Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совместного просмотра мультфильмовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Белюк С.П., студент 3 курса (г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка») Научный руководитель – Овсяник Н.В., кандидат психологических наук, доцент
В современной научной литературе выделяются различные социально-психологические механизмы социализации, индивидуализации, социального развития и социальной адаптации личности. Способность противостоять трудностям формируется в процессе жизнедеятельности и зависит от: собственных психофизиологических особенностей, с опытом разрешения различных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий и конфликтов. Такое упорядоченное и организованное поведение, адекватное реагирование определяет эмоциональную устойчивость или фрустрационную толерантность. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации, с другой. Помочь ребенку «включиться» в жизненное пространство – основная задача «значимого» взрослого, который при совместном просмотре фильмов, поможет сформировать ребенку свою позицию. «Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой», - однажды сказал Уильям Джеймс. И мы убеждаемся в его словах, смотря фильмы серии «Кунг-фу[1] Панда». Кто сильнее и смелее? Кто ученее, кто истинный красавец, а кто чудовище? Настоящим мерилом становятся Жизнь и сам человек, проходящий испытания. «А почему же человек выбирает тот или иной образ Жизни, те или иные испытания?» – спросит вдумчивый читатель. Адлер называет эту таинственную причину «стремлением к цели». Именно этой загадочной силе будет посвящен наш разбор. Так же мы стремимся прояснить утверждение Адлера о том, что «внешне одинаковые действия могут быть преступными в одном случае и не являться преступными в другом» [1, c. 9]. Испытания во сне и наяву. Многие современные фильмы и книги знакомят нас с главными героями через их красочные фантазии, где они мечтают о рыцарских походах, благородных поступках, высмеивании жадных, спасении принцесс или просто лежании на пляже у моря. Фильм «Кунг фу Панда» раскрывает сущность героя более открыто – со сна. Ведь именно во сне герои часто позволяют себе поступки, о которых в реальности даже подумать бояться. Именно во снах и видениях наиболее ярко и красочно проявляются прототипы, целеполагающие установки персонажей. Во сне отображается последовательность его жизненных приоритетов: еда (в таверне «пока герой ел, то был глух и нем»), драться (доказывая свое превосходство под крики зайчиков: «он просто улет!»), красоваться перед знакомыми: «за улет денег не беру, а за красоту тем более» и «тусоваться» с кумирами из Великолепной Пятерки. По наблюдениям Адлера, студенты, которые хорошо учатся, перед экзаменом, во сне, часто поднимаются на высокую гору. По же напротив шествует по равнине «в поисках достойных соперников», а найдя настоящие неприятности начинает просто летать, демонстрируя легкое решение проблем. Но как мы заметим в дальнейшем для успешной сдачи экзамена на «воина дракона» По придется уподобиться примерному студенту и взобраться в гору по «ступеням познаний» на гору школы Кун ФУ. Адлер утверждал, что «фантазия клиента не может создать ничего, кроме того, что продиктовано его стилем жизни». У По это мастерство питания[2] и мечты превосходства в драках. У Шифу - яркие фантазии, связанны с предательством любимого ученика Тайлунга, которому мастер посвятил свои лучшие чувства. По в своем сне живет гораздо больше чем в действительности. Его самые верные друзья – игрушечные фигурки, изображающие его боевых кумиров. Как заметил Адлер, «люди этого типа, как правило, малодушны в дневных поступках, но смелы в сновидениях»[1, C 24]. Но в тоже время сны определяют «скрытую цель превосходства индивида». Каждая деталь жизни По – от приготовления еды, снов и фантазий, увлечения историей единоборств и общительности – являются формой подготовки, помогающей добраться до конечной цели - до индивидуального мастерства. Главная цель сновидения – создание определённого чувства, настроения и эмоции. «Сновидение – это мост, связывающий проблему, которая стоит перед сновидцем с целью, которую он стремится достичь». В сновидении герой проигрывает свою роль, и готовимся, чтобы задуманное стало правдой. По проходит испытания «огнём, льдом и медными трубами», только полчища врагов во сне заменяют насмешки жителей Долины в реальности, гигантские прыжки сменяются на попытки преодоления стены школы Кун Фу, сказочное предводительство Великолепной Пятеркой сменяют испытания незаслуженными почестями. Но что же внезапно оборвало сон-фантазию? Для По, как и для многих людей, это была работа и реальные интересы. А как спят другие персонажи фильма? Целостность личности подтверждает феномен гипноза, в котором «результаты достигаются потому, что человек послушен, легкость загипнотизирования пропорциональна его послушанию» [1, с. 27]. По же в начале фильма просыпается на полу. В то время как Мастер Черепаха усыпляет точечными ударами Тайлунга, а белый тигр за считанные секунды парализует героев Пятерки, для непослушного Панды гипнотические манипуляции вызывают лишь щекотку. Утверждение Адлера о мстительности людей, бывших загипнотизированными, мы видим на примере Тайлунга. Его истинная природа изоляцией от движений и общества не была затронута. Первая попытка проникнуть в глубь его проблем предпринимается избитым Шифу лишь через 20 лет, но теперь разоблачить скопившуюся ярость гораздо сложнее. Три слона и черепаха. В преданиях древних культур плоский Мир покоится на трех слонах[3], стоящих на черепахе, которая плавает в бескрайнем океане. Присмотревшись к мультику «Кун Фу Панда», мы задумались, а так ли нелепо это аллегорическое представление. Три слона во многих религиях отображают триединство: «Бог отец, бог сын и дух святой». В индийской культуре 3 слона трактуются как идеализм, материализм и трансэндентализм (движущая сила, или огонь Прометея, запускающий систему). Черепаха – результат объединения и разумного применения этих 3 сил, тогда «океан черепахи» в фильме – «персиковое древо вечной мудрости». Не случайно Мастер Угвей уходит из мира поздней осенью, вместе с опадавшими листьями персикового дерева – унося старые, изжившие своё знания и опыт. Как мы знаем, после суровой зимы наступает ранняя весна, когда зеленеют новые листки знаний – новые герои и мудрецы, а летом «персиковое дерево Вечной мудрости» дарит новые плоды. «Свято место пусто не бывает» и место «мудрой черепахи должен занять новый воин дракона»[4]. Передача преемственности произошла по основным канонам: прилюдная передача титула, совместная трапеза персиковыми плодами мудрости. Но как же младенцу По дорасти до своего статуса. Тут ему на помощь приходят 3 слона: материнскую основу представляет приемный отец-Гусак, любящий Панду во всех его проявлениях. Архетипическим суровым отцом учителем становится Мастер Шифу. После происшествия с первым учеником Тайлунгом, Шифу закрыл все свои сердечные проявления и предстает перед нами как требовательный и непреклонный наставник. Возможно По и учился бы потихоньку, тренируясь в кун-фу: готовя лапшу и растягиваясь на шпагате, но катализатором-трансэндентом его феноменального личностного роста выступил ужасный Тайлунг, освобождение которого повергло в ужас всю Долину. Тайлунг и Тигрица. Происшедшее с Тайлунгом ярко отражает развитие невроза у первого ребёнка в семье, после того как его впервые отвергают. Основные проблемы первенца возникают потому, что «годами он является центром внимания, чтобы, в конце концов, быть свергнутым» [1, c.14]. Тайлунг все время на стороже – кого ему предпочтут. Он чувствует, что младших учеников любят больше («я всегда хотел, чтобы ты гордился мной») и постоянно ищет подтверждение этой мысли. Тайлунг всецело убежден в своей правоте, и отсюда – его постоянное напряжение, ибо он постоянно пытается совершить нечто неслыханное, видя, что ему предпочитают кого-то другого. Схожая ситуация повторяется и у Тигрицы: не получив желаемого звания и подтверждения многолетних ученических заслуг - она первая спешит встретиться с Тайлунгом, чтобы доказать свою силу. Мост, разделяющий зелёные холмы и ледяную пустошь, символичен. Тигрица, как когда-то и Тайлунг, вышла на грань между общественной жизнью и агрессивным отчуждением. И только благодаря помощи друзей, подхвативших её в момент падения в пропасть, и наглядного примера дальнейшего социального падения в образе Талунга, она возвращается в мирное общество. Ситуация первого отвержения начинается у Тигрицы еще в детском приюте, как мы видим из мультфильма «Тайны Великолепной Пятерки». Тигрице долго отказывают в удочерении. Она становится старшей в приюте, проявляет свою индивидуальность, которую не принимают и за которую получает прозвище «чудовище». Работа с хрупкими домино напоминает нам кропотливый психоанализ, когда человек постепенно учится осознавать и принимать «тигриные» стороны своей личности. Мастер Шифу и его ученики. Шифу убегает от страха перед первым учеником, Тайлунгом, плодом его творчества, в свое неосуществимое «спокойствие». Примечательна эта первая попытка молодого учителя избавиться от ослушавшегося ученика-преступника, заточив его в тюрьму. Совместно мастера Кун Фу идут по пути ужесточения наказания, тем самым укрепляя веру Тайлунга в свою особенность и героизм (ведь теперь тигру предстоит выбраться из самой неприступной тюрьмы, охраняемой тысячей охранников) Адлер утверждает, что «наилучший способ воспрепятствовать преступлениям было бы убедить всех, что преступление – это не более чем выражение малодушия» [1]. Конец пути белого тигра заставляет нас вспомнить старинный совет по преодолению страха: «вместо того, чтобы бежать от страха, следует развернуться, пойти ему навстречу и взглянуть в лицо». Осуществление долгожданной мечты Тайлунга превращается в его погибель. Истинной целью «страха» оказывается … зеркало. Страх направляется на самого себя и, лишенный движения к цели, проявляет свою малодушность. Лишившись показной цели, Тайлунг оказывается настолько «пустым», что вызывает лишь смех и щекотку у Панды на любые попытки снова одурачить По своей значимостью. Конец страха, который исчерпал себя, также символичен – «страх» рассыпается светящейся пылью и осветляет всю Долину. Схожую ситуацию мы можем наблюдать в психотерапии, когда, осознав скрытые чувства, учимся использовать их энергию себе на пользу. Неполноценность – нормальное чувство. Возможно даже, «чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности» [2, с. 221]. Адлер обращал внимание на факты физической неполноценности отдельных органов и компенсации в рамках этой функции. Так Панда компенсирует свою полноту, Журавль – худобу, Обезьяна – детские обиды, а Богомол – маленький рост. Вспоминая героев фильма, мы можем согласиться с психоаналитиками, что «пока человек не повзрослеет, он чувствует себя неполноценным, и это чувство неполноценности сохраняется затем на всю жизнь – даже у преуспевающих людей, не говоря уже о неудачниках». В начале нас может напугать такой подход Адлера, но давайте обратимся к творчеству, культуре, новым изобретениям, которые ежеминутно преобразуют наш мир и вызывают испуг, радость или восхищение. Ведь во многом «вся человеческая культура: техника, язык, социальная организация, мораль, наука, религия – выросла в результате стремления преодолеть биологическую неполноценность» [2, с. 223].
Список цитированных источников: 1. Адлер, А.Наука жить / А.Адлер. – Киев, 1997. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php. Дата доступа: 10.10.2011. 2. История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд./Под ред. П.Я. Гальперина, Л.II. Ждан. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. —364 с. 3. Панда Кунфу. Режим доступа: http: // ru.wikipedia.org / wiki / Кун-фу. Дата доступа: 12.11.2011.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.01 с.) |