ТОП 10:

Активизация познавательной деятельности



Учащихся на уроке музыки посредством

Информационных технологий

 

Ядревская А.В.,студентка 6 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Карташев С.А., кандидат педагогических наук, доцент

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок хочет и должен чувствовать себя комфортно в постоянно меняющихся социально-экономических условиях жизни. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств, играющих важную роль в развитии общества.

Под информационной технологией понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информационных данных для получения информации нового качества об объектах, явлениях или процессах [2; 4].

Обращение к проблеме применения компьютера и информационных технологий в образовании в последнее время приобрело системный характер. Однако принципиально новой она не является. Отношения типа «человек - машина» появились в обучении еще в 1954 г., когда была издана книга Н.Винера «Кибернетика и общество». Далее разработкой и исследованиями этой проблемы занимались Б.С. Гершунский, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина и другие ученые [3]. Анализ их работ позволил сделать вывод о качественно новых возможностях организации учебного процесса в школе на основе использования информационных технологий.

В настоящее время ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предметам музыкально-эстетического цикла, которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Отечественные и зарубежные исследователи всё чаще обращаются к этой проблеме, интегрируя в целостном единстве такие понятия как искусство, воспитание, компьютер. Процесс обучения с привлечением компьютерной техники на уроке имеет большие возможности и широкие перспективы среди большого количества разнообразных методик.

Известно, что процесс глубокого познания искусства происходит за счёт вовлечения субъекта в деятельно-практическое его освоение. Поэтому информационные технологии, сегодня, являются мощным и действенным средством, как в активизации познавательной деятельности, эстетической активности школьников, так и в формировании у них эстетического интереса, от которого будет зависеть дальнейшее развитие личности.

Применение информационных технологий на уроках позволяет:

ü активизировать учебную деятельность;

ü повысить эффективность и качество учебной деятельности;

ü развить культуру самостоятельной работы учащихся;

ü расширить сферу самостоятельной деятельности школьника;

ü по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники;

ü обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;

ü помогать активизации творческого потенциала ребенка;

ü способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

ü формировать духовный мир ребенка [3].

Результативность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя. Это систематичность применения информационных технологий, компетентность учителя в компьютерных технологиях, интерес и инициатива самого учителя, творчество.

На уроке музыки можно использовать следующие музыкальные компьютерные средства: музыкальные редакторы, энциклопедии, игровые программы, программы-тесты и викторины, комбинированные программы.

Рассмотрим подробнее эти музыкально-компьютерные средства.

Музыкальные редакторы раскрывают школьникам возможность для экспериментирования с электронными звуками. Ученик может создать композицию, задавая систему выразительных средств музыки, используя программу музыкального редактора.

Энциклопедии,написанные в основном как базы данных, больше предназначены для индивидуальной работы ученика с компьютером. Например, энциклопедия «Классическая музыка» иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов, имеет 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Большой интерес представляет «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где имеются сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки, прослушать запись или просмотреть видеоклип.

Программа «Музыкальный класс» - обучающего характера - идеально подходит для учащихся младших классов. Дети имеют возможность самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки.

Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на уроках: объяснения нового материала, формирования и усвоения умений и навыков, обобщающих уроках, повторения и закрепления знаний [4].

Особый интерес для учебного процесса представляют игровые музыкальные программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Например, программа с игровыми элементами «Классическая музыка из мультфильмов», которая предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит, назвать мультфильм и автора музыки. Это – «Вальс цветов» П.И.Чайковского, «Венгерская Рапсодия» Ф.Листа, ария «Фигаро» В.А.Моцарта и др. Такие программы помогают активизировать внимание учеников, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей.

Через программу «Дракоша в мире музыки» дети могут познакомиться с музыкальными инструментами (звучанием, изображением, описанием), композиторами (биографией, произведениями, интересными сведениями, звучанием их произведений), нотной грамотой, музыкальной терминологией; поиграть на виртуальном пианино или в игры «Угадай мелодию», «Дарц», «Волейбол», «Сыграй мелодию», «Нотный тетрис», «Музыканты» и др. Программа оснащена тестированием по различным темам. Она ярко оформлена и дает возможность школьникам с удовольствием погрузиться в чарующий мир музыки.

Программы-тесты и викторины разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Также существуют в каждой программе специальные викторины на закрепление учениками материала, с которым они ознакомились. Можно работать в музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где дети определяют инструменты, ансамбли, ноты и многое другое.

Комбинированные программы объединяют возможности всех или нескольких групп программ. К этой группе можно отнести программу «Фредерик Шопен», которая переносит учеников в мир польского композитора. Она дает школьникам исследовательскую среду, которая привносит элемент творчества для развития их воображения и фантазии.

Программу «П.И.Чайковский. Жизнь и творчество» от других отличает профессиональное накопление учебного материала, необходимого для музыкального обучения учащихся. Разработана викторина, которая проверяет знания по трем направлениям: музыкальные произведения, биография композитора, угадай мелодию. В данной программе авторами предложены подсказки для проверки знаний учеников или для уточнения ответов.

Принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры учениками и преподавателям предоставляет телекоммуникационная технология, а именно сеть Интернет. Прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации со всего мира по вопросам музыкального искусства - все это осуществляется через сеть Интернет. Например, сайты многих оперных компаний, представленных в Интернете (http://www.metguild.org/links.htm), дают возможность детям ознакомиться с оперным искусством. Так, на Web-сайтах Метрополитен оперы (Америка) (http://www.metopera.org) или Teatro alla Scala (Италия) (http://www. lascala.milano.it) можно найти фотографии звезд оперы, копии фрагментов партитур, аудио-видеозаписи мастеров оперной сцены. В фойе музея познакомиться с уникальными экспонатами (например, пианино, на котором Джузеппе Верди брал первые уроки музыки), рассмотреть сцену за кулисами.

Широко могут использоваться на уроках музыки презентации, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации эффективно используются на различных этапах урока: при объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы. При закреплении знаний на уроке можно организовать групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, что создает благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.

Применяются на уроках музыки также чисто музыкальные файлы при хоровом или индивидуальном пении на изучаемом языке («караоке»).

Таким образом, информационные технологии помогают значительно усилить индивидуализацию обучения; развивают музыкальный интерес школьников, музыкальное восприятие, навыки глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; активизируют познавательную деятельность учащихся; обеспечивают положительную мотивацию обучения, рационально организовывают учебный процесс, повышая эффективность урока; формируют навыки исследовательской деятельности, эстетическое, эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; способствуют изменению самооценки учащихся, воспитанию активности и самостоятельности.

Однако не следует забывать и о санитарно-гигиенических нормах: работа ученика начальной школы за компьютером не может продолжаться более 15 минут. Поэтому использование компьютера на уроке музыки не должно противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видеометода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

Применяя новые информационные технологии на уроке, нельзя забывать о том, что это урок музыки - это общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. У нас другой путь: «включение учащихся в творческое взаимодействие, диалог с композитором, произведением, другим видом искусства, персонажем, учителем, друг с другом в поисках личного чувства, личного смысла, Красоты и Добра» [1].

Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности каждого ребёнка.

 

Список цитированных источников:

1. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с 12-летним сроком обучения / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Изд-во Юнипресс, 2006. – 384 с. – (Серия «Музыка»).

2. Живицкая, Е.Н. Информационные технологии: учебное пособие для учащихся экон. Специальностей учреждений, обеспечивающих получение сред. спец. образования / Е.Н. Живицкая, И.Г. Орешко, Э.С. Иванова. – Минск: Беларусь, 2008. – 205 с.: ил.

3. Пунчик, В.Н. Мультимедийное сопровождение учебного процесса – Минск: Красико-Принт, 2009. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).

4. Якименко, И.В. Информационные технологии в работе учителя-предметника. – Адукацыя і выхаванне. – 2010. – № 6. С. 18-21.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.29.254 (0.006 с.)