Новые подходы в методике преподавания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые подходы в методике преподавания



КОММУНИКАТИВНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Халючкова В.В., преподаватель

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

 

В современной лингводидактике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку. В рамках данного подхода, коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих целей обучения русскому языку и выступает как интегрирующая основа для объединения обучения грамоте, русского языка и литературного чтения в единую систему. Перспективность такого подхода уже не вызывает сомнений у методической общественности, что нашло отражение и в государственном стандарте по русскому языку. В Концепции языкового образования указывается на необходимость коммуникативно-ориентированного содержания и методики преподавания языков. [1] Программа по русскому языку для начальной школы основана на коммуникативном принципе, что требует ориентации на получение сведений о языке с учетом их практической значимости. [5] Данная точка зрения основана на том, что язык – это развивающаяся система, которая неразрывно связана с мышлением человека и служит для общения и обмена информацией, т.е. для коммуникации. Коммуникативная функция языка является ведущей. [2]

Начиная с 30-х годов программа по русскому языку – в той или иной формулировке – ориентировала на вооружение учащихся знаниями основ науки о языке и формирование умений и навыков владения языком. При этом структура и содержание курса определялась прежде всего первой целью: основная часть программы отражала описание строя языка в логике лингвистической науки (фонетика, словообразование, лексика, грамматика).[3]

Однако же, пишет Купалова А.Ю., сами сведения о языке не расцениваются как предмет самостоятельного изучения. Их главная роль – “быть базой, средством, инструментом формирования и совершенствования умений и навыков владения языком” [3, с.47]. Подлинно практически направленным курс родного языка будет в том случае, если цель изучения последнего в школе, а соответственно и структура, содержание курса будут определяться основной функцией самого языка – служить универсальным средством речевого общения. Это означает, что основной целью обучения языку в школе следует признать формирование и совершенствование умений и навыков речевой деятельности в ее основных видах, сферах, формах. В следствие этому представляется оправданным идти не от основ науки о языке к тому, что может дать их изучение для практики речи, а от ведущих умений и навыков речевой деятельности к отбору теоретического материала, который обеспечит сознательную работу над ними. Школе необходим коммуникативно направленный курс в преподавании языков, предусматривающий и обеспечивающий работу над умениями свободно осуществлять речевое общение в устной и письменной форме, применять выработанные обществом правила речевого поведения, целесообразно использовать ресурсы родного языка в различных ситуациях жизненной практики. [3]

На основе анализа имеющихся типов классификации коммуникативных умений, мы выделили следующую группу, формирование которых позволит наиболее тщательно подойти к проблеме подготовки детей младшего школьного возраста к формированию у них коммуникативной культуры.

1. Ставить (осознавать) коммуникативные задачи (сообщать, узнать, побудить, согласиться, отказать, попросить, предложить и пр.).

2. Планировать речевые действия:

- при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать ведущий тип речи (повествование, описание, рассуждение);

- при восприятии осознавать свою установку (доверительную, критическую, творческую и др.), уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего.

3. Реализовывать замысел речи:

- при создании высказывания развивать тему, не теряя из виду основную мысль, отбирая необходимое содержание, соблюдая нужную последовательность в его раскрытии, точно формулируя каждую мысль и отбирая языковые средства с учетом коммуникативной задачи и условий речи;

- при восприятии прослеживать логику развития мысли говорящего (автора), улавливать основную мысль всего высказывания, выявлять микротемы, адекватно воспринимать отношение говорящего (автора) к предмету речи.

4. Осуществлять контроль за речью:

- при создании высказывания оценивать соответствие его ситуации общения, замыслу, требованиям культуры речи и речевого поведения, воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т.п.), совершенствовать написанное;

- при восприятии – осознавать степень понимания высказывания, оценивать соответствие установке и задаче восприятия, пользоваться приемами достижения понимания (возвращение к прочитанному, уточнение сказанного при помощи вопросов, выяснение значений непонятных слов и т.д.).

5. Выражать свои мысли и воспринимать чужие при диалогической форме общения:

- своевременно вступать в разговор и завершать его;

- вызывать желаемую реакцию собеседника в соответствии с коммуникативной задачей;

- тактично уточнять непонятное, переспрашивать, задавать вопросы;

- быстро реагировать на реплики собеседника, не отходя от темы разговора.

6. Этикетные нормы общения и умение им следовать.

7. Несловесные средства общения: понимание и активное использование.

8. Ориентировка во времени при создании высказываний (ориентироваться во времени, создавая высказывания соответствующих размеров, не теряя при этом главной идеи и не упуская существенных деталей).

9. Воспроизводить (пересказывать) прочитанное, услышанное, читать наизусть.

Смена приоритетной цели обучения русскому языку должна требовать также и пересмотра критериев отбора и организации лингвистического материала в школьном курсе, усиления функциональных аспектов изучения языковых единиц, т.е. осмысления их роли, назначения и использования в речи. Следует изменить системообразующую основу курса. Его содержание должно развертываться не в логике науки о языке, а в направлении развития коммуникативно-познавательной деятельности учащихся при изучении языка.

Вне речи языковые средства – не более как набор мертвых знаков. Необходимо изучать средства языка в неразрывной связи с языкопользованием, с речью. Иными словами, изучение грамматики в школе должно осуществляться на основе лучших образцов живой речи — как письменной, так и устной, — и завершаться, осмысляться в речи самих школьников.

Усвоение грамматических явлений детьми проходит одновременно с наблюдением над функционированием этих явлений в речи, с пониманием их роли в выражении мысли и ее тончайших оттенков. Форма же сама по себе воспринимается как сред­ство решения смысловой задачи. Именно такой путь обеспечивает подлинное осознание грамматики, а усвоение грамматических форм без опоры на речь, на функционирование этих форм может привести к излишнему формализму в знаниях учащихся. В речевой деятельности имеет место осуществление дидактического принципа связи теории с практикой при обучении языкам. Исходя из того, что только в речи, в живом языкопользовании могут быть поняты законы грамматики, ибо сама грамматика – это свод закономерностей функционирования языка, не может быть ни малейшего сомнения в том, что изучение грамматики не должно отрываться от живой речи самих детей.

По мнению Л.А. Муриной и Г.М. Волочко, в процессе языкового образования необходима такая функциональная грамматика, которая содержит:

- языковые единицы и их функцию в тексте;

- семантические категории и их варианты, которые передаются взаимосвязанными разноуровневыми средствами (лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими).

Из этого исходит, что предметом функциональной грамматики являются грамматические явления в процессе их функционирования. [4, с. 29]

Подводя итоги, можно придти к выводу, что коммуникативная грамматика необходима для решения коммуникативных задач в процессе обучения языкам и для реализации коммуникативно-деятельностного подхода в целом. Функциональная грамматика должна раскрывать особенности языка и правила их функционирования с расчетом на практические цели обучения.

 

Список цитированных источников:

1. Канцэпцыя моўнай адукацыі ў школах Беларусі // Настаўніцкая газета.- 1992. – 14 сакавіка. – С.15-16

2. Концепция обучения русскому языку в 12-летней общеобразовательной школе (проект) / Л.А. Мурина [и др.] // Русский язык и литература. – 2005. – №8. – С. 3–5.

3. Купалова, А.Ю. Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) / А.Ю. Купалова // Русский язык в школе. – 1988. – №4. – С. 45-50.

4. Мурына, Л.А. Сістэмна-функцыянальны і каммунікатыўна-дзейнасны падыходы пры навучанні мовам у школе / Л.А. Мурына, Г.М. Валочка // Беларуская мова і літаратура. – 2006. – №10. – С.28-32.

5. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним срокам обучения 1-4 классы. – Мн.: Изд-во “Белорусский Дом печати”, 2004. – 271 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.007 с.)