Классификация законов по юридической силе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация законов по юридической силе.



В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, и обыкновенные.

Основные законы (конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством, поддерживаемым осуществлением функции конституционного контроля.

Конституция Российской Федерации содержит краткую преамбулу и два раздела, основной и особый. Основной раздел состоит из девяти глав: 1. Основы конституционного строя; 2. Права и свободы человека и гражданина; 3. Федеративное устройство; 4. Президент Российской Федерации; 5. Федеральное Собрание; 6. Правительство Российской Федерации; 7. Судебная власть; 8. Местное самоуправление; 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. В особом разделе Конституции РФ содержатся заключительные и переходные положения.

С содержанием Конституции связывается и её юридическая сила. Нормы Конституции являются основополагающими для всех отраслей права, им не могут противоречить никакие другие законы, международные соглашения и все подзаконные акты. Эти нормы, являющиеся обязательными правилами поведения, имеют первичный характер, обладают наибольшей устойчивостью и наивысшей юридической силой.

Под конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным, указанным в Конституции, наиболее важным вопросам. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 76) могут издаваться конституционные законы, тоже посвящённые правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (например, ФКЗ “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, ФКЗ “О правительстве Российской Федерации”, ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”).

Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). Конституционные законы не должны противоречить Конституции, а обыкновенные законы, в свою очередь, не должны противоречить конституционным законам.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Эти законы регулируют отдельные институты и виды общественных отношений, в отличие от конституционных законов, которые чаще всего имеют комплексный характер. Поэтому одной из отличительных черт обыкновенных законов является их тематическое разнообразие.

Другой их отличительной особенностью является процедура принятия. В отличие от конституционных законов, особый порядок принятия которых требует обычно квалифицированного большинства, обыкновенные законы принимаются простым большинством голосов депутатов высших представительных органов государственной власти, либо членов обеих палат.

Классификация законов по территориальному действию.

Разграничение законов по их содержанию и юридической силе определяется с учётом такого критерия, как пределы территориального действия. Особое значение этот критерий имеет для федеративных государств, которым присуща, как правило, двухуровневая система законодательства. Наиболее удобным представляется рассмотрение данной классификации на примере Российской Федерации.

При этом все законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно. Однако его соблюдение обусловлено применительно к федеративному устройству России двумя главными положениями: а) разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами (ст. 71-73 Конституции РФ); б) прямым закреплением верховенства федеральных конституционных и федеральных законов только по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и её субъектов и их приоритета перед законами субъектов Федерации (ст. 76 Конституции). Наряду с этим закреплено положение о приоритете законов субъектов Федерации, принятых по предметам их собственного ведения (ч. 6 ст. 76 Конституции).

Федеральные законы – это законы, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием – в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ и распространяются на всю территорию Российской Федерации. В качестве примера можно привести Закон РФ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” - согласно п. “о” ст. 71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, Закон об ипотеке распространяется на всю территорию РФ и субъекты РФ не могут принимать своих территориальных законов, регулирующих эти отношения. Другой пример это Закон РФ “Об особо охраняемых природных территориях” - согласно п. “к” ст. 72 Конституции РФ, законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это означает, что указанный федеральный закон распространяется на всю территорию РФ, но субъекты РФ могут принимать свои законы, которые более детализируют федеральные законы применительно к территории субъекта РФ, например, Закон Красноярского края “Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае”. При этом, законы субъектов РФ, принимаемые по вопросам совместного ведения не должны противоречить федеральным законам.

Законы субъектов Федерации – это законы, которые принимаются в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ и распространяются только на территорию соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что федеральные законы, обладая большей юридической силой (принятые на основании ст. 72 Конституции РФ), создают для них юридическую базу. В законах субъектов Федерации воспроизводятся общие положения федеральных законов, конкретизируются их отдельные положения, устанавливаются нормы, отражающие специфику субъектов и их компетенцию.

Классификация законов по сфере правового регулирования.

Учитывая содержание закона, то есть круг регулируемых им общественных отношений и способ воздействия на них, можно предложить классификацию законов по основным сферам государственной и общественной жизни, по кругу и характеру регулируемых законов наиболее типичных вопросов. Исходя из содержательной оценки, можно группировать законы с точки зрения однородности предмета их воздействия, обеспечивая тем самым их целеустремлённость и комплексность. Таким путём складываются, например, отрасли законодательства. Таким образом, можно классифицировать законы на отраслевые и межотраслевые.

Отраслевые законы – административные законы, гражданские законы, брачно-семейные законы, уголовные законы, земельные законы, финансово-кредитные законы, законы о труде, законы по социальному обеспечению, процессуальные законы, природоохранительные законы, природоохранительные законы.

Межотраслевые законы – это законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права. В качестве примера межотраслевого закона можно привести Лесной кодекс, в котором есть нормы административного права, гражданского и экологического права.

 

Классификация законов по субъектам законотворчества.

1. Законы, принятые в результате референдума.

2. Законы, принятые законодательным органом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.004 с.)