Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новые подходы в методике преподаванияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КОММУНИКАТИВНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Халючкова В.В., преподаватель (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
В современной лингводидактике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку. В рамках данного подхода, коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих целей обучения русскому языку и выступает как интегрирующая основа для объединения обучения грамоте, русского языка и литературного чтения в единую систему. Перспективность такого подхода уже не вызывает сомнений у методической общественности, что нашло отражение и в государственном стандарте по русскому языку. В Концепции языкового образования указывается на необходимость коммуникативно-ориентированного содержания и методики преподавания языков. [1] Программа по русскому языку для начальной школы основана на коммуникативном принципе, что требует ориентации на получение сведений о языке с учетом их практической значимости. [5] Данная точка зрения основана на том, что язык – это развивающаяся система, которая неразрывно связана с мышлением человека и служит для общения и обмена информацией, т.е. для коммуникации. Коммуникативная функция языка является ведущей. [2] Начиная с 30-х годов программа по русскому языку – в той или иной формулировке – ориентировала на вооружение учащихся знаниями основ науки о языке и формирование умений и навыков владения языком. При этом структура и содержание курса определялась прежде всего первой целью: основная часть программы отражала описание строя языка в логике лингвистической науки (фонетика, словообразование, лексика, грамматика).[3] Однако же, пишет Купалова А.Ю., сами сведения о языке не расцениваются как предмет самостоятельного изучения. Их главная роль – “быть базой, средством, инструментом формирования и совершенствования умений и навыков владения языком” [3, с.47]. Подлинно практически направленным курс родного языка будет в том случае, если цель изучения последнего в школе, а соответственно и структура, содержание курса будут определяться основной функцией самого языка – служить универсальным средством речевого общения. Это означает, что основной целью обучения языку в школе следует признать формирование и совершенствование умений и навыков речевой деятельности в ее основных видах, сферах, формах. В следствие этому представляется оправданным идти не от основ науки о языке к тому, что может дать их изучение для практики речи, а от ведущих умений и навыков речевой деятельности к отбору теоретического материала, который обеспечит сознательную работу над ними. Школе необходим коммуникативно направленный курс в преподавании языков, предусматривающий и обеспечивающий работу над умениями свободно осуществлять речевое общение в устной и письменной форме, применять выработанные обществом правила речевого поведения, целесообразно использовать ресурсы родного языка в различных ситуациях жизненной практики. [3] На основе анализа имеющихся типов классификации коммуникативных умений, мы выделили следующую группу, формирование которых позволит наиболее тщательно подойти к проблеме подготовки детей младшего школьного возраста к формированию у них коммуникативной культуры. 1. Ставить (осознавать) коммуникативные задачи (сообщать, узнать, побудить, согласиться, отказать, попросить, предложить и пр.). 2. Планировать речевые действия: - при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать ведущий тип речи (повествование, описание, рассуждение); - при восприятии осознавать свою установку (доверительную, критическую, творческую и др.), уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего. 3. Реализовывать замысел речи: - при создании высказывания развивать тему, не теряя из виду основную мысль, отбирая необходимое содержание, соблюдая нужную последовательность в его раскрытии, точно формулируя каждую мысль и отбирая языковые средства с учетом коммуникативной задачи и условий речи; - при восприятии прослеживать логику развития мысли говорящего (автора), улавливать основную мысль всего высказывания, выявлять микротемы, адекватно воспринимать отношение говорящего (автора) к предмету речи. 4. Осуществлять контроль за речью: - при создании высказывания оценивать соответствие его ситуации общения, замыслу, требованиям культуры речи и речевого поведения, воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т.п.), совершенствовать написанное; - при восприятии – осознавать степень понимания высказывания, оценивать соответствие установке и задаче восприятия, пользоваться приемами достижения понимания (возвращение к прочитанному, уточнение сказанного при помощи вопросов, выяснение значений непонятных слов и т.д.). 5. Выражать свои мысли и воспринимать чужие при диалогической форме общения: - своевременно вступать в разговор и завершать его; - вызывать желаемую реакцию собеседника в соответствии с коммуникативной задачей; - тактично уточнять непонятное, переспрашивать, задавать вопросы; - быстро реагировать на реплики собеседника, не отходя от темы разговора. 6. Этикетные нормы общения и умение им следовать. 7. Несловесные средства общения: понимание и активное использование. 8. Ориентировка во времени при создании высказываний (ориентироваться во времени, создавая высказывания соответствующих размеров, не теряя при этом главной идеи и не упуская существенных деталей). 9. Воспроизводить (пересказывать) прочитанное, услышанное, читать наизусть. Смена приоритетной цели обучения русскому языку должна требовать также и пересмотра критериев отбора и организации лингвистического материала в школьном курсе, усиления функциональных аспектов изучения языковых единиц, т.е. осмысления их роли, назначения и использования в речи. Следует изменить системообразующую основу курса. Его содержание должно развертываться не в логике науки о языке, а в направлении развития коммуникативно-познавательной деятельности учащихся при изучении языка. Вне речи языковые средства – не более как набор мертвых знаков. Необходимо изучать средства языка в неразрывной связи с языкопользованием, с речью. Иными словами, изучение грамматики в школе должно осуществляться на основе лучших образцов живой речи — как письменной, так и устной, — и завершаться, осмысляться в речи самих школьников. Усвоение грамматических явлений детьми проходит одновременно с наблюдением над функционированием этих явлений в речи, с пониманием их роли в выражении мысли и ее тончайших оттенков. Форма же сама по себе воспринимается как средство решения смысловой задачи. Именно такой путь обеспечивает подлинное осознание грамматики, а усвоение грамматических форм без опоры на речь, на функционирование этих форм может привести к излишнему формализму в знаниях учащихся. В речевой деятельности имеет место осуществление дидактического принципа связи теории с практикой при обучении языкам. Исходя из того, что только в речи, в живом языкопользовании могут быть поняты законы грамматики, ибо сама грамматика – это свод закономерностей функционирования языка, не может быть ни малейшего сомнения в том, что изучение грамматики не должно отрываться от живой речи самих детей. По мнению Л.А. Муриной и Г.М. Волочко, в процессе языкового образования необходима такая функциональная грамматика, которая содержит: - языковые единицы и их функцию в тексте; - семантические категории и их варианты, которые передаются взаимосвязанными разноуровневыми средствами (лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими). Из этого исходит, что предметом функциональной грамматики являются грамматические явления в процессе их функционирования. [4, с. 29] Подводя итоги, можно придти к выводу, что коммуникативная грамматика необходима для решения коммуникативных задач в процессе обучения языкам и для реализации коммуникативно-деятельностного подхода в целом. Функциональная грамматика должна раскрывать особенности языка и правила их функционирования с расчетом на практические цели обучения.
Список цитированных источников: 1. Канцэпцыя моўнай адукацыі ў школах Беларусі // Настаўніцкая газета.- 1992. – 14 сакавіка. – С.15-16 2. Концепция обучения русскому языку в 12-летней общеобразовательной школе (проект) / Л.А. Мурина [и др.] // Русский язык и литература. – 2005. – №8. – С. 3–5. 3. Купалова, А.Ю. Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) / А.Ю. Купалова // Русский язык в школе. – 1988. – №4. – С. 45-50. 4. Мурына, Л.А. Сістэмна-функцыянальны і каммунікатыўна-дзейнасны падыходы пры навучанні мовам у школе / Л.А. Мурына, Г.М. Валочка // Беларуская мова і літаратура. – 2006. – №10. – С.28-32. 5. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним срокам обучения 1-4 классы. – Мн.: Изд-во “Белорусский Дом печати”, 2004. – 271 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.011 с.) |