Правовая политика как элемент правовой системы: понятие, формы, принципы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая политика как элемент правовой системы: понятие, формы, принципы.



Правовая политика – это один из видов политики как родового интеграционного понятия.

Правовая политика– это один из элементов правовой системы, представляющий собой комплекс идей, задач, целей, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Подавляющая часть внутренней и внешней политики государства реализуется через право, его нормы, прежде всего конституционные; облекается в законодательные формы и опирается на возможность принуждения со стороны государства.

Правовая политика – это особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли её официальных лидеров и властных структур. Эта политика воплощается прежде всего в законах, конституциях, кодексах, других основополагающих НПА, направлена на охрану и защиту данного общественного строя, развитие и совершенствование общественных отношений.

Признаки правовой политики:

1) основывается на праве и связана с правом;

2) осуществляется правовыми методами;

3) охватывает главным образом правовую сферу деятельности;

4) опирается на государственной принуждение;

5) является публичной, официальной;

6) отличается нормативно-организационными началами.

Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по сути и формы осуществления правовой политики.

Правовая политика всегда обслуживает прежде всего интересы государства, а через государство – интересы общества, граждан. Правовая политика может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на твёрдую, легитимную, авторитетную власть.

Романно-германская правовая семья.

Романо-германская правовая система возникла в результате рецепции (заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов) римского права.

Романно-германская правовая система (семья) получила распространение в: Континентальной Европе, Латинской Америке, Турции, России.

Закон – основной источник права, который принимается правотворческими органами, обладает высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Также источниками являются обычай, который закрепляется в законах или в противном случае играет второстепенную роль, и судебная практика. Согласно действующей доктрине судебная практика не является источником права. Но тем не менее существующие противоречия, пробелы законодательства и широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусловили разработку судьями принципиальных решений, уточняющих положения закона, которыми должны руководствоваться все судебные органы.

Особенности романно-германской правовой семьи:

1) Обобщённый, абстрактный характер нормы;

2) Системно-иерархический характер построения норм права;

3) Проблемы конкретизации, толкования правовых норм;

4) Существуют многочисленные пробелы в праве.

Структура права:

1) деление на публичное право и частное право;

2) высокий уровень системности;

3) последовательное деление на отрасли и институты.

Англосаксонская правовая семья.

Эта правовая семья наиболее распространена в мире правовых семей. Ею охватываются территорий таких государств, как Англия, США, Канада, Австралия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многих других

Основной источник права– судебный прецедент, который создается высшими судебными инстанциями. Он имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой. Также источником является закон, образующий статутное право. Закон может отменить прецедент, хотя имеет второстепенный характер по отношению к прецеденту, так как при издании закона он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Тогда он будет действующим.

Другим источником является обычай, который уменьшает свое влияние, хотя его роль была огромна при формировании англосаксонской правовой системы. Он заполняет пробелы в праве. Последний источник права юридическая доктрина (именно судебные комментарии, описания прецедентной практики), которая имеет повсеместное признание и используются при решении конкретных дел.

Особенности англосаксонской правовой семьи:

1) Деление норм на законодательные и прецедентные;

2) Высокий уровень конкретизации правового предписания (казуистический характер);

3. Отсутствие пробелов в праве.

3. отсутствие в английский правовой системе, составляющей основу англосаксонского права, четко выраженного по сравнению с континентальным правом деления на отрасли права;

Структура права:

1) Деление на общее право и право справедливости;

2) Низкий уровень системности и систематизации правовых норм.

Семья религиозного права.

Отличительными чертами мусульманской правовой семьиявляется то, что:

• одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, Коране, Сунне, Иджме;

в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы
стран мусульманской правовой семьи
являются:

• признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости;

• переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;

• вторичное значение нормативно-правовых актов;

• незначительная роль судебной практики;

• большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);

• непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;

• приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.

Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права(например: индуистского - Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.

120. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности

Право и государство играют главную роль в обеспечении социальной безопасности государства.

Безопасность государстваможно охарактеризовать такими параметрами, как поддержание конституционных общественных отношений; укрепление государственной власти; экономическое могущество; законность; территориальная целостность и нерушимость границ.

Безопасность гражданского общества (общественная безопас­ность)может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; эконо­мическое благополучие граждан; демократический плюрализм; открытость общества; национальная определенность граждан­ского общества.

Концепция социальной (на­циональной) безопасностиявляется совокупностью государственной и общественной безопасности. Социаль­ная безопасность становится универсальной системой взаимной за­щиты прав и интересов личности, общества и государства. При этом государственная безопасность выступает средством, а обще­ственная безопасность - целью определения и защиты жизненно важных интересов граждан.

Правовые основы социальной безопасностиРоссии заложены в Кон­ституции РФ, общепризнанных нормах меж­дународного права, международных договорах и соглашениях, в которых участвует Россия, законодательстве РФ.

Соответствующие документы отражают совокупность офици­ально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного харак­тера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Главной целью обеспечения социальной безопасностиявля­ется создание и поддержание такого экономического, политичес­кого, международного и военно-стратегического положения стра­ны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль также при­надлежит государству и его органам. В рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти.

Не только государство и его органы являются субъектами обес­печения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, ко­торые обладают правами и обязанностями по участию в обеспече­нии безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Основной объем функций по обеспече­нию безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспе­чения безопасности. Именно орга­ны исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности

Семья религиозного права

К религиозным правовым семьям можно отнести: мусульманское право (ислам), индусское право (индуизм), еврейское право (иудаизм), традиционное право Китая и Японии, исходящее из конфуцианского мировоззрения. Для религиозных правовых семей характерно, что право здесь представляет собой часть единой и универсальной системы регулирования общественных отношений. Нет четкого разграничения на правила правовые, моральные и религиозные. Понимание права в религиозных системах шире, чем в светских. Право в них охватывает все стороны жизни человека, а не только юридические отношения. Важнейшим источником религиозного права являются божественные откровения, священные писания.

Общая характеристика мусульманского права:

Норма права воспринимается, как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

Выделяют четыре главных источника мусульманского права: Коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В сунне также доминируют нравственно религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

К второстепенным источникам относятся закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Семейное право представлено «правом личного статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены нормами, заимствованными из романо-германским правовой семьи.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например, Танзании, Уганды, Кении.

Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней.

Для этой правовой системы характерны:

Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них – отлучение от касты.

Источником права и религии считаются веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества.

После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, но лишь следит за их соблюдением и правильным применением.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.014 с.)