ТОП 10:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ СКАЗОК



Окунева В.С., студентка 3 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук, профессор

 

В современной начальной школе важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения. В связи с этим очень важной и актуальной для нас представляется проблема использования сказок в учебном процессе. Для их эффективного использования, у учителя должно быть чёткое представление о классификации сказок и их воспитательном потенциале. Обратимся к более подробному рассмотрению этой проблемы.

Существуют разные подходы к классификации сказок с позиции лингвиста, фольклориста, литературоведа. Наша задача – проанализировать сказки с позиции учителя начальных классов. Такой подход, предполагает взгляд на сказку как на средство воспитания, привлечения внимания ребёнка к изученному материалу, активизации его знаний и творческих способностей.

Исследователи сказок дают разные классификации. Это обусловлено неоднородностью сказок, обширным тематическим диапазоном, многообразием мотивов и персонажей, в них заключённых, несчётным количеством способов разрешения конфликтов.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

На этой основе возникает классификация сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвящённые животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевёртыши и другие.

Резко очерченных границ эти группы сказок не имеют, но, несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребёнком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" – что, безусловно, облегчает работу учителя.

В научных исследованиях последних лет также прослеживаются редкие подходы к классификации сказок. Е.Н. Мещерякова делит литературные сказки на «сказки жизни» и «сказки культуры»; М. Генчиева, выделяет лирические сказки, восходящие к андерсеновской позиции, антисказки («сказки - повертевши»), опирающиеся на произведения К. Чапека, и сказки на народной основе; Н.С. Бибко, в сказочном мире выделила чудесный, условный и смешанный.

Оригинальная классификация культурологического подхода предложена О.Н. Халуторных при рассмотрении волшебной литературной сказки как социально- культурного феномена. Предложены типы сказочной реальности в зависимости от социально - исторического этапа развития общества: фольклорная сказка, морализаторская сказка и волшебная литературная сказка.

В свою очередь литературные сказки можно рассматривать с точек зрения:

- времени возникновения и, соответственно, особенностей отражения времени (сказка рубежа веков, советская литературная сказка 20- 80-х годов, сказка последнего десятилетия);

- взаимодействия с фольклорно - сказочными основами, которые предусматривают литературно - фольклорное единство: функциональное, стилизованное, перекодированное (например, пародийно - ироническое);

- ориентации на своего читателя»: детская, юношеская, универсальная или («двухадресная»);

- функциональной (развлекательная, дидактическая, познавательно - дидактическая, философская, сатирическая и т.д.

Следует отметить, что внутри общего понятия «авторская сказка» выделены многоступенчатые функционально - тематических группы, которые отражены Л. В. Овчинниковой [1]: философские (философско-сатирические и философско-аллегорические (Л. С. Петрушевская), философско - лирические (М. Пришвин); приключенческие социальные (А. Гайдар, Ю. Олеша, Л. Лагин и др.), романтические (В. Крапивин), научно- фантастические (А. И Б. Стругацкие, К.Булычев), игровые (Э.Успенский); познавательные (В. Бианки, К. Паустовский, В. Сутеев и др.). Безусловно, предложенная классификация не является универсальной, а принципы, положенные в её основу, - бесспорными. Она может быть продолжена и дополнена.

Следовательно, в основу предлагаемой систематизации сказок положены следующие принципы: своеобразие фольклоризма, жанровый синтез, функциональные характеристики, авторская позиция и некоторые особенности поэтики.

Имеются и другие подходы к типологии сказок. Так, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила выделять:

- художественные (народные и авторские) сказки;

- психотерапевтические сказки;

- дидактические сказки;

- медитативные сказки.

Эти типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом [2]. Он выделил следующие:

- сказки о животных;

- сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);

- кумулятивные сказки (строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок)).

В последнее время появилась такая классификационная единица, как экологическая сказка.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, способствуют осмыслению окружающего мира и изменению взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир и нацелены, на формирование у человека бережного отношения к природе.

Кроме того, экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.

Также, экологическая сказка формирует у учащихся культуру поведения и бережное отношение к живому, развивает познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Ведь и у них также есть мамы, папы и любимые дедушки, потеря которых также трагична для них. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения, воды одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Важно максимально приблизить сказки к тем местам, где проживают слушатели. Сказки можно воспроизводить как читая, так и разыгрывая небольшие спектакли - от кукольных до ролевых. Положительным эффект будет больше, если чтецами или актёрами выступать будут старшие школьники при выступлении перед дошкольниками и учащимися начальных классов.

Анализ экологических сказок показал, что они могут быть разной воспитательной направленности. В частности, существует типы, которые многими педагогами рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ даёт нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты), а затем делается вывод о том, что именно поэтому природу надо беречь. Такая потребительская точка зрения прочно укоренилась в нашем сознании. Особенно она характерна для произведений, написанных в 1930 - 1970-e гг., когда в литературе воспевались покорение и завоевание природы. В тот период господствовала установка «человек — хозяин природы», и вполне естественно, что авторы ряда сказок вопло­щали такой стереотип в своих произведениях.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции и праздники, отражаются взаимоотношение людей со средой обитания. В течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, непознанное. В сказках народов мира леса, болота обычно населены злыми духами и прочими «отрицательными персонажами». Можно выделить группу животных, которых люди считали своими врагами. Это, как правило, хищные звери.

У многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В формирование такого от­ношения вносят вклад и сказки. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных - героев сказок: волк — злой, лиса — хитрая, заяц — трусливый и т.д. Очень часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с животными и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более тёплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову.

Во многих сказках нашло отражение деление животных на красивых и безобразных. Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Например, отрицательная характеристика крота и жабы в сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Такое отношение автора к персонажам передаётся и детям. С другой стороны, Э. Успенский, сделав обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвал тем самым у детей доброе отношение к этому животному, которое, как правило, в сказках многих народов выполняет ту же роль, что волк в русских сказках.

Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрении её житейской пользы для человека. Особое внимание уделяется животным — помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определённых условиях (в которые их поставил человек!) – например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе ещё пригожусь» А отношение Емели к Щуке или Старика к Золотой Рыбке – это уже настоящий шантаж со стороны человека! В то же время большинство травоядных животных, осо­бенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, наде­ляются положительными чертами. [3]

Таким образом, в настоящее время нет единого подхода к классификации сказок, так как их исследователи берут за основу разные критерии. Для нас представляют особый интерес экологические сказки, которые способствуют воспитанию бережного и ответственного отношения к природе и оказывают положительное влияние на учебный процесс в начальной школе.

 

Список цитированныхисточников:

1. Овчинникова, Л.В. Русская литературная сказка XX века / Л.В Овчиникова. – М.: изд. «Флинта»: «Наука», 2003. - С. 312.

2. Пропп, В.Я Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: изд. «Лабиринт», 1998. – С.221.

3. Минаева, В.М. Сказки в экологическом воспитании младших школьников // В.М. Минаева, С.В. Чубаро. - Витебск.: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 1999. - С. 5 - 7.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.171.18 (0.006 с.)