Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы и методы правового регулирования, его основные типы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовое регулирование - это воздействие на поведение людей с целью его упорядочения. Способы правового регулирования -это совокупность предписаний (средств), зафиксированных в норме права, при помощи которых происходит правовое воздействие на субъектов права. Выделяют следующие способы правового регулирования. 1. Дозволение - закрепление за субъектом прав (возможностей) Например, ст. 53 Конституции закрепляет за каждым право на возмещение вреда, причинённого незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или их должностных лиц. 2. Запрещение - (обязывание пассивного характера) установление запрета на совершение действий. Так, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции). 3. Обязывание - (обязывание активного характера)возложение обязанности совершать действия. В частности, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу (ч. 1 ст. 82 Конституции). Метод правового регулирования -это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право). При определении метода правового регулирования главным является юридическое положение сторон, статус субъектов права. 1. Метод субординации (централизованный метод) -при котором правовое регулирование осуществляется на властно-императивных началах, поскольку субъекты отношений связаны на основе власти и подчинения (уголовные, административные отношения). 2. Метод координации (децентрализованный) - при котором правовое регулирование осуществляется на основе активности самих субъектов права, строящих отношения между собой на принципе равенства (гражданские, семейные и др. отношения). В некоторых отраслях права имеет место сочетание элементов того и другого методов, а иногда и их доминирующие черты.
Тип правового регулирования -это определённое сочетание способов правового регулирования, дозволения, обязывания и запрещения. 1. Общедозволительный тип правового регулирования - можно делать всё, что не запрещено правом и не противоречит ему. В его основе лежит общее дозволение. Регулирование строится по принципу: “Дозволено всё, кроме...”. Это означает, что лица вправе совершать любые действия, лишь бы они не подпадали в разряд запрещённых. Конечно, это не означает вседозволенности. При отсутствии конкретных норм граждане, юридические лица должны вести себя в соответствии с духом законодательства, его принципами, целями, задачами, моральными принципами и обычаями делового оборота. Общедозволительный тип правового регулирования применяется лишь в отношении граждан, юридических лиц. При общедозволительном типе правового регулирования ориентиром служат нормативные обобщения (принципы, цели, задачи) (презумпции, фикции?). Таким образом, можно делать всё, но нельзя выходить за правовое поле, ограниченное принципами, задачами, целями права. 2. Разрешительный тип правового регулирования - можно делать только то, что правом прямо разрешено. Всё остальное делать нельзя. Например, в ст. 137 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда могут производится удержания из заработной платы работников для погашения их задолженности предприятию, учреждению, где они работают. В рамках разрешительного типа правового регулирования может определяться поведение как должностных лиц, так и граждан. Оно строится по принципу: “Разрешено только это, а остальное запрещено”.
Виды правового регулирования. 1. Государственное правовое регулирование - оно подразделяется на федеральное, республиканское и региональное. * федеральное правовое регулирование основано на принципах и нормах Конституции, законах и других правовых документах РФ в целом; * республиканское правовое регулирование основано на принципах, нормах Конституции, законах и других правовых документах республик, входящих в состав РФ; * региональное правовое регулирование осуществляется на территории таких субъектов, как автономная область, автономный округ, край и область. 2. Местное правовое регулирование - производится в интересах жителей городов, районов, посёлков и сёл для решения вопросов местного значения. 3. Локальное правовое регулирование - осуществляется на предприятиях, учреждениях. Выделяют также ещё два вида правового регулирования: нормативное правовое регулирование и казуальное правовое регулирование. Нормативное правовое регулирование - это установление правил поведения, адресованных неопределённому кругу лиц и рассчитанных на использование при определённых жизненных обстоятельствах. Казуальное правовое регулирование - это осуществляемое на основе норм права воздействие на конкретных субъектов путём установления содержания субъективных прав и юридических обязанностей. Оно оказывается необходимым в тех случаях, когда одного издания правовых норм недостаточно. В современных условиях казуальное регулирование призвано конкретизировать общие нормативные положения, организовать их практическую реализацию применительно к конкретным ситуациям. Казуальное регулирование начинается с возникновения правоотношения, охватывает его динамику и заканчивается только полной реализацией норм права в фактическом поведении субъектов. Стадии правового регулирования. 1. Стадия правотворчества (нормативная регламентация) - это стадия введения в систему права правовых норм, т.е. формулируется общее правило (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. 2. Стадия действия правовых норм (индивидуальная регламентация) - происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают субъективные права и обязанности (это стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением). 3. Стадия реализации (непосредственная реализация) - состоит в фактическом поведении участников общественных отношений, в котором реально воплощаются принципы и нормы права, и характеризует правовое регулирование с точки зрения его результата (окончание вуза, поставка продукции).
Правовое регулирование: понятие, стадии. Механизм правового регулирования и его основные элементы. Правовое регулирование -это направление поведение людей для достижения результатов, имеющих юридическое значение. Результаты предусмотрены в принципах и нормах права. Признаки правового регулирования. 1. Осуществляется при помощи норм права и всей совокупности юридических средств (способы, методы, типы правового регулирования). 2. Посредством правового регулирования происходит воздействие на общественные отношения (человека). 3. В результате правового регулирования достигается позитивный результат, имеющий юридическое значение, который был заложен в принципах и нормах права. Специфика правового регулирования заключается в том, что оно осуществляется в основном с помощью правовых принципов и норм, и как следствие, правовое регулирование (помимо результата, имеющего юридическое значение) дополняется правовым воздействием. Правовое воздействие. Воздействие права на общественную жизнь разнообразно. Через право человек получает важную информацию, начинает ориентироваться в ценностях, учиться направлять своё свободное поведение так, чтобы оно не нарушало прав и интересов других. 1. Ценностное(воспитательное) воздействие - ценность права состоит в том, что оно является равной мерой свободы и справедливости для людей, средством защиты их от произвола и беззакония. Одновременно право закрепляет и защищает моральные (честь, достоинство, доброе имя), культурные (памятники истории и культуры, произведения литературы и искусства), экономические (собственность, конкуренция, свободный труд), политические (демократия, разделение властей, политическое и идеологическое многообразие) ценности. Это создаёт хорошую основу для уважительного отношения к праву, формирования желания вести себя правомерно. Без принятия права как ценности личность не станет социально-активной, а право для неё будет только внешней принудительной силой. 2. Информационное воздействие - из него гражданин узнаёт об устройстве государства, об органах государства, о том, что можно иметь в собственности, кто такие истец и ответчик, чем необходимая оборона отличается от крайней необходимости, почему одни граждане наследуют по завещанию, а другие по закону, и иную полезную правовую информацию. 3. Превентивное воздействие - связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения правонарушений, причиняющих вред личности и обществу в целом, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия. Механизм правового регулирования -это система юридических средств (нормы права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, акты применения права), при помощи которых осуществляется правовое регулирование, в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.009 с.) |