Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятия педагогической профессииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лисовская А.П., учащаяся 4 курса (г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Чалей И.Д., преподаватель, магистр педагогических наук
Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. [5]. Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям [4]. Система профессионального образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности – формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда. Имидж имеет не меньшее значение, чем культура поведения. Другими словами, он является определенной визитной карточкой учителя и важнейшей составляющей формирования первого впечатления о личности, поскольку, как правило, воспринимается окружающими как знак привлекательности или непривлекательности [5]. Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности и всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей стороной. Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими. Деятельность личности раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действий на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении. Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя". Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджа учителя, но и создать самим инструментарий по его формированию. Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые хотят из нас спроецировать [5]. Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими [5, с. 46]. Психологи выделяют создателей имиджа: 1) сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить; 2) имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.; 3) большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение; 4) его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники. Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я". Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации человек получает при вербальном общении и 65% – при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я", на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Таким образом, секрет успеха профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин – психологии, экономики, социологии, политологии – появляются специальные научно-практические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится формирование образов, в том числе и социальных. Оперируя преимущественно в пространстве символов, они, тем не менее, способствуют решению задач в реальной жизни. Образ призван подчеркнуть неповторимость личности и рассказать о внутреннем мире человека, его характере. Он формирует отношение людей к его обладателю. А правильно созданный образ формирует позитивное отношение людей, составляющие которого – уважение, симпатия, признание, доверие. Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Ему как публичному человеку необходимо понимать, что внешний вид – это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми. Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и аккуратно. Нужно заметить, что под «строго» имеется в виду не скучно, закрыто и бесформенно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным и совсем не мрачным. А также- макияж, стрижка, укладка, ухоженные ногти. Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и слушать. Немаловажной составляющей также является правильный выбор тона разговора, тембра голоса и жестикуляции [3]. Следует отметить, что для создания привлекательного образа и симпатии учеников учителю необходимо пользоваться следующими приёмами: - улыбаться; - смотреть на разные ситуации с юмором и уметь посмеяться над собой; - быть естественным; - делать комплименты; - следовать правилам этикета; - быть дружелюбным. Для того чтобы установить, каково влияние имиджа современного учителя на восприятие педагогической профессии, учащимся младших классов ГУО “СШ №2 г. Полоцка” было предложено анкетирование “Описание внешнего облика современного учителя”. Вопросы анкеты: 1. Какое выражение лица должно быть у современного учителя? 2. Какое телосложение должен иметь современный учитель? 3. Какая причёска должна быть у современного учителя? 4. Как обязан быть одет современный учитель? 5. Какого цвета одежду должен носить современный учитель? 6. На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем? 7. Какие качества учителя вы цените больше всего? Желаемый образ современного учителя для учеников начальных классов: улыбающийся, с аккуратной причёской, в костюме, предпочтительнее спокойных тонов, добрый. Эта же анкета была предложена учащимся Полоцкого колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова». В перечень основных характеристик современного педагога, кроме указанных выше, они включили справедливость. Исследование показало, что и младшие школьники, и учащиеся хотят видеть перед собой профессионала не только в области образования, но и в области визуальной привлекательности и личного обаяния. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.
Список цитированных источников: 1. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности: учебное пособие для вузов / А.А. Бодалев: – Л.: ЛГУ, 1970. – 256 с. 2. Демидова, И.Н. Ваш гардероб-стиль-имидж: учебное пособие / И.Н.Демидова. – Минск: Миринда, 2008. – 264 с. 3. Ерзекова, Н.В. Искусство красиво одеваться: учебное пособие для вузов / Н.В. Ерзекова: – Рига: Импакт, 2007. 4. Калюжный, А.А. Содержание профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию школьников [Текст]: учебное пособие А.А. Калюжный: - Алматы: Изд-во АГУ им. Абая. 1994. - 369 с. 5. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебное пособие / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1997. – 283 с. 6. Рюкле, X. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение: учебное пособие для вузов / Х.Рюкле. – М.: Интерэксперт, 1996. – 216 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.008 с.) |