Предмет теоретического познания государственно-правовой действительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет теоретического познания государственно-правовой действительности.



Предмет теоретического познания государственно-правовой действительности.

Предмет науки -это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание.(то что изучает наука)

Теория государства и права – это политико-юридическая, общетеоретическая, общественная наука, представляющая собой систему обобщённых знаний о государстве и праве, о природе, сущности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования в обществе, выступающая методологическим основанием для развития отраслевых, межотраслевых и прикладных юридических наук.

Предмет теории государства и права:

1. основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

2. государственно-правовые категории и понятия, общие для всех юридических наук (норма права, правоотношение, правонарушение.)

Предмет учебной дисциплины ТГП включает в себя лишь те положения науки, которые являются устоявшимися, типичными, проверенными практикой общественного развития и разделяемые большинством теоретиков государства и права.

Особенности предмета:

1. практичекое единство Г и П. государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолировано они не могут. С одной стороны, государство издаёт и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести офиц. форму регулятора общественных отношений. С другой – в нормах права государство получает своё юр.оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы гос.деятельности.

2. теретическое единство Г и П обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. ТГП как целостная наука: теория государства (государствоведение) и теория права (правоведение).

3. двойственность объектов и единство предмета. Предмет у каждой науки свой, а объектом изучения философии, социологии и др. также может являться Г и П. Каждая общественная наука имеет свой предмет – сферу, участок, проблематику.

Теории государства и права как науке присущи следующие черты (природа ТГП)

— это общественная наука, так как она изучает такие общественные явления, как государство и право, чем обуслов­ливается ее отличие от ряда других наук (естественных, тех­нических);

— это общетеоретическая наука, поскольку выявляет и объ­ясняет общие закономерности возникновения, развития и функ­ционирования государства и права, обобщает роль государства и права в жизни общества;

— это философская наука, так как, освещая общие законо­мерности государства и права под углом зрения философско­го осмысления соотношения государства и права между собой и другими общественными явлениями, разрабатывает вопросы метода изучения государственно-правовых явлений;

— это методологическая наука, так как на базе соответст­вующего философского подхода она разрабатывает логику, ди­алектику, методологию и в целом теорию познания государст­венно-правовых явлений;

— это фундаментальная наука, поскольку, представляя сис­тему обобщенных знаний о государстве и праве, она имеет отправное значение для отраслевых юридических наук;

— это наука политическая, так как государство и право но­сят политический характер, выполняют политические функции, а изучающая их сущность и закономерность наука не может не воспринимать черты объекта своего изучения

 

 

Социальная ценность теоретической науки о государстве и праве. Функции ТГП.

Теория государства и права - одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности.

Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин.

Качественное знание исходных понятий теории государства и права позволит обучаемым на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.

С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

Гносеологическая функция (гносеология - теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

 

 

Политический (государственный) режим как содержательно-динамическая сторона и выражение государственной власти: понятие, разновидности.

Структура нормы права.

Структура нормы права – упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность.

Структура нормы права состоит из следующих элементов.

1) Гипотеза – элемент нормы права, указывающий на условия её действия, применения, которые определяются путем закрепления юридических фактов.

Виды гипотез:

- по характеру содержания: общие (абстрактные) и конкретные (казуистические);

- по степени определённости общей гипотезы: абсолютно определённая (указывает факты, которые обусловливают действие нормы), абсолютно неопределённая (не указывает никаких фактов, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) и относительная (содержит указание на ограничительные условия действия нормы);

- по степени сложности: однородная (указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составная (необходимо наличие или отсутствие 2-х и более обстоятельств).

2) Диспозиция – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, её ядром.

Виды диспозиций:

- по способу описания: простые (указание деяния без описания его признаков), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения);

- по юридической направленности: предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения), обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица), управомочивающие (указывают вид и меру возможного поведения), рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство), запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность).

3) Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Виды: негативная (штраф, неустойка), позитивная (государственная награда, премия).

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкций бессильна.

Виды норм права.

1) По содержанию:

- исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи (декларативные нормы, дефинитивные нормы);

- общие нормы – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

- специальные нормы – относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют определенный вид родовых общественных отношений;

2) По предмету правового регулирования (по отраслям): конституционные, гражданские, административные, земельные и тд.;

3) По характеру: материальные (уголовные, экологические) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) По методам правового регулирования:

- императивные (содержащие властные предписания);

- диспозитивные (содержащие свободу действия);

- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

- рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) По времени действия: постоянные, временные;

6) По социальному назначению и роли в правовой системе: учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты);

7) По кругу лиц, на которых распространяется действие: общераспространённые и специально распространённые;

8) По степени определённости элементов правовой нормы:

- абсолютно определённые (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы);

- относительно определённые (устанавливающие возможные варианты поведения);

- альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств);

9) По сфере действия: общефедеральные, региональные, локальные;

10) По юридической силе: правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) По способу правового регулирования: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

12) По субъектам правотворчества: нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.

Семья религиозного права.

Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что:

• одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, Коране, Сунне, Иджме;

в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

2. Помимо вышеуказанных признаков особенностями правовой системы
стран мусульманской правовой семьи
являются:

• признание Божественного происхождения права, а следовательно, его обязательности и нерушимости;

• переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями;

• вторичное значение нормативно-правовых актов;

• незначительная роль судебной практики;

• большой авторитет доктрин (произведений ученых-юристов и мусульманских деятелей);

• непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм;

• приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов.

Сходные особенности имеют правовые системы стран религиозного немусульманского права (например: индуистского - Бангладеш, Непал, Гайана), однако мусульманское право является самым распространенным видом религиозного права.

120. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности

Право и государство играют главную роль в обеспечении социальной безопасности государства.

Безопасность государства можно охарактеризовать такими параметрами, как поддержание конституционных общественных отношений; укрепление государственной власти; экономическое могущество; законность; территориальная целостность и нерушимость границ.

Безопасность гражданского общества (общественная безопас­ность) может быть охарактеризована следующими параметрами: социальная справедливость; права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством; режим законности; эконо­мическое благополучие граждан; демократический плюрализм; открытость общества; национальная определенность граждан­ского общества.

Концепция социальной (на­циональной) безопасности является совокупностью государственной и общественной безопасности. Социаль­ная безопасность становится универсальной системой взаимной за­щиты прав и интересов личности, общества и государства. При этом государственная безопасность выступает средством, а обще­ственная безопасность - целью определения и защиты жизненно важных интересов граждан.

Правовые основы социальной безопасности России заложены в Кон­ституции РФ, общепризнанных нормах меж­дународного права, международных договорах и соглашениях, в которых участвует Россия, законодательстве РФ.

Соответствующие документы отражают совокупность офици­ально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного харак­тера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Главной целью обеспечения социальной безопасности явля­ется создание и поддержание такого экономического, политичес­кого, международного и военно-стратегического положения стра­ны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль также при­надлежит государству и его органам. В рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти.

Не только государство и его органы являются субъектами обес­печения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, ко­торые обладают правами и обязанностями по участию в обеспече­нии безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Основной объем функций по обеспече­нию безопасности ложится на исполнительную власть, в рамках которой создаются и действуют государственные органы обеспе­чения безопасности. Именно орга­ны исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности

Семья религиозного права

К религиозным правовым семьям можно отнести: мусульманское право (ислам), индусское право (индуизм), еврейское право (иудаизм), традиционное право Китая и Японии, исходящее из конфуцианского мировоззрения. Для религиозных правовых семей характерно, что право здесь представляет собой часть единой и универсальной системы регулирования общественных отношений. Нет четкого разграничения на правила правовые, моральные и религиозные. Понимание права в религиозных системах шире, чем в светских. Право в них охватывает все стороны жизни человека, а не только юридические отношения. Важнейшим источником религиозного права являются божественные откровения, священные писания.

Общая характеристика мусульманского права:

Норма права воспринимается, как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

Выделяют четыре главных источника мусульманского права: Коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В сунне также доминируют нравственно религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

К второстепенным источникам относятся закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Семейное право представлено «правом личного статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены нормами, заимствованными из романо-германским правовой семьи.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например, Танзании, Уганды, Кении.

Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней.

Для этой правовой системы характерны:

Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них – отлучение от касты.

Источником права и религии считаются веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества.

После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, но лишь следит за их соблюдением и правильным применением.

 

Предмет теоретического познания государственно-правовой действительности.

Предмет науки -это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание.(то что изучает наука)

Теория государства и права – это политико-юридическая, общетеоретическая, общественная наука, представляющая собой систему обобщённых знаний о государстве и праве, о природе, сущности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования в обществе, выступающая методологическим основанием для развития отраслевых, межотраслевых и прикладных юридических наук.

Предмет теории государства и права:

1. основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

2. государственно-правовые категории и понятия, общие для всех юридических наук (норма права, правоотношение, правонарушение.)

Предмет учебной дисциплины ТГП включает в себя лишь те положения науки, которые являются устоявшимися, типичными, проверенными практикой общественного развития и разделяемые большинством теоретиков государства и права.

Особенности предмета:

1. практичекое единство Г и П. государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолировано они не могут. С одной стороны, государство издаёт и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести офиц. форму регулятора общественных отношений. С другой – в нормах права государство получает своё юр.оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы гос.деятельности.

2. теретическое единство Г и П обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука. ТГП как целостная наука: теория государства (государствоведение) и теория права (правоведение).

3. двойственность объектов и единство предмета. Предмет у каждой науки свой, а объектом изучения философии, социологии и др. также может являться Г и П. Каждая общественная наука имеет свой предмет – сферу, участок, проблематику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.061 с.)