Этапы развития тгп как юридической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития тгп как юридической науки.



Этапы развития ТГП как юридической науки.

Основоположником ТГП в современном смысле является английский юрист Джон Остин, который в 1834 году издает курс лекций по теории права, в котором обосновывается необходимость изучения общих понятий для законодательства различных стран. Сам термин ТГП был введен значительно позднее немецким юристом Адольфом Меркелем. Системой изучения юриспруденции в России было связано с возникновением потребности в грамотных управленцах, работниках государственных учреждений, необходимости пройти специальное обучение в юстиц-коллегии. Профессиональную подготовку юристов начинает и первый Российский университет в Москве с середины 18 века. Особенностью преподавания права в то время было, то, что первые российские профессора в основном являлись практическими работниками, а общие теоретические знания преподавались иностранными профессорами. Для западной правовой мысли конца 18 начала 19 веков была характерна приверженность к теории естественного права, в котором в силу значительной абстрактности не смогла оказать влияния на российскую юридическую науку. В российских цивилизациях преобладала историческая школа права, поэтому, прежде всего, изучалось законоведение, это было связано и с практической направленностью отечественного правоведения. Большое препятствие для развития общей теории права была неупорядоченность российского законодательства.

Российская наука 18 века основной задачей ставила не теоретическое осмысление права, а его систематизацию. На новый уровень российскую юридическую науку вывели два события – это издание полного собрания законодательств и свода законов российской империи, а также судебная реформа 1864 года. Университетским уставом 1835 года предусматривалось создание 8 кафедр, где изучалось российское законодательство. С 1836 года были введены курсы энциклопедии, политических и юридических наук, история философии и права. Курс энциклопедии читался для студентов юристов, он должен был обеспечить набор общих знаний о законодательстве государственных правлений, и вырабатывать навыки юридического мышления. Энциклопедия права читалась в начале курса обучения, поэтому высказывались предложения о необходимости в конце обучения отдельно выделять проблемы общей теории правовой науки. Энциклопедия права считалась предшественником общей теории ТГП. Кистяковский, Ковалевский, Коркунова, Шершеневич стали весомым вкладом в развитии общей теории правовой мысли. Особенность российского правового мышления состоит в том, что право в России никогда не занимало господствующего положения. Для российского общественного сознания право это настоящее и его несовершенство связано с несовершенством человека, а поскольку идеал предполагает совершенствование человека, то таким совершенным людям право не нужно.

Советская юриспруденция классического периода характеризовалась теоретической замкнутостью, особо отрицательных последствий эта замкнутость не имела, поскольку зарубежные разработки изначально ориентировались на принципиально другие, чем в Советском Союзе общественные условия. Однако в середине 80-х годов этот разрыв дал многочисленные негативные результаты: 1) дореволюционная юридическая теория стала восприниматься как идеальная, 2) отрыв от западной теории привлек к ее прямому заимствованию и большая часть законодательных актов конца 80-х начала 90-х годов была создана под сильным влиянием западных модельных законов, а теория, которая должна была осмыслить практику, оказалась отсталой на тысячу лет.

В советский период были достигнуты следующие результаты: 1) установление общих устойчивых определений, 2)единство признаваемых методов исследования, 3)единство в общей теоретической основе всех социальных наук, 4) создание базовых концепций во всех отраслях права. Так в области ГП была сформулирована общая концепция права собственности, определена сущность юридического лица, разработано понятие оперативного управления, с помощью, которой разрешалось противоречие между государственной собственностью и правомочиями предприятий.

Современное состояние ТГП можно охарактеризовать как состояние глубокого методологического кризиса, это связано с отсутствием единого идеологического подхода к социальному познанию, а также с изменениями происходящими в Г и П с развитием новых научных знаний. Предмет ТГП претерпевает серьезные изменения связанные с процессом глобализации. Важно определить степень изменения сущности Г и П – это теория ограниченного или относительного суверенитета государства, это и процессы конвергенции (сближения) источников права. Повышенная роль информатизации и информационных технологий также меняют суть Г и П, что нашло отражение в концепции информационного государства, синергетических и постмодернистских подходах к изучению Г и П, при этом подчеркивается, что настоящее юридическое образование не в состоянии охватывать все аспекты права, оно должно обучать определенному способу мышления. Важным является умение оценивать возникшие проблемы, рассматривать все стороны конфликта применение определенной техники в реализации права, поэтому определенную роль получают обще-теоретические науки. Предлагается выделять в рамках ТГП три части: философию права, социализацию государства, юридическую догматику, в рамках которой изучалась структура Г и П, их формы и основные понятия.

Теории происхождения права.

Договорная (естественно-правовая) теория. Ее родоначальники (Платон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д; Локк, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государство возникло в результате соглашения, то есть договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести "войну всех против всех". В силу договора часть своих прав люди делегировали государству в обмен на его защиту и покровительство и перешли в правовое состояние. Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность. Слабая сторона данной теории заключается в том, что государственно-правовые явления рассматриваются как продукт человеческого разума и воли. Такая трактовка происхождения государства и права является субъективно-идеалистической, так как игнорирует объективные экономические и социально-политические факторы. Положительной стороной естественно-правовой теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

Близко к этой теории примыкает теологическая концепция - официальная доктрина Ватикана, автором которой является Фома Аквинский (XII-XIII вв.). Согласно теологической теории, государство - это продукт божественной воли. Естественное право имеет божественное происхождение. Недостаток - теологическая теория имеет объективно-идеалистический характер, так как ставит государство и право в зависимость от воли Бога. Положительный момент этой теории заключается в том, что теологи рассматривают естественное право как неотчуждаемое и неизменное.

Психологическая теория (Л. Петражицкий, 3. Фрейд, Фрезер и другие) рассматривает государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влечений. По Фрейду, человеку свойственны агрессивные импульсы, которые можно подавить только с помощью принуждения. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе и такой силой является государство. Русский ученый Л. Петражицкий связывал происхождение права с императивно-атрибутивными эмоциями индивида. Эти эмоции выражают его правовые притязания (атрибутивность) и представление об обязанностях (императивность), из которых складывается интуитивное право. Данная теория имеет односторонний характер, но вместе с тем показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права.

Родоначальники исторической школы права (Г. Пухта, Ф. Савиньи) считали, что государство и право - это продукт развития народного духа. Немецкий ученый Савиньи утверждал, что государство - это органическое проявление народа, а право - выражение его духовной общности. Исторически это социальное явление формируется примерно так же, как язык в ходе развития народного духа. Недостатком этой теории является преувеличение роли общественного сознания. Достоинство заключается в историческом подходе к этническим факторам, под влиянием которых складывались государственно-правовые явления.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумгиювич, К. Каутский) объясняет происхождение государства и права исключительно военно-политическими причинами, завоеванием одних племен другими. По Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается специальный аппарат принуждения - государство - и его инструмент - право. Данная теория преувеличивает роль насилия в происхождении государства и ставит на первое место военно-политические факторы вместо социально-экономических.

Этапы формирования права.

Право зародилось в недрах первобытного общества на заключительном этапе его развития, в период формирования военной демократии. В процессе правового развития выделяют несколько стадий:

1) архаическое право (обычное, примитивное, племенное, варварское)

Главная особенность состоит в том, что каждая община, род или племя имеют свои правила. Постепенно эти правила начинают охраняться не самими соплеменниками, а специальными органами (вожди, жрецы). Значительную роль играли обычаи, и оно носило устный характер, выражалось в виде преданий, отделных ритуальных действиях.

2) сословное или корпоративное право

Его возникновение стало результатом постепенного развития экономики и социальных отношений, единые ранее соплеменники стали различаться по социальному положению (главы семей, вожди, жрецы, их приближенные), по профессиональному занятию (ремесленники, торговцы). Постепенно выделяются отдельные слои общества или сословия, которые осознают свои интересы, стремятся установить однообразные правила поведения.

3) общегосударственное право, его возникновение относится к 14-17 векам

Главная особенность: - в целенаправленном формулировании норм права специальными органами государства; - защита правовых норм государственными органами, прежде всего, выделяют проявление правоотношений.

Понятие и признаки права.

Право - это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.

Главные признаки правовых норм (и права в целом):

Издание правовых норм государством означает, что только государство в лице специально уполномоченных органов при соблюдении процедуры способно принимать правовые нормы. Так, граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут издавать правовые нормы. То же можно сказать об органах (организациях), не являющихся государственными (например, религиозные организации, политические партии и т. д.).

Нормы права формально определены. Это значит, что они четко сформулированы и закреплены в письменном виде. В отличие от многих социальных норм (морали, обычаев) правовые нормы должны быть конкретными и однозначными.

Общий характер правовых норм означает, что они действуют применительно не к конкретному человеку, а к описанной в норме ситуации. Любой человек, оказавшийся в ситуации, описанной в норме, подпадает под ее действие. Например, лицо, совершившее деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, будет при наличии соответствующих оснований привлечено и уголовной ответственности.

Правовая норма действует многократно (во всех случаях, когда возникает необходимость ее применения) до тех пор, пока она в установленном порядке соответствующими государственными органами не будет изменена либо отменена.

Общеобязательность означает, что все правовые нормы обязательны для исполнения теми, кому они адресованы. В случае неисполнения предписаний правовых норм возможно применение мер государственного принуждения, выступающих чаще всего в виде юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой, уголовной).

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).

Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным.

Формы реализации права.

Правовое регулирование по своему фактическому итогу выражается в реализации права, т.е. в поведении участников общественных отношений, в которого воплощаются требования и возможности, содержится в праве.

В соответствии с этим различаются три формы реализации: исполнение, использование, соблюдение.

Исполнение. Это такая форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания. Характерная черта данной формы – активное поведение субъектов: они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению.

Использование. Это такая форма реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений. Характерная черта данной формы реализации – активное поведение субъектов; однако в отличие от предшествующей формы оно касается субъективных прав, причем прав на свое, "собственное" активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей (использование, например, права на защиту, права юридического распоряжения объектами личной собственности, избирательных прав и т.д.).

Соблюдение. Это такая форма реализации, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы – пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них пассивные обязанности.

Виды правового поведения.

1. Правомерное поведение граждан. Поведение гражданина по своей массовости составляет основную часть всех правомерных действий. Мы рассмотрим следующие разновидности:

а) "Материальное" поведение. Под этим условным термином мы назовем те виды правомерного поведения, которые направлены на непосредственное достижение социально-экономических, интеллектуальных или иных результатов фактического характера. Это осуществление своих политических, трудовых, жилищных, имущественных прав и обязанностей, реализация отношений в сфере медицинского обслуживания, социального обеспечения, образования, пользование достижениями культуры и т.д.

Другими словами, "материальное" правомерное поведение имеет объективное социальное содержание и субъективно направлено к этим же целям, вместе с тем, поскольку мы говорим о правомерном поведении, оно имеет юридическую форму, связанную с реализацией соответствующих норм и правовых отношений.

б) "Инструментальное" поведение. Природа "инструментального" поступка ясна каждому, кто его совершает; более того, он и совершает такой поступок из-за его правового значения. "Инструментальное" действие гражданина можно разделить на несколько видов. К ним относят:

1) действие, необходимое для вступления в правоотношение;

2) защита правоотношения, включая удостоверение юридических фактов и споров о праве;

3) действие, необходимое для изменения или прекращения правоотношения.

в) Правомерное бездействие. Рассмотренные выше виды правомерного поведения - "материальное" и "инструментальное" - совершаются путем активных поступков - действий, операций, деятельности. Однако правомерным может быть и поведение, осуществляемое посредством бездействия. При этом возможно 2 его основные разновидности:

1) это соблюдение запретов, т.е. не совершение тех поступков, которые запрещены правовыми нормами;

2) не использование своих прав, предусмотренных разрешающими нормами.

г) Социально-правовая активность. Противоположными по отношению к бездействию является социально активное поведение граждан. Под социально-правовой активностью понимают добровольное, инициативное совершение действий, способствующих укреплению законности и порядка.

2. Правомерное поведение коллектива. Правомерное, в том числе и социально активное поведение коллектива не менее разнообразно, чем поступки гражданина. Однако классификация его видов является иной, в ее основе лежит функциональное распределение деятельности коллектива на внешнюю и внутреннюю, на профессиональную и общественную, на деятельность коллектива как целого и на поведение его руководителей, должностных лиц и работников.

а) Профессиональная и общественная деятельность коллектива. Коллектив признанный субъектом правового поведения, имеет своим главным назначением ту или иную специфическую деятельность: экономическую, общественно политическую, социально культурную и т.п. Этот род деятельности, ради которой, собственно, и образовался коллектив. Также как и поведение гражданина, правомерная деятельность коллектива реализуется прежде всего путем непосредственного в осуществлении тех действий и операций, которые предусмотрены технологическим процессом или вытекают из его управленческих функций. Выполнение производственных планов, осуществление других, в том числе организационно и культурно-воспитательных мероприятий, входящих в компетенцию данной организации - вот основная форма профессиональной деятельности коллектива. Правовая деятельность коллектива может быть и общественной, например, участие в избирательной компании.

б) Коллегиальные решения. Оно выражает волю всего коллектива непосредственно, например, решение общего собрания, или опосредованного, например, решения правления колхоза. Совершая юридически значимые действия, коллектив проявляет свою волю не являющуюся простой суммой индивидуальных воль. Задача коллегии, принимающей решения, состоит, в том, чтобы выразить эту волю наиболее адекватным образом.

в) Международная деятельность государства. Своеобразным видом правового поведения является деятельность государства на международной арене. Вопрос о материальном субстрате этой деятельности является дискуссионным. Своеобразие юридической регламентации международной деятельности государства связанно с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что ее недостаточно предусмотреть нормами внутреннего права. Чтобы ее деятельность была правомерной, необходимо ее соответствие нормам международного права, выражающим согласованные интересы сторон. Во-вторых, международная правовая регламентация деятельности государств далеко не является исчерпывающей. В настоящее время не существует такой системы международных правовых актов, которые всесторонне охватывали бы все виды и формы деятельности государств на международной арене.

3. Правовое поведение должностных лиц. Должностные лица - это, как правило, член коллектива, который осуществляет от имени государства в целом, государственного органа или общественной организации правомерное действие, связанные с управлением людьми или движением материальных ценностей. Отсюда видно, что значения должностных лиц выходит за рамки личных интересов, последствия таких поступков могут касаться многих лиц и организаций и существенно сказаться на различных сферах жизни.

а) Особенности поведения должностных лиц. Характерные черты поведения должностных лиц определяются тем что они действуют не от своего имени, а от имени государственной или общественной организации. Поэтому и сами решения и действия должностных лиц, коль скоро они принимают и осуществляют в соответствии с его компетенцией, имеют силу актов деятельности данного коллектива со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сходство поведения должностных лиц с поведением гражданина, осуществляемого промерные действия, состоит в том, что: оно совершается конкретным дееспособным субъектом; субъективная сторона поведения должностных лиц, действующая в пределах компетенции, предлагает сознательные волевые действия; его объективная сторона определена правовыми нормами.

б) Условия оптимального поведения должностных лиц. Государственный служащий - это представитель государства, от его принципиальности, деловитости, идейной убежденности зависит и качество работы, и авторитет представляемую им организации, и эффективность осуществляемых мероприятий.

4. Поведение, прямо не предусмотренное правом. Граждане, коллективы, должностные лица осуществляют правомерное и противоправное поведение, признаки которых, как правило, достаточно полно определены законом и другими нормативными актами. В связи с этим разграничительная линия между правомерными и противоправными поступками, казалось бы, не представляет особой проблемы. Между тем есть несколько аспектов указанного разграничения, которые требуют дальнейшего изучения.

а) Поведение граждан. В основе признания правомерности поведения граждан, прямо не регламентированного правом, лежит формула: "Дозволенно все, что не запрещено", однако она действует с определенными ограничениями:

1) общее указание на принципы общества, которому поведение не должно противоречить;

2) конкретный учет целевого назначения тех или иных видов поведения;

3) указание на допустимые средства осуществления своих прав и законных интересов.

б) Поведение коллективов и должностных лиц. Поведение любого коллектива и его должностного лица должно осуществляется в пределах его компетенции. Вне нее поведение будет либо неправомерным, либо юридически нейтральным. Отсюда вытекает, что правомерное поведение по формуле "Дозволенно все, что не запрещено" для коллективов и должностных лиц не существует.

в) Правомерность в широком смысле слова. Оно вовсе не безгранично. Право так регламентируется и охраняет поведение, чтобы способствовать развитию творческой активности людей и вместе с тем оградить их интересы от произвола и анархии.

Состав правонарушения.

Состав правонарушения — совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

1. Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т. п.

2. Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью).

3. Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава Правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

· деяние (действие или бездействие);

· противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм;

· вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);

· причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по, времени то или иное поведение наступившему результату или нет;

· место, время, способ, обстановка совершения деяния.

4. Субъективная сторона правонарушения — ее составляют вина, мотив, Цель. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть умышленной и неосторожной. Умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус — это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица.

Суверенитет и федерализм.

Суверенитет (нем. Souveranitat фр. souverainete верховная власть) – верховенство и независимость власти. Понятие “С.” было введено в политическую науку французским юристом Жденом, который определял С. как полную и независимую власть государства. В Новое время учение о С. было развито Т.Гоббсом и Ж.Ж-Руссо. Последний связывал идею С. с выражением общей народной воли. Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. – основополагающий принцип международного права, закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Во внешних отношениях С. ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, напр., запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (напр., Организация Объединенных Наций), региональных (напр., Совет Европы) надгосударственных организаций.

Федерализм - (от лат. foederatio - союз, объединение) - система правления, в которой власть осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами правления. Центральным пунктом определения является двухуровневая структура правления. При федерализме суверенность разделяется между национальным (федеральным) и региональным руководством, т.е. с одной стороны центральное правительство, с другой штаты, провинции, республики, кантоны, земли и другие составляющие региональной власти.

Федерализм предполагает децентрализацию, т.е. территориальную самостоятельность поселений, городов, крупных административных единиц и т.д. В конечном счете, право решать вопросы, связанные с местной муниципальной общностью, должно принадлежать именно тем, кто с ней связан непосредственно, и кто обеспечивает необходимые средства для их решения. Федерализм признает необходимость широкого развития местного самоуправления - основы гражданского общества. Ведь именно в рамках местного самоуправления эффективно используется непосредственная, прямая демократия для решения вопросов, затрагивающих жизнь каждого гражданина.

В настоящее время в России сделан серьезный прорыв в понимании действительного смысла федеративного устройства с преодолением разрушительного принципа национально-территориального деления России. Федерализм в Конституции РФ акцентируется только на обеспечении условий примирения национальных интересов и на сфере взаимоотношений национальных образований. Конституцией обеспечиваются условия примирения разнообразных интересов - территориальных, социальных и др., в том числе регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Важно, что в Конституции четко прослеживается двухуровневая система правления, где власть осуществляется одновременно федеральным органом и субъектом федерации, т.е. налицо один из важных атрибутов классического понимания федерализма.

Ценности права.

Ценность права — это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно-организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не свободу обозначает вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию — это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.

Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и пр. Значимость права для утверждения справедливости очевидна. Это дает основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей...» является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских решений.

Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международною и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.

Право и мораль.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор. Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство, техника) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства.

Первые, еще неписаные правовые законы («естественное право», «обычное право»), по-видимому, во многом совпадали с нормами нравственности. Отделение права от морали — результат расхождения между требованиями государства к населению, вводимыми для обеспечения нужного властям общественного порядка, и нравственностью, которой нельзя управлять «сверху» и быстро изменять в соответствии с встающими перед властями задачами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.08 с.)