ТОП 10:

О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ



Журавская К.А., учащаяся 1 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Данилевич Т.А., преподаватель

 

Важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей является формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты – решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. Проблема охраны природы становится, таким образом, проблемой этики [1, с. 31].

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь отмечается, что «на I ступени (начальная школа) общего среднего образования решаются также задачи: накопление и развитие знаний об окружающем мире, становление научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде» [2, с.10–11].

Программа курса «Человек и мир» требует постоянного внимания к воспитанию бережного отношения детей к природе, раскрытию эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей. На уроках «Человек и мир» дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе.

Исходя из актуальности проблем экологического образования и воспитания, нами была выбрана тема исследования: «Воспитание экологической культуры младших школьников».

Целью исследования стало изучение педагогических технологий по формированию у младших школьников знаний о правилах поведения в природе.

В курсе «Человек и мир» большое внимание уделяется формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из задач охраны природы, ступенька к формированию экологической культуры.

Экологическая культура – это высокий уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельностью, степень развития индивидуального экологического сознания и поведения личности, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей средой [1, с. 96].

На природоведческих экскурсиях внимание детей обращается на конкретные примеры невыполнения правил поведения людей в природе: показываются дерево с обломанными ветками, стволы деревьев с надписями на них, вытоптанная трава, покрытая бумажным мусором и т.п. При этом учащимся предлагается внимательно посмотреть кругом и сказать, какие чувства вызывает у них окружающая природа. Отталкиваясь в ходе беседы от этих примеров, опираясь на них, учитель формирует правила отношения к растениям, сбора плодов и семян:

- с растениями следует обращаться осторожно (не ломать ветки деревьев и кустарников; не вырывать с корнями цветущие растения; на обрывать с растений цветки; листья собирать только опавшие и т.д.); нельзя с деревьев сдирать кору, делать на ней порезы ножом;

- нельзя оставлять в лесу, парке и т.д. мусор, от этого гибнет трава, поляны и лужайки становятся грязными и некрасивыми;

- при сборе плодов и семян надо помнить, что большую часть плодов и семян надо оставлять для размножения растения, для корма птиц и зверей в природе; с молодых, ещё не окрепших деревьев собирать плоды и семена нельзя.

На экскурсиях детям даются задания по наблюдению за птицами и другими животными – обитателями леса. С учащимися обсуждаются вопросы о том, как наблюдать за животными в лесу, чтобы не нарушить нормального течения их жизни, чтобы детям были понятны и доступны правила (например, здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса), учитель разъясняет их, вводит научные понятия. Например, птицы и звери в неволе погибают от авитаминоза, так как в неволе не получают в достаточном количестве свежего воздуха, солнечного света, свежего корма. Причиной гибели является также и нервное потрясение (стресс), вызванное переменой обстановки, перевозкой и т.д. детям сообщается об особенностях поведения зверей и птиц в природе. Например, учитель рассказывает, что детёныш лося обычно лежит один, затаившись, а мать подходит к нему только покормить. На уроке можно прочитать рассказы натуралистов о судьбах зверей и птиц, взятых людьми из лесу. Итогом таких рассказов могут служить слова: «Любой зверь и птица не игрушка, и нельзя, руководствуясь только своим зачастую эгоистическим желанием, забирать его из привычной и необходимой ему природной среды» [3, с. 27].

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения учащимися знаний о правилах поведения в природе можно использовать метод познавательных и практических задач. Способом раскрытия познавательной задачи может быть короткий рассказ, в котором описывается определённая ситуация, близкая жизненному опыту и интересам младших школьников. А закончить рассказ можно заданием найти правильное решение вопроса в создавшейся ситуации. Например, на уроке «Птицы» учащимся можно предложить решить задачу о совёнке: «… Ребята, отправились на прогулку в лес и вдруг увидели на дорожке совёнка. Он был смешной и беспомощный – перья торчали в разные стороны, крылья совсем маленькие, летать он ещё не умел. Ребята посмотрели вокруг, но гнезда совы нигде не увидели. Они забеспокоились, что совёнок погибнет теперь… Что же с ним делать, как помочь?» Учитель обращается к детям: «А как поступили бы вы, ребята, в подобной ситуации? Объясните и докажите правильность своего решения».

При изучении жизни диких животных детям можно предложить решить подобные задачи о белках, ежах, зайцах, которых дети часто из леса приносят домой. Исходя из ситуации, изложенной в рассказе, ребёнок должен выбрать вариант поведения в природе.

В работе по формированию знаний учащихся по правилам поведения в природе можно использовать метод творческих заданий. Дети получают задания: составить рассказы по картинкам, написать сочинение по картине, нарисовать плакат об охране природы и т.п. Например, в качестве домашнего задания можно предложить детям подготовить плакаты о правилах поведения в природе. Предварительно на уроке показать образцы подобных плакатов, изготовленных в типографиях, нарисованных другими детьми, обратив внимание на содержание надписи на плакате: она должна призывать людей к охране природы, к соблюдению правил поведения в природе. Плакаты учащихся затем можно показать на выставках в классе, школе.

Важным приёмом в формировании у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, экскурсиях, во внеклассной работе при организации прогулок, во время работы на субботниках необходимо учить детей осторожно обращаться с растениями, ходить в лесу, парке только по тропинкам, соблюдать тишину, придерживаться правил сбора грибов, плодов и ягод.

Наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их практическая деятельность, в которой отражаются нравственно-этические нормы, эстетические чувства, понимание научных основ охраны природы. В курсе «Человек и мир» особое внимание следует уделять формированию знаний о способах и правилах выполнения практических работ по охране природы, доступных учащимся. На основе этих знаний организуется практическое участие школьников в охране растений и животных родного края.

Перед выполнением конкретных практических работ по охране природы для учащихся необходимо провести инструктаж. Для инструктажа можно использовать небольшие памятки. Например, осенью, когда начинается массовый сбор грибов, в классе вывесить памятку: «Собирая в лесу грибы, помни, что их нельзя выдёргивать с грибницей. Грибы нужно выкручивать. Объясни это младшим ребятам».

Для осуществления подробного инструктажа учащихся по охране птиц можно использовать классный календарь природы и труда. На осенние месяцы можно дать рисунки различных типов кормушек, перечень корма, правила кормления птиц. В классе можно вывесить образцы птичьих домиков и кормушек. Зимой в календаре можно поместить рисунки синичников, скворечников, дуплянки, привести схему изготовления скворечника, дать размеры стенок, дна, крыш и летка, дать указания о выборе материала для изготовления скворечника, правила и нормы развешивания искусственных гнездовий.

Учащихся можно ознакомить с простейшими, доступными для выполнения методами борьбы с насекомыми – вредителями сада. С этой целью в классном календаре можно дать материал о правилах изготовления и развешивания ловчих поясов, об очистке деревьев от старой коры, о побелке стволов.

С целью подготовки детей к практическому участию в охране редких растений и памятников природы родного края необходимо знакомить детей, прежде всего, с объектами, подлежащими охране. Например, ранней весной учащиеся могут изготовить таблички с призывами не рвать раннецветущие растения и выставить их в лесу, в местах массового отдыха горожан.

В учебной и внеклассной работе можно использовать ролевые игры: учащиеся выступают как экскурсоводы по родному краю, участники телепередач, корреспонденты газет и т.д. Младшие школьники могут принимать участие в пропаганде природоохранных знаний среди учеников школы, взрослого населения. Для этого они могут написать маленькие статьи природоохранного содержания в школьную стенную газету. Их тематика может быть следующей: «Редкие растения и животные родного края», «Правила поведения в лесу», «Правила сбора грибов». Можно подготовить сообщения-презентации: «Как надо помогать птицам зимой», «Как охранять раннецветущие растения» и др. Можно привлечь учащихся третьих классов выступить в роли экскурсоводов у первоклассников. Учитель разрабатывает тематику и методику проведения экскурсии. Учащиеся, в своих рассказах, подготовленных для проведения экскурсии могут включить материалы, изученные ими на уроках (о растительном и животном мире, о редких видах, о мотивах и мерах их охраны), подобрать интересный материал об образе жизни отдельных птиц, зверей из научно-популярных книг и журналов.

Таким образом, целенаправленная работа с использованием педагогических технологий при изучении курса «Человек и мир» способствует формированию у младших школьников знаний о правилах поведения в природе, что является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы.

 

Список цитированных источников:

1. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: Сборник статей / Науч. ред. Н.К. Катович. – Мн.: НИО, 1999.

2. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. - № 2. – с. 10 – 11.

3. Маглыш, С.С. Экологическое воспитание школьников / С.С. Маглыш. – Минск, 2008.

 

 

ПРАВЯДЗЕННЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЎРОКАЎ ПРЫ ВЫВУЧЭННІ БЛОКА ВЕДАЎ “МАЯ РАДЗІМА – БЕЛАРУСЬ” У 4 КЛАСЕ

 

Каліноўская С.А., 3 курс

(г. Орша, Аршанскі каледж УА «ВДУ імя П.М. Машэрава»)

Навуковы кіраўнік – Яршова Л.В., выкладчык

Важнымі задачамі вывучэння блока ведаў “Мая Радзіма – Беларусь” у 4 класе з’яўляюцца выхаванне ў малодшых школьнікаў патрыятызму, развіццё асобасных якасцей і здольнасцей, якія неабходны для іх паступовай падрыхтоўкі да выканання агульных для грамадзян нашай краіны сацыяльных функцый [1, с.17]. Педагагічная практыка сведчыць, што развіццё асобасных якасцей школьнікаў ва ўмовах гуманізацыі і дэмакратызацыі адукацыі патрабуе прымянення новых педагагічных тэхналогій [2, с.587-588]. Таму для настаўніка актуальнай праблемай з’яўляецца выбар такіх дыдактычных форм і метадаў работы, якія забяспечваюць дасягненне і названых вышэй задач.

Мэтай дадзенага даследавання з’яўляецца праблема правядзення нестандартных урокаў пры вывучэнні блока ведаў “Мая Радзіма – Беларусь”. У навукова-педагагічнай літаратуры нестандартны ўрок вызначаецца як імправізаваны вучэбны занятак, які мае нетрадыцыйную (неўстаноўленую) структуру, называюцца і апісваюцца віды нестандартных урокаў [2, с. 624]. Аднак у метадычных выданнях адсутнічае сістэмны аналіз выкарыстання нестандартных урокаў пры вывучэнні блока ведаў “Мая Радзіма – Беларусь”. У дадзеным даследаванні ставіцца задача абгрунтавання мэтазгоднасці правядзення і вызначэння пэўных тэм і форм нестандартных урокаў па блоку “Мая Радзіма – Беларусь” у 4 класе пачатковай школы.

Мэтазгоднасць правядзення нестандартных урокаў па блоку “Мая Радзіма – Беларусь” вынікае з аналізу вучэбнай праграмы па прадмеце “Чалавек і свет” і практыкі работы пачатковай школы. Праграма патрабуе ад настаўніка выхавання ў школьнікаў любові і павагі да сваёй Радзімы, нацыянальнай самасвядомасці, маральных якасцей асобы, фарміравання вопыту інтэлектуальнай і творчай дзейнасці, якія неабходны для самаразвіцця і самавыхавання, інтэграцыі грамадазнаўчых і прыродазнаўчых ведаў. Практыка школы сведчыць аб тым, што паспяховае вырашэнне гэтых задач патрабуе спалучэння традыцыйных форм навучання (у пачатковай школе – камбінаваны ўрок) і нестандартных форм і метадаў навучання [3, с. 37-38].

Нестандартныя ўрокі адрозніваюцца ад традыцыйнага сваёй задумкай, арганізацыяй і методыкай правядзення. Па форме правядзення выдзяляецца некалькі груп нестандартных урокаў:

· ў форме гульні;

· з выкарыстаннем форм грамадскай практыкі (даследаванне і інш.);

· заснаваныя на нетрадыцыйнай арганізацыі вучэбнага матэрыялу (урок-мудрасці і інш.);

· імітацыі дзейнасці ўстаноў і арганізацый, публічных формаў зносін (аукцыён, “жывая газета” і інш.);

· урокі-фантазіі ( урок-казка і інш.) [4, с. 624].

Нестандартны ўрок характарызуецца наступнымі рысамі:

· адказ ад шаблону ў арганізацыі ўрока, фармалізму ў яго правядзенні;

· максімальнае ўключэнне вучняў класа ў актыўную дзейнасць, арганізацыя групавой работы;

· займальнасць і захапленне як эмацыянальная структура ўрока;

· падтрымка альтэрнатыўнасці, разнастайнасці думкі;

· развіццё зносін як умовы ўзаемаразумення, пабуджэння да дзеянняў, эмацыянальнага задавальнення;

· педагагічна абгрунтаваная дыферэнцыяцыя вучняў па вучэбных магчымасцях, інтарэсах, здольнасцях і схільнасцях;

· выкарыстанне ацэнкі ў якасці форміруючага (а не толькі выніковага) інструменту [5, с. 6-7].

Менавіта такі падыход да вывучэння блока “Мая Радзіма – Беларусь” садзейнічае развіццю пазнавальных здольнасцей школьнікаў, іх цікавасці да гісторыі праз уздзеянне на іх эмацыянальную сферу, развіццю ўнутранага свету асобы, якая з павагай ставіцца да гістарычнага мінулага і сучаснасці сваёй краіны, усведамленню дзецьмі сябе як членаў грамадства, як грамадзян Рэспублікі Беларусь.

Вучэбная праграма па прадмеце “Чалавек і свет” адводзіць на вывучэнне змястоўнага блока “Мая Радзіма – Беларусь” 35 гадзін (урокаў). Трэба ўлічваць, што на сучасным этапе, калі настаўнік рэалізуе дзяржаўныя адукацыйныя стандарты і праграмы, якія рэгламентуюць змест, час і вынікі навучання, камбінаваны ўрок застаецца асноўнай формай навучання пры вывучэнні блока ведаў “Мая Радзіма – Беларусь”. Таму для настаўніка пры календарна-тэматычным планаванні важна вызначыць: 1) тэмы праграмы, пры вывучэнні якіх мэтазгодна праводзіць нестандартныя ўрокі; 2) формы нестандартных урокаў. Крытэрыямі выбару павінны быць: змест вучэбнага матэрыялу, адукацыйныя, развіваючыя і выхаваўчыя задачы па пэўнай тэме На падставе рэкамендацый у метадычнай літаратуры, уласнага вопыту настаўнік павінен зрабіць выбар паміж традыцыйным і нестандартным урокам пэўнай формы з улікам паспяховага дасягнення пастаўленых мэтаў навучання, выхавання і развіцця школьнікаў.

І.П.Падласы на аснове абагульнення педагагічнай практыкі вызначае 36 відаў нестандартных урокаў [6, с. 624]. Найбольш адпавядаюць узроставым асаблівасцям малодшых школьнікаў і зместу вучэбнага матэрыялу “Мая Радзіма – Беларусь” наступныя формы: урокі-гульні (урок-падарожжа, урок-завочная экскурсія, урок-спаборніцтва), даследчыцкі ўрок, інтэграваны ўрок. Мэтазгодна правядзенне нестандартных урокаў на тэму: “Зямля блакітных рэк і азёр”, “Адкуль пайшлі назвы нашых гарадоў” (урок-падарожжа); “Маўклівыя сведкі мінуўшчыны”, “Як да нас прыйшла кніга”, “Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны” (даследчыцкі ўрок); “Князёўна з трыма імёнамі”, “Пад сценамі старажытных замкаў”, “Мінск – сталіца нашай дзяржавы” (урок-завочная экскурсія); “Еўфрасіння Полацкая”, “У краіне майстроў”, “Ад батлейкі да тэатра” (інтэграваны ўрок). Правядзенне нестандартных урокаў па гэтых тэмах дазваляе стварыць станоўчую матывацыю навучання, выклікаць цікавасць да гісторыі, забяспечвае грунтоўнае засваенне вучэбнага матэрыялу, ажыццявіць міжпрадметныя сувязі (з літаратурным чытаннем, выяўленчым мастацтвам, музыкай), развіваць творчыя здольнасці, мысленне, агульнавучэбныя ўменні і навыкі школьнікаў, выхоўваць грамадзянскія якасці.

Методыка нестандартнага ўрока прадугледжвае яго падрыхтоўку, правядзенне і аналіз. У падрыхтоўцы ўрока актыўны ўдзел прымаюць і настаўнік, і вучні. Настаўнік рыхтуе план-канспект, наглядныя дапаможнікі, дыдактычны матэрыял і інш. забеспячэнне. Вучні дзеляцца на групы (каманды, экіпажы), якія атрымліваюць і выконваюць заданні (падрыхтоўка паведамленняў, састаўленне пытанняў, крыжаванак, віктарын і інш.).

Правядзенне нестандартнага ўрока ўключае тры этапы. На першым ствараюцца перадумовы развіцця матывацыі вучэбнай дзейнасці: ставяцца праблемы і выяўляецца ступень гатоўнасці да іх вырашэння, шляхоў дасягнення мэтаў урока. Настаўнікі выкарыстоўваюць розныя прыёмы для таго, каб зрабіць цікавым пачатак урока, актуалізаваць матывы папярэдніх дасягненняў навучэнцаў, выклікаць матывы адноснага незадавальнення, умацаваць матывы арыентацыі на наступную дзейнасць. Такі пачатак урока дысцыплінуе навучэнцаў, дазваляе ім хутка ўключыцца ў работу. На другім этапе ўрока вывучаецца новы матэрыял з дапамогай сучасных метадаў (праблемнага, асобасна-арыентыраванага і інш.), якія дапамогаюць вучням ўключацца ў актыўную пазнавальную дзейнасць. На ўроках “Мая Радзіма – Беларусь” часцей за ўсё выкарыстоўваюцца такія метады, як пастанаўка праблемных пытанняў і стварэнне праблемных сітуацый, гульня, разважанне, састаўленне лагічных схем і інш. Трэці этап урока прадугледжвае фарміраванне ўменняў школьнікаў прымяняць веды, рабіць ацэнку гістарычных падзей, вывады, рэфлексію Кантроль ведаў ажыццяўляецца не асобна, а прысутнічае на кожным этапе ўрока.

Аналіз нетрадыцыйнага ўрока патрабуе ад настаўніка ацэньвання як вынікаў навучання, выхавання і развіцця навучэнцаў, так і камунікацыі настаўніка і вучняў, эмацыянальнага тонусу ўрока.

Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “Мая Радзіма – Беларусь” дазваляюць настаўнікам паспяхова вырашаць задачы навучання і развіцця малодшых школьнікаў, актывізацыі іх пазнавальнай дзейнасці, выклікаць інтарэс да гістарычнага матэрыялу, задаволіць патрэбу дзяцей у развіцці інтэлектуальнай, матывацыйнай і эмацыянальнай сферы.

 

Спіс цытаваных крыніц:

1. Краснова, М.А. “Мая Радзіма – Беларусь” как историческая пропедевтика / М.А.Краснова // Пачатковая школа. – 2009. – № 4. – С. 17–19.

2. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич, под. общ. ред. А.П.Астахова. – Минск, Совр.школа, 2010. – 720 с.

3. Программа на 2008/2009 уч. год для школ с русским языком обучения // Пачатковая школа. – 2008. – № 9. – 84–168.

4. Литовчик, Н.Н. Педагогика / Н.Н. Литовчик. – Минск: Беларус.Энцыкл. імя П.Броўкі, 2010. – 215 с.

5. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 1 / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2002. – 152 с.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.59 (0.016 с.)