Форма российского государства (общая характеристика государственного строя в современной России). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма российского государства (общая характеристика государственного строя в современной России).



Глава IКонституции РФ закрепляет формы правления и государственного устройства, политический режим России. Так, согласно Конституции РФ, РФ – государство суверенное, демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское с республиканской формой правления.

Суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны и независимость её на международной арене. Носитель суверенитета – многонациональный народ РФ.

По форме государственного (политического) режима РФдемократическое, правовое государство.

Демократическое государство – это государство, в котором единственным источником власти выступает народ, а отдельная личность, её права и свободы являются высшей ценностью. Признаки: верховенство (господство) права во всех областях жизни общества; приоритет прав и свобод личности; политическое многообразие (многопартийность); разделение властей.

Правовое государство – это форма организации и деятельности публично-политической власти, обеспечивающей свободы гражданского общества и автономию граждан. Признаки: связанность государства и его органов правом; разделение властей; верховенство конституции; реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность государства и личности; независимость суда.

По форме государственного (политико-территориального) устройства РФфедеративное государство.

Федерация – это форма государственного устройства, в состав которого входят государственные образования – субъекты федерации, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов. Все они перечисляются в ст. 65 Конституции РФ: Республики – 21; Края – 9; Области – 46; Города федерального значения – 2; Автономная область – 1; Автономные округа – 4.

Принципы федеративного построения РФ:

- Государственная целостность;

- Единство системы государственной власти;

- Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти её субъектов;

- Принцип равноправия и самоопределения народов;

- Равноправие субъектов РФ.

По форме правления РФсмешанная республика.

Определяющие признаки: выборность и сменяемость высших органов государства (президент, депутаты Гос. Думы).

С одной стороны имеет признаки президентской республики. Президент – центральная фигура во всём механизме государства. Он представляет государство внутри страны и за её пределами, обладает правом роспуска Гос. Думы, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых Федеральным собранием законов. Президент обладает законодательной инициативой, имеет широкие полномочия по формированию Правительства РФ и контролю за его работой (назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимает решение об отставке Правительства РФ).

С другой стороны имеет признаки парламентской республики. Не Президент, а Премьер-министр является главой правительства. Федеральное собрание может выразить вотум недоверия Правительству. Председатель Правительства назначается Президентом именно с согласия ГосДумы.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на образование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальное государство обязано: создать условия для обеспечения граждан работой; обеспечить гражданам прожиточный минимум; охранять наёмный труд; поддерживать развитие образования, здравоохранения, культуры и др.; проводить социально-ориентированную экономическую политику; проявлять заботу о семье, охранять материнство и детство.

По соотношению с церковью и религией РФ - светское государство.

Признаки: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной; признаётся свобода вероучений и атеизм; церковь отделена от государства, религиозные объединения не участвуют в формировании органов гос. власти.

51. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции.

Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; в) ученый, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к пониманию права. Для идеалистического характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. В рамках материалистического подхода разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования,— государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.

Основные положения данной теории следующие: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, данная теория различает право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.

Позитивистская теория права (К. Бергбом; Г. В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а) право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах); б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Социологическая теория права зародилась в серединеXIXстолетия (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.012 с.)