Элементы механизма правового регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы механизма правового регулирования.



1. Нормы права - выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования (это основа механизма правового регулирования).

2. Нормативно-правовой акт - как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путём установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

3. Акты официального токования - интерпретационные акты, изданные специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение содержания и смысла правовых норм.

4. Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

5. Правоотношения - есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения субъектов права.

6. Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь норм и принципов права.

7. Акты применения права - это властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования.

 

 

21. Понятие и виды форм (источников) права

Источники (формы) позитивного права.

Содержание всегда должно быть оформлено и форма должна быть содержательной

 

Внутренняя форма права -это материал, который структурирует, оформляет (закрепляет) сущность и содержание права. Элементами внутренней формы права являются: принципы, цели, задачи, дефиниции (определения), нормы права.

Внутренняя форма права состоит из комплекса нормативно-регулятивных средств: 1) нормативных обобщений: 1) принципы права; 2) цели права; 3) задачи права; 4) правовые дефиниции (определения); 2) нормы права.

Внешняя форма права -это объективное проявление его сущности и содержания (воплощённое первоначально в принципах, целях, задачах, дефинициях, нормах) в юридических источниках, зафиксированных в различных носителях информации, т.е. это официальный способ выражения, закрепления сущности и содержания права (внешняя форма права - это система источников права).

Право всегда воплощается в определённой форме, является формализованным явлением, внешняя форма показывает каким образом право создаётся, фиксируется и доводится до членов общества.

 

В теории права используется ещё одно понятие “источник права” - обстоятельства, факторы, влияющие на появление и действие права. Источники права можно подразделить на первоначальные, духовные и юридические источники.

Духовные источники права -правовые теории, исторические памятники права, правовые традиции.

Первоначальные источники права -право исходит от народа, принадлежит ему, иными словами, источник права (как первопричина, т.е. то, что порождает право) не государство, а гражданское общество (правовая личность, т.е. сама природа человека, основные права и свободы присущи ему от рождения и неотчуждаемы; и система отношений: экономическая система отношений; социальная система отношений; политическая система отношений; духовно-культурная система отношений; информационная система отношений в гражданском обществе).

Юридические источники права -это правотворческая деятельность, в результате которой появляется система правовых актов (юридический источник указывает на то, откуда черпается право).

Юридические источники, как система, обладает рядом черт.

1. Юридические источники характеризуются множественностью форм права.

2. Иерархическая соподчинённость, прежде всего, все национальные формы права должны соответствовать международному праву.

3. Система правовых актов предполагает их субординацию, каждый акт играет определённую роль.

4. Приоритет закона - все источники права, несмотря на их многообразие, должны соответствовать Конституции, закону.

5. Связанность источников с государством - источники непосредственно исходят от государства, при создании других государство выступает одной из сторон (например, нормативный договор). Есть ситуации, когда государство не участвует (правовой обычай).

 

Виды источников права.

Источниками права являются: 1) международно-правовые документы: декларации, пакты, конвенции; 2) нормативно-правовые акты: Конституция, иные законы, а также система подзаконных актов (указов, постановлений, приказов и т.д.); 3) нормативные договоры (международные, коллективные); 4) правовые обычаи; 5) судебные прецеденты.

Нормативно-правовой документ -это официальный документ субъекта правотворческой деятельности, содержащий правила поведения (нормы права). К ним относятся законы и подзаконные акты.

Признаки нормативно-правового акта.

1. Это документально оформленный акт (акт-документ). О надлежащей оформленности акта свидетельствуют такие реквизиты, как официальное название документа, дата принятия, дата подписания, регистрационный номер, наименование должностного лица его подписавшего.

2. Это акт субъекта правотворческой деятельности. Субъектами правотворчества являются: непосредственно народ, путём всеобщего голосования (референдума); уполномоченные органы государства и местного самоуправления.

3. Нормативно-правовой документ - это результат правотворческой деятельности, т.е. особой процедуры.

4. Нормативно-правовой акт закрепляет через нормативно-регулятивные средства сущность и содержание права, а также механизм его обеспечения.

5. Это акт,содержащий правила поведения. Имеющиеся в нём права и обязанности адресованы к персонально неопределённому кругу лиц, рассчитаны на многократное действие.

6. Нормативно-правовой акт направлен на установление, изменение или отмену правил поведения.

 

Как акт-документ должен соответствовать ряду требований:

1. Издаётся в пределах компетенции.

2. Должен иметь документальную форму, предусмотренную для юридических актов соответствующего органа.

3. Он не должен противоречить международному праву, конституции и закону.

4. Он должен быть опубликован и приведён в действие.

Нормативно-правовые акты можно подразделить: 1) по юридической силе; 2) по органу, принявшему этот акт.

 

Нормативный договор -это соглашение двух или более субъектов права, содержащее правила поведения, т.е. это совместный акт-документ, выражающий взаимное изъявление воли двух и более субъектов права (сторон) и содержащий правила поведения.

Признаки нормативного договора.

1. Является результатом волеизъявления двух и более субъектов права.

2. Субъекты, от которых исходит нормативный договор, равны в выработке и принятии договора.

3. Нормативный договор содержит правила поведения.

Виды нормативных договоров.

1. Международный договор - это соглашение между государствами в области экономического, политического, культурного и т.п. сотрудничества.

2. Федеральный договор - это соглашение о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.

3. Региональный договор - это соглашение по вопросам экономического, социального, научного, культурного сотрудничества между субъектами РФ.

4. Договор местного самоуправления - это соглашение между органами власти города, районов в городе, города и сельских районов на территории субъекта РФ о разграничении, передачи и перераспределении полномочий, а также по иным вопросам местного значения.

5. Локальный договор - это соглашение по трудовым, социально-экономическим и профессиональным вопросам между администрацией и работниками на предприятии, в учреждении и организации, например, коллективный договор.

6. Договор на уровне организаций.

7. Договор в административном праве.

 

Правовой обычай -это сложившееся и широко применяемое общее правило поведения, имеющее юридическое значение.

Особенность правового обычая в том, что он непосредственно не закрепляется в законе, закон лишь отсылает к нему. Вместе с тем обычаи не должны противоречить законодательству. Правовой обычай признаётся источником российского права. В частности, ст. 5 ГК РФ говорит об обычаях делового оборота, отсылает к правовому обычаю и Кодекс торгового мореплавания.

Правовой обычай прямо не закрепляется в текстах нормативно-правовых актов, он существует в отношениях, а законодатель отсылает к нему и, тем самым санкционирует его, т.е. придаёт ему юридическую силу и обеспечивает его выполнение.

 

Судебный прецедент -это решение по конкретному судебному делу, которому придано значение общего правила. Правовой прецедент является источником права в США, Англии.

Постепенно меняется отношение к судебному прецеденту в нашей стране. Всё больше учённых и практиков соглашаются с тем, что выносимые Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ решения (их называют “правоположения”) содержат не только разъяснения порядка применения норм права, а сами правила поведения. Поэтому и предлагается официально придать решениям названных выше органов форму прецедентного права.

 

Некоторые выделяют в качестве источника права правовую доктрину -например, теория разделения властей Ш. Монтескье.

 

 

Закон: понятие, виды.

Закон – это принятый всенародным голосованием (референдумом) илипредставительным органом государства нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения, обладающий высшей юридической силой и имеющий прямое действие на подведомственной территории, принятый в особом, установленном Конституцией, порядке.

 

Признаки закона.

1. Закон принимается на референдуме или представительным органом государства. Закон – акт строго определённых, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов РФ или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.

2. Закон – это нормативно-правовой акт. Закон всегда принимается как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

3. Закон принимается в соответствии с особой законодательной процедурой. (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, одобрение закона, подписание закона, опубликование закона). Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов. Так, федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Они подписываются и обнародуются Президентом РФ (ст. 107 Конституции РФ). Для принятия федеральных конституционных законов установлен свой порядок, предусмотренный ст. 108 Конституции РФ.

4. В законе воплощаются важные и наиболее значимые общественные отношения. Закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона правовое регулирование по данным вопросам “начинается”.

5. Закон обладает высшей юридической силой. Это выражается в том, что: 1)все остальные правовые акты должны издаваться на основе законов и не противоречить им (в случае коллизии закона с подзаконным актом должен быть отменён подзаконный акт или он должен быть приведён в соответствие с законом); 2) закон не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства; 3) законы могут быть отменены или изменены только законами.

Виды законов.

Конституция -это закон, обладающий наивысшей юридической силой (закон законов). Она является:

* основополагающим нормативным актом, поскольку закрепляет права и свободы человека и гражданина, основы общественного и государственного устройства;

* базой для развития всего законодательства, т.е. определяет смысл и содержание конкретизирующих её положения законов, других нормативных актов;

* прямо и непосредственно действующей. Любой орган государства, местного самоуправления, общественное объединение, граждане при решении тех или иных юридических вопросов могут ссылаться на статьи Конституции;

* стабильным нормативным актом. Конституцию обычно принимают на достаточно длительное время. Поэтому важно, чтобы её положения были устойчивыми, неизменными, как можно дольше. Это обеспечивается особым порядком её пересмотра и внесения поправок, предусмотренных в главе 9 Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы -их принимает Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Федеральные законы -данные законы принимает Государственная Дума по текущим вопросам в области экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Среди таких законов особо выделяют законы-кодексы (ГК РФ, УК РФ).

Законы субъектов РФ -данные законы исходят от представительных органов власти субъектов РФ и действую только на их территории.

Все вместе законы составляют законодательство (систему законодательства)

Классификация законов.

Для исследования связей различных звеньев правовой системы, и взаимозависимости отдельных видов нормативно-правовых актов, большое значение имеет их научная классификация. Классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Приведенная выше характеристика понятия закона, позволяет установить несколько его наиболее существенных свойств, каждое из которых, раскрывая одну из важнейших граней такого понятия, как закон, может служить своеобразным критерием разграничения. Применение этих критериев даёт возможность построить классификацию законов: во-первых, возможна классификация законов по их содержанию и юридической силе; во-вторых, для федеративных государств существенное значение играет классификация законов по территориальному масштабу их действия; в-третьих, учитывая содержание закона, можно произвести классификацию законов по основным сферам регулирования; в-четвёртых, свойственный законам особый, установленный в нормативном порядке способ их подготовки, рассмотрения и принятия позволяет классифицировать законы в соответствии с порядком их издания. Дело в том, что чаще всего законы принимаются представительными органами государственной власти, реже – путём всенародного голосования, т.е. референдума. Значимость подобной классификации объясняется тем, что в каждом из описанных выше случаев меняется субъект принятия закона. В первом случае воля народа выражается представительным органом государственной власти, а во втором – этот орган принимает решение о проведении референдума, и народ сам решает вопрос о принятии закона непосредственно.

Таковы критерии, по которым допустима научно обоснованная классификация законодательных актов. При этом классификация по одному признаку не исключает классификации по другим. Один и тот же закон можно классифицировать по разным основаниям – это просто означает, что он обладает различными признаками, позволяющими рассматривать его в различных аспектах. Далее в курсовой работе будет рассмотрена классификация по первым трём основаниям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.032 с.)