Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правомерное поведение: понятие, состав, виды.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правомерное поведение -это соответствующее принципам и нормам права полезное поведение. Признаки правомерного поведения. 1. Это поведение, которое соответствует принципам и нормам права. Принципы и нормы права - типичные модели (образцы) положительных действий или бездействий. В них с учётом реальной практики, в интересах личности и общества определяются направленность, содержание, варианты поведение. Данное обстоятельство делает модели поведения приемлемыми для большинства людей. Поэтому правомерными являются те действия (бездействия), которые согласуются с заложенными в принципах и нормах положениями. 2. Это полезное поведение. Правомерное поведение может быть полезным, во-первых, для личности и общества, во-вторых, только для личности. Идеальный вариант, когда положительное поведение полезно и для отдельной личности, и для общества, государства в целом. Например, гражданин, получая юридическое образование, приносит пользу себе, приобретая желанную профессию, интересную работу. Одновременно это благо для государства, ибо чем больше будет квалифицированных специалистов, тем более стабильно развито общество. И всё же в ряде ситуаций общественная польза должна быть принесена в жертву ради претворения в жизнь положения о высшей ценности человека, его прав и свобод. Например, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Более того, его показания могут быть ложными, запутывающими следствие. В интересах государства такое поведение? Конечно, нет, ведь следствие затягивается, увеличивается материальные затраты на его проведение, да и преступление может остаться не раскрытым. Однако действия обвиняемого, несмотря ни на какие потери для общества, признаются правомерными. И это не случайно, ибо велика цена - жизнь, свобода, достоинство человека. 3. Характеризуется разнообразностью психологического отношения. Состав правомерного поведения. 1. Объект правомерного поведения - это те социально полезные правоотношения, блага для личности, общества и государства. 2. Объективная сторонаправомерного поведения - с внешней стороны правомерное поведение может выражаться в форме активных действий или бездействия (соблюдение, исполнение и использование). В зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект, различают юридические акты, юридические поступки и действия, создающие объективированный результат (здесь правомерные действия выступают как юридические факты). 3. Субъект правомерного поведения - это индивидуальное правомерное поведение (личность) или групповое правомерное поведение (трудовой коллектив, организация). 4. Субъективная сторона правомерного поведения - это внутренне психическое отношение субъекта к своему правомерному поведению и к его последствиям, выраженное в мотивах, целях и установках. а) глубоко осознанное правомерное поведение - в его основе лежит убеждённость человека в ценности права для личности и общества. Поэтому для такого индивида вести себя правомерно - внутренняя потребность. Для такого поведения свойственна чрезвычайная активность, стремление осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы себе и обществу. б) законопослушное поведение - это ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания в данном случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения. в) конформистское поведение - человек может поступать правомерно, потому что так поступают все окружающие его домашние, одноклассники и учителя в ученической среде, люди на улице и т.д. Здесь нет глубокого осознания права, не осмысливается его надобность. Главное в таком поведении - не отличаться от всех остальных. г) маргинальное поведение (“маргинальный” - в переводе с лат. - находящийся на грани) - связан с боязнью неблагоприятных последствий, наказанием. Во-первых, таким образом могут соблюдаться запреты. В частности, гражданин не крадёт не в силу отрицательного отношения к воровству: он рад бы завладеть чужим имуществом, да страшно - вдруг поймают, а это значит - тюрьма. Во-вторых, страх перед нежелательными последствиями может удерживать индивида от использования управомочивающих норм. Так, автолюбитель был незаконно оштрафован инспектором ГИБДД. Первое желание - обжаловать эти незаконные действия. Но тут же возникает мысль: “А мало ли что, а если хуже будет”. Страх берёт верх и гражданин отказывается от защиты своих нарушенных прав. д) привычное правомерное поведение - правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Привычное поведение становится внутренней потребностью человека. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим. Это привычное, но бессознательное поведение.
Приведённые примеры психического отношения позволяют выделить два вида правомерного поведения: формальное правомерное и активное правомерное поведение. Формальное правомерное поведение -это любое соответствие действий (бездействий) принципам и нормам права. Здесь не важно, что побуждало человека к правомерному поведению: страх наказания или желание подражать другим, а важен сам факт не нарушения принципов и норм права. Активное правомерное поведение -это глубоко осознанное, инициативное, творческое поведение. Право для активного субъекта - благо, ценность, а действие в соответствии с ним - личное убеждение и внутренняя потребность (человек проявляет самодеятельность, изучает нормы права, усваивает их, защищает свои права и свободы, проявляя наличие инициативы и творчества).
Формы правомерного поведения. 1. Использование - состоит в осуществлении субъектамисвоих прав, свобод (приобретение билета на концерт, подача заявления в государственный орган и т.д.). (право) 2. Соблюдение - воздержание от совершения запрещённых правом действий. Иначе говоря, здесь достаточно не совершать действий, которые запрещены, например, уголовным законом. (запрет). 3. Исполнение - обязательное совершение предусмотренных нормами права действий (исполнение договора, правил дорожного движение и т.п.). (обязанность).
Толкование права: понятие, виды толкования по субъектам; интерпретационные акты. Толкование -это уяснение и разъяснение содержания принципов и норм права.
Признаки толкования права. 1. Это особая деятельность, которая связана с толкованием текста нормативно-правовых актов. 2. Толкование состоит в уяснении содержания принципов и норм права, т.е. в усвоении содержания принципов и норм права “для себя” с помощью способов толкования (грамматическое, логическое, систематическое и историческое). 3. Толкование состоит в разъяснении содержания принципов и норм права, т.е. в объяснении принципов и норм права для других. Разъяснение должно следовать за уяснением, т.е. прежде чем объяснить кому-либо надо вначале понять, разобраться самому. 4. В установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами. 5. Цель толкования - правильное, точное и единообразное понимание и применение принципов и норм права, выявление их смысла, который законодатель вложил в словесную формулировку. 6. Результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.
Необходимость толкования вызывается: 1. общим характером принципов и норм права. Реализовывать их приходится каждый раз в конкретной ситуации, применительно к конкретным субъектам. Поэтому важно определить распространимы ли общие правила на данный случай, данных субъектов; 2. использованием специальных юридических терминов, например, “истец”, “юридическое лицо”, “дееспособность” и т.п.; 3. несовершенством текста нормативных актов, нормативных договоров (расплывчатость, двусмысленность формулировок, противоречие между нормами права и т.п.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.011 с.) |