткой времени и средств. Кроме того, у большинства семей незначительны и культурные запросы (более 70% родителей редко посещают театры, выставки, музеи). В связи с этим можно предположить, что ограниченность культурных запросов – норма жизни, и заработанные финансовые средства идут на удовлетворение материальных потребностей, а не духовных[1].

Важным является наполнение досугового времени, то есть содержание досуга. От того, чем занимается семья, собравшись вместе, зависит успешность её членов по многим показателям.

К сожалению, зачастую игровая деятельность ребёнка и досуговая деятельность школьников не пересекается с теми, занятиями, которые выполняют в незанятое время родители. Как только ребёнок начинает проявлять самостоятельность в организации своего свободного времени, родители с радостью оставляют попытки включаться в его игры и развлечения. Это не способствует выстраиванию эффективного межличностного общения членов семьи и ведёт к нарушению эмоциональных связей родителей и детей, а также оскудению познавательных процессов ребёнка. Отсутствие совместного времяпрепровождения у супругов также неблаготворно влияет на их отношения.

Для того, чтобы процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём проходил более продуктивно, необходимо осознанно и творчески подходить к вопросу выбора досуговых форм.

Совместно проведённое время ещё не означает то, что вышеназванные проблемы будут решены. Выбор адекватного содержания досуга является необходимым условием успешности семейного досуга.

Гультяев И. И. в своём исследовании, посвящённом изучению социально-культурных условий развития досуговых интересов современной семьи, утверждает, что досуговые интересы семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени.

По содержанию семейный досуг Гультяев И. И. разделяет на несколько групп:

· Первая группа связана с функцией восстановления сил (спорт, вечера отдыха, праздники на воздухе).

· Вторая группа – повышение эрудиции, потребление духовных ценностей (посещение выставок, театров, музеев, путешествия).

· Третья группа – развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности (трудовая, техническая, художественно-театральная, научно-исследовательская).

· Четвёртая группа – реализует потребности в обществе (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера-встречи, праздники, дискотеки, вечеринки, дисковечера).

· Пятая группа – целенаправленная творческая учёба (смотры, конкурсы, туристические выезды).

Необходимо отметить, что на смену обычным развлечениям постепенно приходит увлечение более продуктивной деятельностью, которую объективно следует считать досуговой. Вместе с тем следует знать, что на смену народному досугу пришёл «массовый досуг», ставший весьма заметной и проявленной сферой общественной жизни, поглощающий всё больше времени, средств и человеческой энергии.

Следует отметить, что целевая направленность интересов меняется. На выбор содержания и форм досуга активно влияет телевидение и СМИ, то есть школа ценностей подвержена изменениям.

Семейный досуг может быть пассивным – зрительским (слушательским), активным (деятельным), организованным (целесообразно используемое время), и стихийным (спокойно протекающий процесс использования свободного времени); коллективным и индивидуальным, творческим, опережающим, нормативным[2].

В рамках своей работы Гультяев И. И. приводит слова Л. А. Акимовой о том, что «семья, как наиболее характерный пример малой группы, с функцией организации рационального досуга и контроля, заметно взаимообогащает досуговые интересы. Вся деятельность семьи пронизана рекреационными актами. Семейный отдых – это вечерние чаепития, воскресные обеды, походы, хождения в гости, поездки, чтения, интеллектуальные игры. Специфическое, биологическое, эмоциональное общение предстаёт как секрет стабильности социального института семьи. Функция первичной социализации осуществляется во многом формированием рекреационно – досуговых ценностей и мотивов членов семьи»[2].

В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания досугово-рекреационной деятельности. Специалисты, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни, отмечают перераспределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи. Перераспределение касается и временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне квартиры. Интенсивная нуклеаризация семьи и возникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими родными сокращают время на посещение театров, парков, музеев, клубов. В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с семейным бытом и воспитанием детей. Различный уровень материального благополучия семьи также влияет на расширение неинституциональных форм семейного досуга.

Проведение свободного времени с семьёй можно организовать как в домашних условиях, так и вне дома. Среди форм семейного досуга в домашних условиях выделяют семейные чтения художественной литературы, публицистики в газетах и журналах, семейные праздники, домашний театр (кукольный, теневой), обсуждение прочитанного и увиденного, совместный с детьми просмотр теле- и видеопрограмм, коллекционирование (с участием детей и родителей), занятие кино-, фотоделом, прикладным искусством (рисунок, вышивка, работа по дереву).

Выбор форм проведения досуга должен не только способствовать удовлетворению интересов и потребностей ребёнка, но и создавать условия для его успешной социализации. Можно сформулировать задачи воспитания и социализации ребёнка в семье, решаемых посредством различных досуговых форм:

В сфере деятельности: включение ребёнка в социально значимую деятельность, которая должна сформировать соответствующую ей мотивационно – потребностную сферу, обеспечивающую становление ребёнка как социально выраженной личности; расширение зоны самостоятельности;

В сфере общения: формирование и развитие интимно-личностной формы общения;

В сфере самопознания: возникновение и формирование чувства взрослости у подростка, развитие идентичности, предлагающее формирование полоролевого образа «Я» и системы ценностей.

Эффективной формой организации семейного досуга являются семейные вечера отдыха, на которых широко используются игровые программы, конкурсы, развлекательные игры, хороводы, выставки народного творчества. Таким образом, в этой форме органически сочетаются все формы органически сочетаются все уровни досуга и удовлетворяются потребности различных групп, укрепляются межсемейные связи.

Особое место в организации досуга семьи занимаются семейные клубы. Основными принципами их организации являются сотворчество субъекта и объекта, интенсификация культурно-воспитательной деятельности посредством целевого общения, добровольность. Семейные клубы выполняют задачи:

- преодоление деструктивных конфликтов между супругами и между родителями и детьми;

- осознание причин конфликта и повышение самоконтроля;

- воспитание навыков взаимодействия;

- обучение методам преодоления семейных конфликтов.

Работа в семейных клубах ведётся по трём направлениям: культурно-просветительная работа, эмоциональное воздействие на членов семьи через систему семейных праздников и обрядов, организация самодеятельных и любительских объединений. Условиями эффективности функционирования семейных клубов являются индивидуализация деятельности с целью развития каждой личности, глубокая индивидуализация, демократизм, самостоятельность, активность. Семейные клубы помогают снять психологическое напряжение, способствуют социальной защите, формированию здорового образа жизни в семье, удовлетворяют потребность в общении, взаимопонимании, приобретении новых друзей.

Выбор адекватных потребностям, ценностям и интересам семьи форм досуга является важной воспитательной и интегрирующей задачей семьи. Однако супругам зачастую сложно ориентироваться в возможностях семейного отдыха и разумно оценивать глубинные ресурсы досуга. Этот факт усложняет внутрисемейное взаимодействие, лишает членов семьи радости познавать друг друга.

Таким образом, заметим, что содержание досуга и его форма является важными элементами в досуговой культуре семьи. Эти элементы выполняют особую смысловую нагрузку. Содержание досуга проистекает из направленности личностей членов семьи, их ценностей, культурного, образовательного и социального уровней и потребностей; в то же время на эти единицы досуг и оказывает влияние. Разнообразные формы досуга позволяют увеличить эффективность восприятия получаемой информации и поддерживают интерес к совместной деятельности.

 

Список цитированных источников:

1. Вашнёва, И. И. Семейный досуг как фактор социализации личности подростка // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. - № 10. - С. - 26-29

2. Гультяев, И.И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современной семьи: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 Москва, 2005. - 176 с. РГБ ОД, 61:06-13/641.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.01 с.)