ТОП 10:

МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ



 

Шараг А.В., студентка 4 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Левчук З.К., кандидат педагогических наук, доцент

 

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.

Данная проблема рассматривается в работе В.А.Сухомлинского «О воспитании». В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: «…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» ([2], [93]). Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов» ([3], [277]). Продолжая работу Д.Б. Эльконина, Ш.А. Амонашвили в своей книге «В школу - с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития» ([1], [160]), что и определяет актуальность темы нашей статьи.

При написании статьи был использован такой метод психолого-педагогического исследования, как теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме (изучены работы В.А.Сухомлинского, Д.Б.Эльконина, Ш.А.Амонашвили).

Дидактические игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей, воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, формируется характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто верней». Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях. Игра содействует более глубокому усвоению пройденного материала. Например, при закреплении знания таблицы сложения с переходом через десяток можно использовать игру «Поймай рыбку». На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:

 

7+8 9+6 9+7 16-8 13-6

9+3 14-6 15-7 18-9 8+5

Двое учащихся выходят к доске и начинают решать примеры. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведённого на вычисления, ученики сверяют свои ответы с ответами на доске. Тот из учеников у доски, кто выполнил большее количество заданий, «поймал» больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре. Эту игру можно использовать при изучении таблицы умножения.

Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 и таблицы умножения можно использовать игру «Самый быстрый почтальон». Учитель раздаёт пяти ученикам по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание (умножение или деление). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры от 1 до 10, или ответы таблицы умножения). Почтальоны должны быстро определить на конверте № дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицы, внести в урок элемент соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть собранными, внимательными.

Многие игры лучше строить на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например, учащимся дается самостоятельная работа в виде игры «Кто первый добежит до финиша?» Так как это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого ученика разная. Хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам – составить задачу по краткой записи и закончить её решение.

Карточка № 1

  ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ
1 покупатель Одинаковая На 18 руб. больше
2 покупатель Одинаковая ?

Карточка № 2

  ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ
1 покупатель Одинаковая На 18 руб. больше
2 покупатель Одинаковая ?

Решение: 1) 7-5=… (м) 2) 18: …=… (руб.) 3) …

 

На таких уроках ставится цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки по математике.

Таким образом, дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

 

Список цитированных источников:

1. Амонашвили, Ш.А. В школу – с шести лет / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

2. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – Издание 5-е. – М.: Издательство политической литературы, 1985. – 270 с.

3. Эльконин, Д.Б. Психология игры: монография / Д.Б. Эльконин.– М.: Педагогика, 1978. – 304 с.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.007 с.)