Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема выбора содержания и форм семейного досугаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обухова М.И., студентка 5 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Королькова Л.В., преподаватель
Становление и развитие человека начинается в семье – первой общественной среде. Это то окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности и общения. Характер семейного воспитания зависит от многих факторов. Среди них - состав семьи, состояние здоровья её членов, уровень образования, ценностные ориентации, материально-финансовое положение и иное. Следует помнить, что человек формируется также в процессе досуговой деятельности. Досуг семьи становится пространством для всестороннего развития личности, сферой зарождения и укрепления близких отношений между детьми и родителями, сферой отдыха. В Российской педагогической энциклопедии досуг рассматривается как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельности по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество». Досуг связывается с освоением культурных ценностей, эмоциональной, коммуникативной, развлекательной деятельностью и выполняет рекреационно-воспитательную функцию[1]. В свою очередь семейный досуг – это времяпрепровождение, отличительными чертами которого является, во-первых, наличие всех или некоторых членов семьи, во-вторых, активное их включение в совместную деятельность. Существуют семьи, в которых наблюдается равнодушие родителей к жизнедеятельности своих детей, их интересам. Часто родительское воспитание ограничивается увещеваниями и контролем за тем, чтобы дети не делали чего-нибудь недопустимого. Многие родители (более 60%) объясняют незанятость детей в свободное время и отсутствие совместного досуга нехваткой времени и средств. Кроме того, у большинства семей незначительны и культурные запросы (более 70% родителей редко посещают театры, выставки, музеи). В связи с этим можно предположить, что ограниченность культурных запросов – норма жизни, и заработанные финансовые средства идут на удовлетворение материальных потребностей, а не духовных[1]. Важным является наполнение досугового времени, то есть содержание досуга. От того, чем занимается семья, собравшись вместе, зависит успешность её членов по многим показателям. К сожалению, зачастую игровая деятельность ребёнка и досуговая деятельность школьников не пересекается с теми, занятиями, которые выполняют в незанятое время родители. Как только ребёнок начинает проявлять самостоятельность в организации своего свободного времени, родители с радостью оставляют попытки включаться в его игры и развлечения. Это не способствует выстраиванию эффективного межличностного общения членов семьи и ведёт к нарушению эмоциональных связей родителей и детей, а также оскудению познавательных процессов ребёнка. Отсутствие совместного времяпрепровождения у супругов также неблаготворно влияет на их отношения. Для того, чтобы процесс познания окружающего мира, поиска своего места в нём проходил более продуктивно, необходимо осознанно и творчески подходить к вопросу выбора досуговых форм. Совместно проведённое время ещё не означает то, что вышеназванные проблемы будут решены. Выбор адекватного содержания досуга является необходимым условием успешности семейного досуга. Гультяев И. И. в своём исследовании, посвящённом изучению социально-культурных условий развития досуговых интересов современной семьи, утверждает, что досуговые интересы семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени. По содержанию семейный досуг Гультяев И. И. разделяет на несколько групп: · Первая группа связана с функцией восстановления сил (спорт, вечера отдыха, праздники на воздухе). · Вторая группа – повышение эрудиции, потребление духовных ценностей (посещение выставок, театров, музеев, путешествия). · Третья группа – развитие духовных сил и способностей к активной творческой деятельности (трудовая, техническая, художественно-театральная, научно-исследовательская). · Четвёртая группа – реализует потребности в обществе (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера-встречи, праздники, дискотеки, вечеринки, дисковечера). · Пятая группа – целенаправленная творческая учёба (смотры, конкурсы, туристические выезды). Необходимо отметить, что на смену обычным развлечениям постепенно приходит увлечение более продуктивной деятельностью, которую объективно следует считать досуговой. Вместе с тем следует знать, что на смену народному досугу пришёл «массовый досуг», ставший весьма заметной и проявленной сферой общественной жизни, поглощающий всё больше времени, средств и человеческой энергии. Следует отметить, что целевая направленность интересов меняется. На выбор содержания и форм досуга активно влияет телевидение и СМИ, то есть школа ценностей подвержена изменениям. Семейный досуг может быть пассивным – зрительским (слушательским), активным (деятельным), организованным (целесообразно используемое время), и стихийным (спокойно протекающий процесс использования свободного времени); коллективным и индивидуальным, творческим, опережающим, нормативным[2]. В рамках своей работы Гультяев И. И. приводит слова Л. А. Акимовой о том, что «семья, как наиболее характерный пример малой группы, с функцией организации рационального досуга и контроля, заметно взаимообогащает досуговые интересы. Вся деятельность семьи пронизана рекреационными актами. Семейный отдых – это вечерние чаепития, воскресные обеды, походы, хождения в гости, поездки, чтения, интеллектуальные игры. Специфическое, биологическое, эмоциональное общение предстаёт как секрет стабильности социального института семьи. Функция первичной социализации осуществляется во многом формированием рекреационно – досуговых ценностей и мотивов членов семьи»[2]. В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания досугово-рекреационной деятельности. Специалисты, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни, отмечают перераспределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи. Перераспределение касается и временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне квартиры. Интенсивная нуклеаризация семьи и возникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими родными сокращают время на посещение театров, парков, музеев, клубов. В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с семейным бытом и воспитанием детей. Различный уровень материального благополучия семьи также влияет на расширение неинституциональных форм семейного досуга. Проведение свободного времени с семьёй можно организовать как в домашних условиях, так и вне дома. Среди форм семейного досуга в домашних условиях выделяют семейные чтения художественной литературы, публицистики в газетах и журналах, семейные праздники, домашний театр (кукольный, теневой), обсуждение прочитанного и увиденного, совместный с детьми просмотр теле- и видеопрограмм, коллекционирование (с участием детей и родителей), занятие кино-, фотоделом, прикладным искусством (рисунок, вышивка, работа по дереву). Выбор форм проведения досуга должен не только способствовать удовлетворению интересов и потребностей ребёнка, но и создавать условия для его успешной социализации. Можно сформулировать задачи воспитания и социализации ребёнка в семье, решаемых посредством различных досуговых форм: В сфере деятельности: включение ребёнка в социально значимую деятельность, которая должна сформировать соответствующую ей мотивационно – потребностную сферу, обеспечивающую становление ребёнка как социально выраженной личности; расширение зоны самостоятельности; В сфере общения: формирование и развитие интимно-личностной формы общения; В сфере самопознания: возникновение и формирование чувства взрослости у подростка, развитие идентичности, предлагающее формирование полоролевого образа «Я» и системы ценностей. Эффективной формой организации семейного досуга являются семейные вечера отдыха, на которых широко используются игровые программы, конкурсы, развлекательные игры, хороводы, выставки народного творчества. Таким образом, в этой форме органически сочетаются все формы органически сочетаются все уровни досуга и удовлетворяются потребности различных групп, укрепляются межсемейные связи. Особое место в организации досуга семьи занимаются семейные клубы. Основными принципами их организации являются сотворчество субъекта и объекта, интенсификация культурно-воспитательной деятельности посредством целевого общения, добровольность. Семейные клубы выполняют задачи: - преодоление деструктивных конфликтов между супругами и между родителями и детьми; - осознание причин конфликта и повышение самоконтроля; - воспитание навыков взаимодействия; - обучение методам преодоления семейных конфликтов. Работа в семейных клубах ведётся по трём направлениям: культурно-просветительная работа, эмоциональное воздействие на членов семьи через систему семейных праздников и обрядов, организация самодеятельных и любительских объединений. Условиями эффективности функционирования семейных клубов являются индивидуализация деятельности с целью развития каждой личности, глубокая индивидуализация, демократизм, самостоятельность, активность. Семейные клубы помогают снять психологическое напряжение, способствуют социальной защите, формированию здорового образа жизни в семье, удовлетворяют потребность в общении, взаимопонимании, приобретении новых друзей. Выбор адекватных потребностям, ценностям и интересам семьи форм досуга является важной воспитательной и интегрирующей задачей семьи. Однако супругам зачастую сложно ориентироваться в возможностях семейного отдыха и разумно оценивать глубинные ресурсы досуга. Этот факт усложняет внутрисемейное взаимодействие, лишает членов семьи радости познавать друг друга. Таким образом, заметим, что содержание досуга и его форма является важными элементами в досуговой культуре семьи. Эти элементы выполняют особую смысловую нагрузку. Содержание досуга проистекает из направленности личностей членов семьи, их ценностей, культурного, образовательного и социального уровней и потребностей; в то же время на эти единицы досуг и оказывает влияние. Разнообразные формы досуга позволяют увеличить эффективность восприятия получаемой информации и поддерживают интерес к совместной деятельности.
Список цитированных источников: 1. Вашнёва, И. И. Семейный досуг как фактор социализации личности подростка // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. - № 10. - С. - 26-29 2. Гультяев, И.И. Социально-культурные условия развития досуговых интересов современной семьи: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.05 Москва, 2005. - 176 с. РГБ ОД, 61:06-13/641.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.011 с.) |