Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм государства, его структура.

Поиск

В юридической литературе понятия "механизм государства" и "государственный аппарат" употребляются как синонимы. Однако понятие "механизм государства" шире, чем понятие "государственный аппарат".

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.
Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем: 1) механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений), 2) государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций, 3) функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием, 4) механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Структурными компонентами механизма государства являются: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия. Каждое звено государственного механизма выполняет присущие ему функции.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную функции.

Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечения прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Отдельные авторы (А.В.Малько) в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью.

Государственные служащие - это особый слой людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

Понятие аппарата государства. Понятие и признаки государственного органа.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную функции. Под государственным аппаратом понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями. Государственный аппарат включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Государственные органы, их классификация

Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата, посредством которых функционирует государство. Понятие "государственный орган" используется в двух значениях. В широком смысле орган государства есть орган власти. В узком смысле - это орган, выполняющий определенные задачи и функции. Государственный орган как часть государственного аппарата имеет:

а) свой предмет ведения (содержание деятельности);

б) компетенцию (строго определенные полномочия).

Каждый государственный орган образован и действует на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов. Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:

а) путем издания предписаний общего характера (нормативные акты);

б) путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

в) путем осуществления организационной деятельности.

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:

1. По способу формирования различают представительные и назначаемые органы. Представительные органы избираются непосредственно населением, например, Дума. Назначаемые органы формируются уполномоченными органами государства. Это - правительство, министерства, комитеты и другие управленческие структуры.

2. По иерархии органы подразделяются на федеральные, республики

3. По принципу разделения властей выделяют законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы.

5. По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции - правительство - и органы специальной компетенции - министерства.

6. По порядку осуществления компетенции органы могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание).

7. По срокам полномочий органы делятся на постоянные и временные. Первые создаются без ограничения срока действия, вторые - для достижения краткосрочных целей.

Представительные органы государственной власти

Представительными органами являются законодательные органы, а также местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания населением, действуют от его имени и ответственны перед ним. Главенствующее положение занимают законодательные органы - органы государства, которые издают в форме законов правовые нормы, обязательные для исполнительной власти и составляющие нормативную основу деятельности судебной власти. При демократическом государственном режиме высшим представительным и законодательным органом является парламент, известный в ряде стран под другими названиями: в России - Федеральное Собрание, в Польше - Сейм, в США - Конгресс, в Испании - Кортесы, в Швеции - Риксдаг и так далее. Общепринятым собирательным названием законодательных органов является парламент. В зависимости от государственного устройства и политических традиций структура парламента может быть различной: однопалатной или двухпалатной. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя - из представителей субъектов федерации. Исторически бикамеральное строение парламента является проявлением демократизма, ибо верхняя палата представляет интересы аристократии, а нижняя - широких слоев населения. Однопалатные парламенты существуют в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша). При парламентах образуются и действуют постоянные и временные комитеты и комиссии, которые ведут работу по конкретным направлениям деятельности, входящим в компетенцию парламента. Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями (рассматривает и утверждает проект государственного бюджета), осуществляет контроль над деятельностью правительства, утверждает и расторгает международные договоры, а также имеет квазисудебные полномочия - может осуществлять импичмент и объявлять амнистию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.006 с.)