Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и функции теории государства и права.

Поиск

Понятие, предмет и функции теории государства и права.

Теория государства и права (как наука) это специальная юридическая наука, цель которой заключается в познании основных закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как самостоятельных социальных явлений.

 

Признаки теории государства и права (как науки).

1. Это наука, в рамках которой раскрывается определённый смысл государства и права для человека и общества.

2. Основная цель науки – построение целостной, концептуальной и идеальной модели государства и права.

3. Ставит задачей изучение не всех, а только наиболее общих закономерностей функционирования государства и права.

4. Теория государства и права – это наука общественная (не естественная и не техническая), поскольку она изучает определённую сферу общественной жизни – государство и право.

5. Это наука юридическая, в отличие от других общественных наук, непосредственно не изучающих государственно-правовые явления.

6. Теория государства и права – это общая, общетеоретическая юридическая наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юридических дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, имеют более конкретный, прикладной характер.

7. Теория государства и права – это фундаментальная наука, поскольку раскрывает глубинные связи и отношения и на этой основе формулирует главные, основополагающие выводы.

8. Теория государства и права – это наука, которая имеет направляющее, методологическое значение для отраслевых юридических дисциплин, т.е. она должна разрабатывать общие для них проблемы и методы исследования.

9. Теория государства и права формирует мировоззрение юристов, их понимание роли и места государства и права в жизни общества.

 

Объект науки – это то, что она изучает, а предмет науки – это то, что она создаёт (знание).

Объект теории государства и права – это само государство и право, иные социальные явления, которые взаимодействуют с государственно-правовыми явлениями (иными словами, объектом теории государства и права является всё общество, рассматриваемое в правовом аспекте).

Предмет теории государства и права – это теоретическая модель всей государственно-правовой организации общества в целом. Именно с этой моделью работает теория государства и права, её она создаёт, перестраивает, уточняет и развивает. Другими словами, предмет теории государства и права - это сущностные свойства права и государства в их понятийно-правовом постижении и выражении (это система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлениях).

Особенности предмета теории государства и права.

1. Теория государства и права стремится к построению целостной модели государства и права.

2. Теория государства и права исследует юридическую сторону своего объекта и использует юридическую терминологию.

 

Метод теории государства и права – это юридический метод, т.е. это путь юридического познания. Юридический метод как путь юридического познания – это путь, ведущий от объекта к предмету, от первичных (чувственных, эмпирических) знаний о праве и государстве до теоретического, научно-юридического (понятийно-правового) знания об этих объектах.

Метод юридической науки – это юридический метод, который представляет собой способ юридического познания, производства и организации юридического знания. Юридический метод является способом юридического познания и выражения действительности, исходящим из понятия права.

Специфика юридического метода состоит в том, что это, по своему познавательному смыслу и природе, - понятийно-правовой метод, способ правового моделирования познаваемой действительности, способ познания действительности с позиций и в границах понятия права, способ понимания свойств, черт, признаков действительности в качестве именно правовых свойств, черт, признаков, т.е. в качестве правовых характеристик (правовых определений), правового выражения измерения действительности.

Юридическому методу присущи правовой взгляд на мир, правовое видение действительности. Юридически познанная действительность (мир объектов) предстаёт как юридическая действительность, т.е. как система правовых свойств и связей познаваемой действительности.

Познавательные возможности юридического метода, как и любого другого метода, заданы творческим (эвристическим) потенциалом самого нового понятия права и ограничены его смысловыми рамками, границами его теоретического смысла, сферой предмета данной юридической теории.

Юридический метод – это специфический общенаучный метод юридической науки. Как специфический метод юридического познания действительности он выполняет две следующие основные функции: 1) получение юридических знаний и 2) построение теоретической (научной) системы юридических знаний.

При осуществлении первой функции юридический метод выступает как метод специфического юридического исследования действительности, в результате которого приобретается, умножается, углубляется и развивается юридическое знание. Юридический характер этого знания обусловлен тем, что соответствующее освоение, понимание и толкование действительности осуществляются с позиций, под углом зрения и в пределах понятия права, которое лежит в основе данного юридического метода и исходно определяет его юридико-познавательную профилированность и направленность (интенциальность).

Эти же отличительные особенности (исходная юридико-понятийная профилированность и направленность) присущи и юридическому методу как способу построения и обоснования юридической теории (научной системы юридических знаний).

Внутренне единство этих двух функций юридического метода (как способа производства юридического знания и как способа его научной организации) коренится в том, что они выражают собой различные взаимосвязанные познавательно-смысловые аспекты единого исходного понятия права.

Во всех своих функциях и проявлениях юридический метод – это метод понятийно-правового познания и знания, метод понятия права, т.е. понятие права в качестве метода.

Структура теории государства и права как науки.

1. Философия государства и права. Занимается общим концептуальным исследованием места государства и права в жизни общества, познанием их глубинной сущности.

2. Социология государства и права. Уровень теоретических исследований, на котором государственно-правовые явления рассматриваются в качестве моментов конкретных взаимоотношений людей в обществе и для них подбираются конкретные средства государственно-правового регулирования.

3. Формально-юридическая или «аналитическая» юриспруденция. Отрасль специальных знаний, изучающая государственно-правовые явления с точки зрения того, какие средства юридической техники (источники права, способы, типы правового регулирования, юридические факты и т.д.) применяются для придания правовых форм функционированию данных явлений

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

К общественным наукам относятся философия, экономическая теория, социология, политология, история, этнография, кибернетика, психология, педагогика, этика, логика, лингвистика и многие другие.

Государство и право изучаются не только юридическими, но и другими общественными науками. Однако последние исследуют проблемы государства и права лишь в пределах, способствующих раскрытию собственного предмета. Юридические науки занимаются специальной разработкой проблем государственно-правовой действительности.

Система юридических наук.

1. Историко-теоретические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений).

2. Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.).

3. Прикладные юридические науки (криминалистика, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.).

4. Международное право (международное публичное право, международное частное право).

Подходы к понятию права.

Можно выделить два противоположных подхода к праву: классовый и цивилизационный (гуманистический).

Принципы права.

Принципы права -это основополагающие начала, идеи, которые в концентрированном виде выражают сущность и содержание права.

Авторитет права - это авторитет заложенных в нём идей, идеи определяют мировоззрение, отношение человека к праву, желание действовать по праву.

Признаки принципов права.

1. Принципам права характерна высшая степень императивности и универсальности действия (безусловность положений, содержащихся в принципах права).

2. Универсальность принципов права - предполагает всестороннее, всеохватывающее действие.

3. Характеризуются стабильностью, устойчивостью, постоянством и долговременностью действия и, в отличие от норм права, остаются неизменными в течении длительного времени.

4. Принципы обеспечивают единство и непротиворечивость правового регулирования (принципы права объединяют все отрасли права).

5. В принципах закрепляется не только правомерное, но и активное правомерное поведение.

6. Принципы права закрепляются в статьях Конституции, законов либо прямо, либо косвенно. При косвенном закреплении принцип выводится из смысла международно-правовых документов, Конституции, законов путём их тщательного анализа.

Принципы менять нельзя!!!

Функции принципов.

1. Информационно-ценностная функция - данная функция оказывает воздействие на субъективную сторону человека, задача обеспечить усвоение субъектом личного и социального смысла общих начал права, а также в них выражаются ценности (нравственные, экономические, культурные и т.д.) и полнота правовых ценностей.

2. Регулятивная функция - принципы права оказывают непосредственное регулятивное воздействие при реализации прав и свобод субъектов, имеющих равны правовой статус, выполняющие совпадающие роли. Принципы права необходимы когда:

а) когда есть пробел в праве и допускается аналогия права, то необходимо исходить из принципов права;

б) при использовании правоположения или обыкновения в правоприменительной практике (руководство для судов);

в) когда существует коллизия в праве, дефекты в праве.

 

Виды принципов.

1. Общеправовые принципы.

2. Межотраслевые принципы.

3. Отраслевые принципы.

4. Принципы институтов.

Общеправовые принципы,

развивающие идеи свободы и справедливости

Общеправовые принципы не имеют границ, пронизывают всё право и развивают идеи свободы и справедливости.

1. Принцип верховенства права. Его суть, во-первых, в том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие естественные и неотчуждаемые права человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ; во-вторых, Конституция РФ имеет прямое действие. Законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ, не имеют юридической силы.

2. Принцип законности. Требование соблюдения Конституции РФ всеми субъектами - государственными и общественными организациями, должностными лицами, гражданами.

3. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому на всех органах власти, организациях и учреждениях, общественных объединениях лежит обязанность, долг не только не нарушать права и свободы, но и обеспечивать их развитие, полную реализацию, охрану, укреплять их гарантии. Отношения с гражданами должны строиться только на нравственно-правовых началах.

4. Принцип справедливости (правды, правового равенства), торжества истины - применение ко всем лицам «равной меры» при наделении правами и обязанностями, соразмерность её при однотипных условиях, равноправие граждан независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

5. Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других людей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

6. Принцип широкой доступности правовой информации. Он лежит в основе права человека и гражданина знать свои права, свободы и обязанности. Одновременно государство, местные органы власти обязаны публиковать и распространять тексты законов и других нормативных правовых документов. Только (и только!) в случае выполнения данной обязанности справедливо правило, что незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Неопубликованные законы, другие нормативные правовые документы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться и не влекут юридических последствий при их несоблюдении.

7. Принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Государство и гражданин связаны взаимными правами и обязанностями. Невыполнение каждой из сторон своих обязанностей или злоупотребление правом должно влечь юридическую ответственность. Возмещению подлежит как материальный, так и моральный вред. Если государство нарушает данный принцип, то гражданин в праве в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина.

8. Принцип судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Влияние морали на право.

1. В сфере правотворчества. Мораль оказывает влияние: 1) на субъектов правотворчества; 2) процесс правотворчества 3) на окончательный результат правотворчества. Под воздействием нравственности принимаются новые законы, вносятся изменения в действующие, которые регулируют отношения в какой-то одной или двух отраслях права, а практически во всех отраслях права. Вообще учёт принципов морали в процессе правотворчества в современных условиях превращается в устойчивую тенденцию. Много новелл появилось под влиянием морали в Конституции РФ. Вот одна из ярких иллюстраций этого. В ст. 51 Основного закона страны сказано: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников...». Теперь уже никто не вправе принудить человека вопреки своей воле и совести свидетельствовать в отношении родителей, детей, деде, бабушки, родных братьев и сестёр.

Субъекты правотворчества должны обладать моральными качествами.

2. В сфере применения права. В сфере правоприменения мораль необходима при разрешении конкретных гражданских, семейных, уголовных дел оценке личности истца, ответчика, подсудимого и т.д. В частности суд не сможет вынести справедливый приговор, не опираясь на нравственные критерии по делам о клевете, оскорблении, о половых преступлениях, хулиганстве и др. Не восторжествует справедливость, если по делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о детях при расторжении брака, о недобросовестной конкуренции, о трудовых спорах не использованы нравственные характеристики участвующих в разбирательствах субъектов.

Таким образом, мораль при правоприменении влияет: 1) на субъекта применения права; 2) на процесс правоприменения 3) на акт правоприменения.

Субъект правоприменения - существует понятие этика юриста.

Процесс применения права: в процессе применения права мораль используется для выявления юридической квалификации или конкретных действий субъектов (оскорбление). Тогда, когда требуется оценить личность конкретного гражданина.

Акт применения права не должен быть в оскорбительной форме.

3. В сфере непосредственной реализации права. Мораль воздействует: 1) субъекта реализации права; 2) процесс реализации права; 3) результат реализации.

При совершении действий, в частности защиты гражданских прав, их защита ставится в зависимость от того как производились действия при реализации права.

Результат реализации, в частности договоры, не должны быть в оскорбительной форме.

Влияние права на мораль.

1. В последнее время право всё более усиливает своё воздействие на мораль, в праве закрепляются нравственные категории, что придаёт морали официальный вид, а это способствует формированию личности.

2. Через право стимулируются моральные поступки, через стимулы - премии, награды.

3. Право охраняет моральные устои в обществе, борется с безнравственными явлениями. Так, право, закрепляя и защищая моральные ценности, обеспечивает компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ).

 

Виды правовой культуры.

Правовая культура может быть индивидуальной и общественной. Классификацию правовой культуры можно провести по различным критериям: этническим, религиозным, региональным и т.д.

Правовая культура в России.

Правовые традиции, правовой опыт в России нельзя назвать положительным.

Виды деформации.

1. Правовой инфантилизм - несформированность, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Как правило, при такой форме деформации имеют место существенные пробелы почти во всех отраслях права, нет понимания ценности права.

2. Правовой нигилизм - пассивная форма - осознанное игнорирование права. Праву отводится второстепенная роль. Занимающие такую позицию люди призывают жить по совести, а не по праву. Активная форма - осознанное, сопряжённое с совершением правонарушений, поведение людей.

 

Формы правового воспитания.

1. Правовое просвещение - ознакомление с целями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права. Правовым просвещением охватывается как население страны в целом, так и его отдельные группы: пенсионеры, молодёжь, работники различных отраслей хозяйства и т.д. Особое значение при правовом просвещении имеют различные средства массовой информации: печать, телевидение, радио.

2. Индивидуально-разъяснительная работа - объяснение необходимости использования принципов и норм права, законности и обоснованности принятого решения. Данная форма широко применяется во время приёма посетителей по личным вопросам в органах власти, в процессе судебного разбирательства и после вынесения приговора, решения. Важную роль здесь играет адвокатура.

3. Правовое обучение - формирование достаточно полных и систематизированных знаний о праве, правовой деятельности. Правовое обучение состоит из:

а) профессионального обучения - подготовка юристов - по программам высшего, среднего и начального профессионального образования;

б) обучение населения - общегражданская подготовка - особенно значимость обучения населения возрастает в условиях строительства правового государства.

И начинать правовое обучение надо с дошкольного возраста, продолжать в школе, училище, техникуме и т.д. Только тогда общество будет иметь полноценных граждан, способных грамотно участвовать в решении вопросов местного, регионального, государственного значения.

В целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и правового обучения граждан РФ, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, следует:

1. Разработать и принять «Федеральную целевую программу развития правового воспитания в РФ», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении.

2. Возродить просветительскую работу общества «Знание».

3. Обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений (школа, профессионально-техническое училище, высшее и среднее специальное учебное заведение) учебных программ самостоятельного курса по изучению основ российского права. Одновременно принять меры по восстановлению практики подготовки преподавателей права.

4. Подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, в учреждениях, организациях, органах управления. Определить объём юридических знаний, которыми должны обладать соответствующие специалисты, а также их обязанности по соблюдению правовых норм, в частности действующих в той области, где эти работники заняты.

5. Организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения по социальным вопросам, гражданскому законодательству.

6. Обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения.

7. Создать во всех административно-территориальных единицах, начиная с района, центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники, для того, чтобы обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан.

 

 

Правовое воздействие.

Воздействие права на общественную жизнь разнообразно. Через право человек получает важную информацию, начинает ориентироваться в ценностях, учиться направлять своё свободное поведение так, чтобы оно не нарушало прав и интересов других.

1. Ценностное(воспитательное) воздействие - ценность права состоит в том, что оно является равной мерой свободы и справедливости для людей, средством защиты их от произвола и беззакония. Одновременно право закрепляет и защищает моральные (честь, достоинство, доброе имя), культурные (памятники истории и культуры, произведения литературы и искусства), экономические (собственность, конкуренция, свободный труд), политические (демократия, разделение властей, политическое и идеологическое многообразие) ценности. Это создаёт хорошую основу для уважительного отношения к праву, формирования желания вести себя правомерно. Без принятия права как ценности личность не станет социально-активной, а право для неё будет только внешней принудительной силой.

2. Информационное воздействие - из него гражданин узнаёт об устройстве государства, об органах государства, о том, что можно иметь в собственности, кто такие истец и ответчик, чем необходимая оборона отличается от крайней необходимости, почему одни граждане наследуют по завещанию, а другие по закону, и иную полезную правовую информацию.

3. Превентивное воздействие - связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения правонарушений, причиняющих вред личности и обществу в целом, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия.

Механизм правового регулирования -это система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, акты применения права), при помощи которых осуществляется правовое регулирование, в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Виды источников права.

Источниками права являются: 1) международно-правовые документы: декларации, пакты, конвенции; 2) нормативно-правовые акты: Конституция, иные законы, а также система подзаконных актов (указов, постановлений, приказов и т.д.); 3) нормативные договоры (международные, коллективные); 4) правовые обычаи; 5) судебные прецеденты.

Нормативно-правовой документ -это официальный документ субъекта правотворческой деятельности, содержащий правила поведения (нормы права). К ним относятся законы и подзаконные акты.

Виды нормативных договоров.

1. Международный договор - это соглашение между государствами в области экономического, политического, культурного и т.п. сотрудничества.

2. Федеральный договор - это соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.

3. Региональный договор - это соглашение по вопросам экономического, социального, научного, культурного сотрудничества между субъектами РФ.

4. Договор местного самоуправления - это соглашение между органами власти города, районов в городе, города и сельских районов на территории субъекта РФ о разграничении, передачи и перераспределении полномочий, а также по иным вопросам местного значения.

5. Локальный договор - это соглашение по трудовым, социально-экономическим и профессиональным вопросам между администрацией и работниками на предприятии, в учреждении и организации, например, коллективный договор.

6. Договор на уровне организаций.

7. Договор в административном праве.

 

Правовой обычай -это сложившееся и широко применяемое общее правило поведения, имеющее юридическое значение.

Особенность правового обычая в том, что он непосредственно не закрепляется в законе, закон лишь отсылает к нему. Вместе с тем обычаи не должны противоречить законодательству. Правовой обычай признаётся источником российского права. В частности, ст. 5 ГК РФ говорит об обычаях делового оборота, отсылает к правовому обычаю и Кодекс торгового мореплавания.

Правовой обычай прямо не закрепляется в текстах нормативно-правовых актов, он существует в отношениях, а законодатель отсылает к нему и, тем самым санкционирует его, т.е. придаёт ему юридическую силу и обеспечивает его выполнение.

 

Судебный прецедент -это решение по конкретному судебному делу, которому придано значение общего правила. Правовой прецедент является источником права в США, Англии.

Постепенно меняется отношение к судебному прецеденту в нашей стране. Всё больше учённых и практиков соглашаются с тем, что выносимые Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ решения (их называют “правоположения”) содержат не только разъяснения порядка применения норм права, а сами правила поведения. Поэтому и предлагается официально придать решениям названных выше органов форму прецедентного права.

 

Некоторые выделяют в качестве источника права правовую доктрину -например, теория разделения властей Ш. Монтескье.

 

 

Закон: понятие, виды.

Закон – это принятый всенародным голосованием (референдумом) илипредставительным органом государства нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения, обладающий высшей юридической силой и имеющий прямое действие на подведомственной территории, принятый в особом, установленном Конституцией, порядке.

 

Признаки закона.

1. Закон принимается на референдуме или представительным органом государства. Закон – акт строго определённых, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов РФ или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.

2. Закон – это нормативно-правовой акт. Закон всегда принимается как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

3. Закон принимается в соответствии с особой законодательной процедурой. (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, одобрение закона, подписание закона, опубликование закона). Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов. Так, федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Они подписываются и обнародуются Президентом РФ (ст. 107 Конституции РФ). Для принятия федеральных конституционных законов установлен свой порядок, предусмотренный ст. 108 Конституции РФ.

4. В законе воплощаются важные и наиболее значимые общественные отношения. Закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона правовое регулирование по данным вопросам “начинается”.

5. Закон обладает высшей юридической силой. Это выражается в том, что: 1)все остальные правовые акты должны издаваться на основе законов и не противоречить им (в случае коллизии закона с подзаконным актом должен быть отменён подзаконный акт или он должен быть приведён в соответствие с законом); 2) закон не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства; 3) законы могут быть отменены или изменены только законами.

Виды законов.

Конституция -это закон, обладающий наивысшей юридической силой (закон законов). Она является:

* основополагающим нормативным актом, поскольку закрепляет права и свободы человека и гражданина, основы общественного и государственного устройства;

* базой для развития всего законодательства, т.е. определяет смысл и содержание конкретизирующих её положения законов, других нормативных актов;

* прямо и непосредственно действующей. Любой орган государства, местного самоуправления, общественное объединение, граждане при решении тех или иных юридических вопросов могут ссылаться на статьи Конституции;

* стабильным нормативным актом. Конституцию обычно принимают на достаточно длительное время. Поэтому важно, чтобы её положения были устойчивыми, неизменными, как можно дольше. Это обеспечивается особым порядком её пересмотра и внесения поправок, предусмотренных в главе 9 Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы -их принимает Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Федеральные законы -данные законы принимает Государственная Дума по текущим вопросам в области экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Среди таких законов особо выделяют законы-кодексы (ГК РФ, УК РФ).

Законы субъектов РФ -данные законы исходят от представительных органов власти субъектов РФ и действую только на их территории.

Все вместе законы составляют законодательство (систему законодательства)

Классификация законов.

Для исследования связей различных звеньев правовой системы, и взаимозависимости отдельных видов нормативно-правовых актов, большое значение имеет их научная классификация. Классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Приведенная выше характеристика понятия закона, позволяет установить несколько его наиболее существенных свойств, каждое из которых, раскрывая одну из важнейших граней такого понятия, как закон, может служить своеобразным критерием разграничения. Применение этих критериев даёт возможность построить классификацию законов: во-первых, возможна классификация законов по их содержанию и юридической силе; во-вторых, для федеративных государств существенное значение играет классификация законов по территориальному масштабу их действия; в-третьих, учитывая содержание закона, можно произвести классификацию законов по основным сферам регулирования; в-четвёртых, свойственный законам особый, установленный в нормативном порядке способ их подготовки, рассмотрения и принятия позволяет классифицировать законы в соответствии с порядком их издания. Дело в том, что чаще всего законы принимаются представительными органами государственной власти, реже – путём всенародного голосования, т.е. референдума. Значимость подобной классификации объясняется тем, что в каждом из описанных выше случаев меняется субъект принятия закона. В первом случае воля народа выражается представительным органом государственной власти, а во втором – этот орган принимает решение о проведении референдума, и народ сам решает вопрос о принятии закона непосредственно.

Таковы критерии, по которым допустима научно обоснованная классификация законодательных актов. При этом классификация по одному признаку не исключает классификации по другим. Один и тот же закон можно классифицировать по разным основаниям – это просто означает, что он обладает различными признаками, позволяющими рассматривать его в различных аспектах. Далее в курсовой работе будет рассмотрена классификация по первым трём основаниям.

 

По степени систематизации.

1. Кодифицированные.

2. Обычные.

 

По содержанию.

1. Экономические.

2. Социальные.

3. Политические.

 

 

Признаки правотворчества.

1. Это активная и творческая деятельность.

2. Правотворчество - это деятельность компетентных субъектов, направленная на создание и совершенствование норм права.

3. Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделённые соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправления, предприятия и учреждения, а также народ в процессе проведения референдума.

4. Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т.д.)

5. Результат правотворческой деятельности - правовые нормы, которые воплощаются главным образом в нормативных актах, кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах.

6.

Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Процесс правообразования состоит из двух этапов:

1) выявление в обществе потребности в урегулировании нормами права социальных отношений. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты вопроса, его общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты - общественные организации, средства массовой информации, науку - может оказать влияние на субъекта правотворчества, так и сами правотворческие органы, государство (изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.013 с.)