Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акты применения норм права: понятие, виды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Акт применения норм права – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела и облекаемое в документальную форму. Характерные признаки: 1) Имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам; 2) Являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства; за не исполнение таких актов могут последовать санкции; 3) Не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения); 4) Исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие; 5) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; 6) обеспечиваются государственным принуждением. Виды правоприменительных актов: 1) По отраслевому признаку: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные, финансовые и тд. 2) По субъектам их издания: - акты органов государственной власти; - акты органов государственного управления; - акты контрольно-надзорных органов; - акты судебных органов; - акты органов МСУ. 3) По юридической природе: - правоохранительные; - правоисполнительные; - правовостановительные; - правообеспечительные. 4) По последствиям: - правообразующие; - правопрекращающие; - правоизменяющие. 5) По форме выражения: письменные и устные. 6) По способу принятия: коллегиальные и единоличные. 7) По характеру волевого воздействия: регулятивные и охранительные. 8) По значимости: основные и вспомогательные. 9) По названию: могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, указания и т.д. Пробелы в праве: понятие, виды. Институт аналогии в праве. Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. В условиях законности наличие пробелов в праве в принципе нежелательно. Это явный недостаток действующей правовой системы, обусловленный отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства, своевременному учету в нем тенденций развития общественной жизни, изъянами законодательной техники. Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершеннее, тем прочнее законность. В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса. Здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона – решение дела, имеющего юридическую значимость на основании нормы права, регулирующей сходные по содержанию общественные отношения. Аналогия права – решение дела, имеющего юридическую значимость на основе общих начал и принципов права. К аналогии права обращаются лишь тогда, когда невозможно подобрать близкую, аналогичную норму. При этом следует помнить, что в правовой системе аналогия права должна применяться лишь в порядке исключения. Субсидиарная (дополнительная) аналогия – при рассмотрении, к примеру, гражданского дела суд применяет сходные нормы из других отраслей права. Отсутствие применения аналогии права и аналогии закона при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности — гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования, уверенности граждан в том, что они не будут привлечены к ответственности без законных на то оснований. Виды пробелов: 1) По времени возникновения: - первоначальные ("недосмотр законодателя"); - последующие – обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения. 2) - реальные; - мнимые – когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению. 3) - полные – в виде полного отсутствия какого-либо регулирования вопроса; - частичные – в виде неполноты имеющегося регулирования. 4) преодолимые и непреодолимые. 5) По субъективной стороне проявления воли законодателя: - простительные – законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании; - непростительные – законодатель по небрежности не заметил необходимость в правовом регулировании, либо игнорировал правила законодательной техники. Понятие и необходимость толкования норм права. Толкование правовых норм – важнейшее условие их правильного понимания и применения. Толкование норм права – интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации. Задача и цель толкования заключается в том, чтобы установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее, тем более не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Проблема толкования – это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Толкование во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц, их профессиональной подготовки, компетентности, культуры, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как толкует, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса. Прежде чем применить ту или иную правовую норму, ее надо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно. Кроме того, необходимо выяснить действие нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные причины толкования норм права: 1) Сложность или не четкость юридических формулировок, излишняя их краткость, абстрактность, либо, напротив, пространность; 2) Несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, неконкретность; 3) Несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний; 4) Специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации; 5) Законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю, совместить «дух» и «букву» закона; 6) Отдельная норма права действует не изолировано, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать. Уяснение всегда предшествует разъяснению, а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение. При толковании-уяснении норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование представляет собой определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. При толковании-разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.55.43 (0.007 с.) |