Момент прекращения действия нормативного акта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Момент прекращения действия нормативного акта.



1. В результате истечения срока, на который был принят нормативный акт.

2. В результате объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте).

3. В результате принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений.

4. В результате устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили своё действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учётом ещё двух аспектов.

1. Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (это аксиома). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введение его в действие. Это правило - необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом. Однако нормативный акт может распространить своё влияние на отношения, которые имели место до его принятия в двух случаях:

* если в самом акте об этом указано;

* если нормативный акт смягчает или вообще устраняет ответственность (ч. 2 ст. 53 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ).

2. Нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие нормативного акта в пространстве - это пределы его территориального распространения.

По общему правилу они ограничены территорией данного государства либо его отдельных частей. Нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства.

Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации - на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Некоторые федеральные законы прямо предназначены для применения к отдельным территориальным пределам в Российской Федерации. Примером могут служить законы и иные правовые акты, относящиеся к районам Крайнего Севера, пограничным зонам, особым экономическим зонам.

За пределами государственных границ нормативные акты действуют на территориях посольств, консульств России; гражданских морских, воздушных судов в открытом море и воздушном пространстве, а военных судов - где бы они не находились.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие нормативных актов по кругу лиц - это распространение нормативного акта на всех или определённое число субъектов права.

Действие нормативных актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают (территориальный принцип).

Нормативным актом общего действия является, например, Конституция РФ. Она оказывает воздействие на граждан, иностранцев, лиц без гражданства, организации, органы власти. В отличие от неё, например, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в самом названии определяет, чьи права подлежат охране и защите.

Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определённые части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чьё посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются.

 

 

Правотворчество: понятие, стадии, виды, пути совершенствования в РФ.

Правотворчество -это деятельность уполномоченных на то субъектов правотворчества, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.

Признаки правотворчества.

1. Это активная и творческая деятельность.

2. Правотворчество - это деятельность компетентных субъектов, направленная на создание и совершенствование норм права.

3. Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделённые соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправления, предприятия и учреждения, а также народ в процессе проведения референдума.

4. Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (Конституцией, регламентом, уставом и т.д.)

5. Результат правотворческой деятельности - правовые нормы, которые воплощаются главным образом в нормативных актах, кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах.

6.

Правотворчество следует отличать от процесса правообразования. Процесс правообразования состоит из двух этапов:

1) выявление в обществе потребности в урегулировании нормами права социальных отношений. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты вопроса, его общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты - общественные организации, средства массовой информации, науку - может оказать влияние на субъекта правотворчества, так и сами правотворческие органы, государство (изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление потребности в правовой регламентации);

2) это непосредственная правотворческая деятельность субъектов правотворчества.

Стадии правотворчества.

1. Определение вида органов, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида правового акта.

2. Принятие решения о подготовке правового акта.

3. Разработка концепции, идеи, анализа будущего акта.

4. Подготовка проекта правового акта - разработчиком, рабочей группой, органом.

5. Предварительное рассмотрение проекта акта.

6. Общественное обсуждение проекта.

7. Официальное рассмотрение проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур.

8. Принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу.

Принципы правотворчества -это основные начала осуществления правотворческой деятельности.

1. Принцип научности - подготовка и принятие проекта правового акта осуществляется с участием представителей разных наук (в том числе и учённых-юристов).

2. Принцип законности - означает строгий учёт иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов правотворчества и соблюдение процедурных правил.

3. Принцип демократизма - позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Необходимо изучать социальные интересы и возможность их выражения в сфере правотворчества, учёт общественной поддержки проектов правовых актов.

4. Принцип системности - означает строгий учёт системы права, законодательства, построения отрасли и т.д.

5. Оперативность правотворчества - необходимое условие эффективности правового регулирования. Он предполагает своевременность издания нормативных актов, недопущения положения, когда необходимые законы не принимаются или отстают от общественной жизни.

6. Связь с практикой - выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать всё лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

Виды правотворчества.

1. Непосредственное правотворчество народа (референдум).

2. Законотворчество.

3. Подзаконное правотворчество.

4. Судебное правотворчество.

5. Правотворчество органов местного самоуправления.

6. Локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении).

7. Санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов (правовой обычай).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.009 с.)