Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные подходы к классификации сказокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Окунева В.С., студентка 3 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук, профессор
В современной начальной школе важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения. В связи с этим очень важной и актуальной для нас представляется проблема использования сказок в учебном процессе. Для их эффективного использования, у учителя должно быть чёткое представление о классификации сказок и их воспитательном потенциале. Обратимся к более подробному рассмотрению этой проблемы. Существуют разные подходы к классификации сказок с позиции лингвиста, фольклориста, литературоведа. Наша задача – проанализировать сказки с позиции учителя начальных классов. Такой подход, предполагает взгляд на сказку как на средство воспитания, привлечения внимания ребёнка к изученному материалу, активизации его знаний и творческих способностей. Исследователи сказок дают разные классификации. Это обусловлено неоднородностью сказок, обширным тематическим диапазоном, многообразием мотивов и персонажей, в них заключённых, несчётным количеством способов разрешения конфликтов. И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. На этой основе возникает классификация сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвящённые животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевёртыши и другие. Резко очерченных границ эти группы сказок не имеют, но, несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребёнком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" – что, безусловно, облегчает работу учителя. В научных исследованиях последних лет также прослеживаются редкие подходы к классификации сказок. Е.Н. Мещерякова делит литературные сказки на «сказки жизни» и «сказки культуры»; М. Генчиева, выделяет лирические сказки, восходящие к андерсеновской позиции, антисказки («сказки - повертевши»), опирающиеся на произведения К. Чапека, и сказки на народной основе; Н.С. Бибко, в сказочном мире выделила чудесный, условный и смешанный. Оригинальная классификация культурологического подхода предложена О.Н. Халуторных при рассмотрении волшебной литературной сказки как социально- культурного феномена. Предложены типы сказочной реальности в зависимости от социально - исторического этапа развития общества: фольклорная сказка, морализаторская сказка и волшебная литературная сказка. В свою очередь литературные сказки можно рассматривать с точек зрения: - времени возникновения и, соответственно, особенностей отражения времени (сказка рубежа веков, советская литературная сказка 20- 80-х годов, сказка последнего десятилетия); - взаимодействия с фольклорно - сказочными основами, которые предусматривают литературно - фольклорное единство: функциональное, стилизованное, перекодированное (например, пародийно - ироническое); - ориентации на своего читателя»: детская, юношеская, универсальная или («двухадресная»); - функциональной (развлекательная, дидактическая, познавательно - дидактическая, философская, сатирическая и т.д. Следует отметить, что внутри общего понятия «авторская сказка» выделены многоступенчатые функционально - тематических группы, которые отражены Л. В. Овчинниковой [1]: философские (философско-сатирические и философско-аллегорические (Л. С. Петрушевская), философско - лирические (М. Пришвин); приключенческие социальные (А. Гайдар, Ю. Олеша, Л. Лагин и др.), романтические (В. Крапивин), научно- фантастические (А. И Б. Стругацкие, К.Булычев), игровые (Э.Успенский); познавательные (В. Бианки, К. Паустовский, В. Сутеев и др.). Безусловно, предложенная классификация не является универсальной, а принципы, положенные в её основу, - бесспорными. Она может быть продолжена и дополнена. Следовательно, в основу предлагаемой систематизации сказок положены следующие принципы: своеобразие фольклоризма, жанровый синтез, функциональные характеристики, авторская позиция и некоторые особенности поэтики. Имеются и другие подходы к типологии сказок. Так, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила выделять: - художественные (народные и авторские) сказки; - психотерапевтические сказки; - дидактические сказки; - медитативные сказки. Эти типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом [2]. Он выделил следующие: - сказки о животных; - сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты); - кумулятивные сказки (строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок)). В последнее время появилась такая классификационная единица, как экологическая сказка. Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, способствуют осмыслению окружающего мира и изменению взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир и нацелены, на формирование у человека бережного отношения к природе. Кроме того, экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты. Также, экологическая сказка формирует у учащихся культуру поведения и бережное отношение к живому, развивает познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Ведь и у них также есть мамы, папы и любимые дедушки, потеря которых также трагична для них. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения, воды одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Важно максимально приблизить сказки к тем местам, где проживают слушатели. Сказки можно воспроизводить как читая, так и разыгрывая небольшие спектакли - от кукольных до ролевых. Положительным эффект будет больше, если чтецами или актёрами выступать будут старшие школьники при выступлении перед дошкольниками и учащимися начальных классов. Анализ экологических сказок показал, что они могут быть разной воспитательной направленности. В частности, существует типы, которые многими педагогами рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ даёт нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты), а затем делается вывод о том, что именно поэтому природу надо беречь. Такая потребительская точка зрения прочно укоренилась в нашем сознании. Особенно она характерна для произведений, написанных в 1930 - 1970-e гг., когда в литературе воспевались покорение и завоевание природы. В тот период господствовала установка «человек — хозяин природы», и вполне естественно, что авторы ряда сказок воплощали такой стереотип в своих произведениях. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции и праздники, отражаются взаимоотношение людей со средой обитания. В течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, непознанное. В сказках народов мира леса, болота обычно населены злыми духами и прочими «отрицательными персонажами». Можно выделить группу животных, которых люди считали своими врагами. Это, как правило, хищные звери. У многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В формирование такого отношения вносят вклад и сказки. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных - героев сказок: волк — злой, лиса — хитрая, заяц — трусливый и т.д. Очень часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с животными и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более тёплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову. Во многих сказках нашло отражение деление животных на красивых и безобразных. Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Например, отрицательная характеристика крота и жабы в сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Такое отношение автора к персонажам передаётся и детям. С другой стороны, Э. Успенский, сделав обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвал тем самым у детей доброе отношение к этому животному, которое, как правило, в сказках многих народов выполняет ту же роль, что волк в русских сказках. Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрении её житейской пользы для человека. Особое внимание уделяется животным — помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определённых условиях (в которые их поставил человек!) – например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе ещё пригожусь» А отношение Емели к Щуке или Старика к Золотой Рыбке – это уже настоящий шантаж со стороны человека! В то же время большинство травоядных животных, особенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, наделяются положительными чертами. [3] Таким образом, в настоящее время нет единого подхода к классификации сказок, так как их исследователи берут за основу разные критерии. Для нас представляют особый интерес экологические сказки, которые способствуют воспитанию бережного и ответственного отношения к природе и оказывают положительное влияние на учебный процесс в начальной школе.
Список цитированныхисточников: 1. Овчинникова, Л.В. Русская литературная сказка XX века / Л.В Овчиникова. – М.: изд. «Флинта»: «Наука», 2003. - С. 312. 2. Пропп, В.Я Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: изд. «Лабиринт», 1998. – С.221. 3. Минаева, В.М. Сказки в экологическом воспитании младших школьников // В.М. Минаева, С.В. Чубаро. - Витебск.: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 1999. - С. 5 - 7.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 2462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.009 с.) |